- познакомимся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Листья» и А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
- познакомимся со стихотворениями И. Никитина «Встреча зимы» и И. Сурикова «Детство», «Зима»
- продолжим развивать навыки выразительного чтения
- потренируемся распознавать средства художественной выразительности, а также анализировать и делать выводы
Тощая зелень — редкая.
Зефиры — лёгкие, тёплые ветры.
Докучных — надоедливые.
Тороватый — щедрый (не скупой).
Угрюмых — суровый, грозный.
Искони — с давних пор.
Перезябнешь — замёрзнешь.
Ветхая — старая.
Лапти — обувь из лыка.
Светца — приспособление для укрепления горящей лучины.
Смежит — сомкнуть, закрыть.
Пеленою — покрывало.
Об авторах
Два величайших поэта своей эпохи — Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени.
Ф. И. Тютчев А. А. Фет
Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем в произведениях и у Ф. И. Тютчева, и у А. А. Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве других поэтов.
Вопросы к тексту
Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья». Как называли себя листья? Что они рассказывали о себе? О чём они мечтают? К кому обращаются с просьбой?
Листья
Пусть сосны и ели Но птички отпели,
Всю зиму торчат, Цветы отцвели,
В снега и метели Лучи побледнели,
Закутавшись, спят, — Зефиры ушли.
Их тощая зелень, Так что же нам даром
Как иглы ежа, Висеть и желтеть?
Хоть ввек не желтеет, Не лучше ль за ними
Но ввек не свежа. И нам улететь!
Мы ж, лёгкое племя, О буйные ветры,
Цветём и блестим Скорее, скорей!
И краткое время Скорей нас сорвите
На сучьях гостим. С докучных ветвей!
Всё красное лето Сорвите, умчите,
Мы были в красе Мы ждать не хотим,
Играли с лучами, Летите, летите!
Купались в росе!.. Мы с вами летим!..
(Ф. И. Тютчев)
Листья называли себя «лёгкое племя». Они рассказывали, что всё лето гостили на ветках, были в красе, играли с лучами, купались в росе. Листья мечтают быть сорванными и улететь вместе с ветром. С этой просьбой они и обращаются к буйным ветрам.
Запомните!
В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности — это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описания какого-либо предмета.
Эпитеты чаще всего выражены именами прилагательными (слова, которые отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предметов.
Пример: грустная берёза , таинственный свет .
Олицетворения чаще всего составляют два слова.
Сравнительный оборот строится со словом как , будто , как будто ,
словно .
Пример: лежал закат костром багровым (закат сравнивается с костром), в этом райском уголке мы оказались словно в сказке (уголок сравнивается со сказкой).
Также выделяют особый приём, схожий со сравнением, — метафору. Метафора — это скрытое сравнение, когда сравнение предметов происходит, но слов как, будто и других нет (костёр рябины).
Поэт рассказывает о листьях как о живых существах, как это проявляется в стихотворении?
Стихотворение написано в форме монолога, который ведут листья. Они рассказывают о себе, что делает их живыми. Также у листьев есть память (они помнят про лето и свои игры) и мечты (они мечтают улететь с ветром). Все это свойственно только живым существам.
Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.
Эпитеты: тощая зелень, лёгкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.
Сравнения: зелень как иглы.
Олицетворения: сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.
Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка…»
От чьего имени написано стихотворение?
* * *
Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
(А. А. Фет)
Стихотворение написано от лица мальчика, который обращается к маме и рассказывает о выпавшем снеге.
Найдите созвучие в словах, рифму. Обратите внимание на расположение этих слов.
В первой строфе присутствует рифма: окошко-кошка, одело-побелело, нос-мороз. Рифмуются первые две строки, потом третья и шестая, и четвёртая с пятой строкой. Эту рифмовку называют смешанной.
Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.
- Эпитеты: колючий, светло-синий иней, свежей, белой, пухлой ватой.
- Метафоры: двор одело.
- Сравнения: словно ватой.
- Олицетворения: кто-то убрал кусты.
О произведениях
Стихотворения И. Никитина и И. Сурикова о зимней природе настолько хороши, что при чтении кажется, что мы их знали всегда. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой…»
Эти стихотворения ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, создаётся ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи И. Никитина и И. Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.
Вопросы к тексту
Прочитайте стихотворение И. Никитина «Встреча зимы». Какой поре посвящено стихотворение? Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строчки.
Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом, и людей это всегда радует. Люди радуются тому, что заканчивается осенняя пора. Зима укрывает всё снегом, и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения. О радости говорят строчки «На безлюдный простор…». Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком и также радуется первому снегу, как люди.
Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
Автор одушевляет природу, а в частности зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.
Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.
В этом стихотворении поэт создаёт подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа. Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.
В полдень начинает идти снег и продолжает идти ночью.
На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз, и лес весело смотрит на простор.
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Детство».
От чьего имени ведётся повествование?
Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и слушать бабушкины сказки.
В каких строках выражена главная мысль? Как по ходу повествования меняется настроение стихотворения?
Главная мысль стихотворения заключается в последней строфе:
«Весело текли вы, детские года».
Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей. Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему становится грустно и скучно. Но вот он начинает слушать сказки, и его настроение поднимается. Он воодушевлён, мальчик мечтает и представляет себя царевичем.
Конец стихотворения наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима». Какие приёмы использует поэт для создания образов в стихотворении?
Для создания образов в своём стихотворении И. Суриков использует примеры красочных эпитетов (пушистый снег, тёмный лес, божьи дни, злой мороз, сердитый), которые рождают в воображении образы описываемой природы, сравнения (лес что шапкой принакрылся, точно пеленою), метафоры (снеговые горы). Также мы можем отыскать в нём примеры олицетворения (лес заснул крепко).
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте её при выразительном чтении.
Читать данное произведение нужно со спокойной интонацией. Ведь автор не выражает ни радости, ни тоски. Также в голосе должно присутствовать восхищение красотой природы, что находится под снежным покровом.
Рассказывая о крестьянине, нужно передать уважение и восхищение его натурой. Ведь он был трудолюбивым, старательным. Крестьянин хорошо утеплил своё жилище и был спокоен, ведь теперь лютая зима ему не страшна.
Прочитайте стихотворение А. А. Фета сначала невыразительно, а затем подбирая правильную интонацию. Как вы думаете, почему важно уметь читать стихотворения выразительно? Сделайте вывод.
Поразмышляйте, как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступление зимы. Поделитесь своими размышлениями с родителями, друзьями, учителем.
Оцените свою работу
Сегодня на уроке мне было…
легко трудновато трудно
Закончите фразу.
Сегодня на уроке мне понравилось…