Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Поэтическая тетрадь

Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Листья» и А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
  • продолжим учиться анализировать стихотворения, а также находить средства художественной выразительности

Словарь

Тощая зелень - редкая.

Зефиры - легкие, теплые ветры.

Докучных  - надоедливые.

Тороватый - щедрый (не скупой).

 


Об авторах

 

Два величайших поэта своей эпохи -  Федор Иванович Тютчев  и  Афанасий Афанасьевич Фет . Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. 

 

              Ф. И. Тютчев.                                 А. А. Фет 

 

Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, в произведениях и у Ф. И. Тютчева, и у А. А. Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве других поэтов.         

           


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева “Листья”.  Как называли себя листья? Что они рассказывали о себе? О чём они мечтают? К кому обращаются с просьбой?

 

                                             Листья

 

Пусть сосны и ели                        Но птички отпели,

Всю зиму торчат,                           Цветы отцвели,

В снега и метели                           Лучи побледнели,

Закутавшись, спят, –                     Зефиры ушли.

Их тощая зелень,                           Так что же нам даром

Как иглы ежа,                                  Висеть и желтеть?

Хоть ввек не желтеет,                   Не лучше ль за ними

Но ввек не свежа.                          И нам улететь!

 

Мы ж, легкое племя,                    О буйные ветры,

Цветем и блестим                        Скорее, скорей!

И краткое время                           Скорей нас сорвите

На сучьях гостим.                          С докучных ветвей!

Всё красное лето                          Сорвите, умчите,

Мы были в красе                           Мы ждать не хотим,

Играли с лучами,                          Летите, летите!

Купались в росе!..                         Мы с вами летим!..     

(Ф.И. Тютчев)

Листья называли себя “легкое племя”. Они рассказывали, что всё лето гостили на ветках, были в красе, играли с лучами, купались в росе. Листья мечтают быть сорванными и улететь вместе с ветром. С этой просьбой они и обращаются к буйным ветрам.


Запомните!


В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности - это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описания какого-либо предмета. 

 

Эпитеты чаще всего выражены именами прилагательными (слова, которые отвечают на вопросы “какой?” “какая?” “какое?” “какие?” и обозначают признак предметов )

Пример : грустная берёза, таинственный свет.

 

Олицетворения чаще всего составляют два слова

 

Сравнительный оборот строится со словом как, будто, как будто, словно .

Пример : лежал закат костром багровым (закат сравнивается с костром), в этом райском уголке мы оказались словно в сказке (уголок сравнивается со сказкой).

Также выделяют особый прием, схожий со сравнением, - метафору. Метафора - это скрытое сравнение, когда сравнение предметов происходит, но слов как, будто и других нет (костер рябины).


Поэт рассказывает о листьях как о живых существах, как это проявляется в стихотворении?

 

Стихотворение написано в форме монолога, который ведут листья. Они рассказывают о себе, что делает их живыми. Также у листьев есть память (они помнят про лето и свои игры) и мечты (они мечтают улететь с ветром). Все это свойственно только живым существам.


Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своем стихотворении.

 

Эпитеты : тощая зелень, легкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.

Сравнения : зелень как иглы.

Олицетворения : сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета “Мама, глянь-ка из окошка…” От чьего имени написано стихотворение?

 

                  * * *

Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

 

(А. А. Фет)

 

Стихотворение написано от лица мальчика, который обращается к маме и рассказывает о выпавшем снеге.


Найдите созвучие в словах, рифму. Обратите внимание на расположение этих слов.

 

В первой строфе присутствует рифма: окошко-кошка, одело-побелело, нос-мороз. Рифмуются первые две строки, потом третья и шестая, и четвертая с пятой строкой. Эту рифмовку называют  смешанной.


Назовите средства художественной выразительности которые использует автор в своем стихотворении.

 

  • Эпитеты : колючий, светло-синий иней, свежей, белой, пухлой ватой.
  • Метафоры : двор одело.
  • Сравнения : словно ватой.
  • Олицетворения : кто-то убрал кусты


Придумайте свой маленький рассказ об осенних листьях. Расскажите его своим родителям, друзьям, учителю. 

А теперь добавьте в свой рассказ средства художественной выразительности. Как изменился рассказ? Прочитайте его.

Какой рассказ получился ярче и красочнее? Сделайте вывод.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета сначала невыразительно, а затем подбирая правильную интонацию. Как вы думаете, почему важно уметь читать стихотворения выразительно? Сделайте вывод.


Оцените свою работу!

“Сегодня со всеми заданиями на уроке я справился …”

              отлично                             хорошо                          плохо           


 

С. Михалков. «Если», Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

Поэтическая тетрадь
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История