Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С. Черный «Воробей», «Слон», С. Есенин «Черемуха»

Поэтическая тетрадь

30.01.2025
2078
0

С. Чёрный «Воробей», «Слон», «Что ты тискаешь утёнка?»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведениями С. Чёрного
  • продолжим учиться анализировать стихотворения
  • будем искать в стихотворении средства художественной выразительности

Словарь

Вьюшка — устанавливаемое в дымоходе кирпичной печи устройство для его открывания и закрывания.

Пичужка — маленькая птичка.

Нахал — грубый и наглый человек.

 


Об авторе

 

Картинка

Саша Чёрный (1880–1932) — русский поэт и прозаик. Его стихотворения рассказывают о людях, об их отношении к окружающему миру, друг другу, природе, животным. 

За свою жизнь Саша Чёрный использовал разные псевдонимы. Самые известные из них — Сам по себе и Мечтатель. Саша Чёрный — это тоже псевдоним, так как настоящее имя поэта Александр Гликберг.


Прочитайте стихотворение Саши Чёрного «Воробей». Каким автор изображает воробья? 

 

                Воробей

Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто её сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, ещё чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
Ближе, ну ещё немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.

 

 

В первых четырёх строках стихотворения автор изображает воробья очень активным. Он прыгает, чтобы согреться, его лапки скачут то врозь, то вкось. Сама птичка похожа на серую мышку, воробей такого же серого цвета, его движения напоминают серую мышь.


Как автор относится к своему герою?

 

Автор очень ласково и с любовью относится к воробью. В начале стихотворения он называет его «мой воробей, воробьишка». Также он кормит воробья и предлагает ему свою дружбу.


Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

 

  • Эпитет: cepый-юркий.
  • Сравнение: словно мышка.
  • Олицетворение: вeтep сыплет cнeгoм 
  • Метафора: глазки — бucep.

 

Картинка


Прочитайте стихотворение Саши Чёрного «Что ж ты тискаешь утёнка?». Какова главная мысль  произведения?

 

* * *

Что ты тискаешь утёнка?

Он малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головёнку,

Рвётся прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черёд?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утёнка к утке,

Пусть идёт купаться в пруд.

Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут.


 

 

Главная мысль этого стихотворения состоит в том, что с животными нужно обращаться бережно. Нужно помнить, что действия, приятные людям, не всегда приятны животным.


Как Саша Чёрный относится к ребёнку в произведении «Что ж ты тискаешь утёнка?». Как он ему объясняет правила обращения с животными?

 

Саша Чёрный в шутливой форме объясняет ребёнку, что нельзя стискивать мелких животных. Однако это не значит, что сама ситуация весёлая. Она очень серьёзная. Автор приводит пример:

 

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черёд?

 

Эти слова помогают ребёнку понять все чувства бедного маленького утёнка. И он отпустит его к маме-утке.


Прочитайте стихотворение Саши Чёрного «Слон». Каким автор изображает слона в стихотворении? 

 

                          Слон

— Слоник-слоник, настоящий слон живой, —
Отчего ты всё качаешь головой?
— Оттого что, потому что, потому, —
Всё я думаю, дружок, и не пойму…
Не пойму, что человек, такой малыш —
Посадил меня в клетушку, словно мышь…
Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать…
— Слоник-слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой…
Я принёс тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать…
Ты не будешь головой теперь качать?..

 

 

Саша Чёрный очень необычно изображает в стихотворении слона, которого посадили в клетку, как маленькую мышь. Также необычно то, что слон разговаривает с мальчиком и рассказывает о том, что его волнует. Он скучает в клетке и не понимает, как его в неё могли посадить.


Прочитайте в лицах разговор слона с малышом. Определите, шутливым или серьёзным тоном надо читать эти стихи?

Картинка

Это стихотворение необходимо читать шутливым тоном, так как мальчик хотел посодействовать слону и нашёл, как ему кажется, выход из положения, подарив игрушечного слона.


Что общего в произведениях «Воробей» и «Слон»? О ком они: о животных или о людях?

 

Главными героями прочитанных произведений являются животные. В них присутствуют и люди. Стихотворения «Воробей» и «Слон» объединяет мысль о том, что человеку нужно быть аккуратным, бережным и осторожным в обращении с животными. Автор хочет показать связь людей с животным миром, научить правильно с ними обходиться, ценить, уметь любоваться и замечать столь прекрасные особенности каждого животного.

Поэт говорит об этом с юмором, очень лёгким и интеллигентным языком.


Попробуйте сочинить весёлую историю или небольшое стихотворение о любом животном. Расскажите, что у вас получилось, своим друзьям, родителям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке

 

Сегодня на уроке я познакомился…

 

Выберите смайлик, который вам подходит: зелёный — я доволен своей работой на уроке, жёлтый — на уроке я работал неплохо, красный — на уроке мне было трудно.

Картинка


Предыдущий урок
В. Астафьев «Капалуха»
Произведения о животных
Следующий урок
И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Правописание суффиксов.

    Русский язык

  • Одномерные массивы. Вычисление суммы элементов массива

    Информатика

  • У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке