Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

Поэтическая тетрадь

30.01.2025
1812
0

Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Листья» и А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
  • познакомимся со стихотворениями И. Никитина «Встреча зимы» и И. Сурикова «Детство», «Зима»
  • продолжим развивать навыки выразительного чтения
  • потренируемся распознавать средства художественной выразительности, а также анализировать и делать выводы

Словарь

Тощая зелень — редкая.

Зефиры — лёгкие, тёплые ветры.

Докучных  — надоедливые.

Тороватый — щедрый (не скупой).

Угрюмых — суровый, грозный.

Искони — с давних пор.

Перезябнешь — замёрзнешь.

Ветхая — старая.

Лапти — обувь из лыка.

Светца — приспособление для укрепления горящей лучины.

Смежит — сомкнуть, закрыть.

Пеленою — покрывало.

 


Об авторах

 

Два величайших поэта своей эпохи — Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. 

 

              Ф. И. Тютчев                                 А. А. Фет 

 

Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем в произведениях и у Ф. И. Тютчева, и у А. А. Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве других поэтов.   


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».  Как называли себя листья? Что они рассказывали о себе? О чём они мечтают? К кому обращаются с просьбой?

 

                                             Листья

 

Пусть сосны и ели                        Но птички отпели,

Всю зиму торчат,                           Цветы отцвели,

В снега и метели                           Лучи побледнели,

Закутавшись, спят, —                   Зефиры ушли.

Их тощая зелень,                           Так что же нам даром

Как иглы ежа,                                  Висеть и желтеть?

Хоть ввек не желтеет,                   Не лучше ль за ними

Но ввек не свежа.                          И нам улететь!

 

Мы ж, лёгкое племя,                    О буйные ветры,

Цветём и блестим                        Скорее, скорей!

И краткое время                           Скорей нас сорвите

На сучьях гостим.                          С докучных ветвей!

Всё красное лето                          Сорвите, умчите,

Мы были в красе                           Мы ждать не хотим,

Играли с лучами,                          Летите, летите!

Купались в росе!..                         Мы с вами летим!..     

 

                                                                                   (Ф. И. Тютчев)

 

Картинка

Листья называли себя «лёгкое племя». Они рассказывали, что всё лето гостили на ветках, были в красе, играли с лучами, купались в росе. Листья мечтают быть сорванными и улететь вместе с ветром. С этой просьбой они и обращаются к буйным ветрам.


Запомните!


В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности — это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описания какого-либо предмета. 

Картинка

Эпитеты чаще всего выражены именами прилагательными (слова, которые отвечают на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предметов.

Пример: грустная берёза , таинственный свет .

 

Олицетворения чаще всего составляют два слова.

 

Сравнительный оборот строится со словом  как , будто , как будто

словно .

Примерлежал закат костром багровым (закат сравнивается с костром), в этом райском уголке мы оказались словно в сказке (уголок сравнивается со сказкой).

Также выделяют особый приём, схожий со сравнением, — метафору. Метафора  это скрытое сравнение, когда сравнение предметов происходит, но слов какбудто и других нет (костёр рябины).


Поэт рассказывает о листьях как о живых существах, как это проявляется в стихотворении?

 

Стихотворение написано в форме монолога, который ведут листья. Они рассказывают о себе, что делает их живыми. Также у листьев есть память (они помнят про лето и свои игры) и мечты (они мечтают улететь с ветром). Все это свойственно только живым существам.


Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.

 

Эпитеты: тощая зелень, лёгкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.

Сравнения: зелень как иглы.

Олицетворения: сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка…» 

От чьего имени написано стихотворение?

 

                  * * *
 


Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

(А. А. Фет)

 

Стихотворение написано от лица мальчика, который обращается к маме и рассказывает о выпавшем снеге.


Найдите созвучие в словах, рифму. Обратите внимание на расположение этих слов.

 

В первой строфе присутствует рифма: окошко-кошка, одело-побелело, нос-мороз. Рифмуются первые две строки, потом третья и шестая, и четвёртая с пятой строкой. Эту рифмовку называют смешанной.


Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.

 

  • Эпитеты: колючий, светло-синий иней, свежей, белой, пухлой ватой.
  • Метафоры: двор одело.
  • Сравнения: словно ватой.
  • Олицетворения: кто-то убрал кусты.


О произведениях

 

Стихотворения И. Никитина и И. Сурикова о зимней природе настолько хороши, что при чтении кажется, что мы их знали всегда. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой…» 
Эти стихотворения ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, создаётся ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи И. Никитина и И. Сурикова о  зиме на редкость точны и искренни.

Картинка


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение И. Никитина «Встреча зимы». Какой поре посвящено стихотворение? Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строчки.

 

Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом, и людей это всегда радует. Люди радуются тому, что заканчивается осенняя пора. Зима укрывает всё снегом, и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения. О радости говорят строчки «На безлюдный простор…». Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком и также радуется первому снегу, как люди.


Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

 

Автор одушевляет природу, а в частности зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.


Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

 

 

Картинка

 

В этом стихотворении поэт создаёт подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа. Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.  

В полдень начинает идти снег и продолжает идти ночью.

На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз, и лес весело смотрит на простор.


Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Детство». 

От чьего имени ведётся повествование?

 

Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и слушать бабушкины сказки.


В каких строках выражена главная мысль? Как по ходу повествования меняется настроение стихотворения?

 

Главная мысль стихотворения заключается в последней строфе: 
«Весело текли вы, детские года».
 

Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей. Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему становится грустно и скучно. Но вот он начинает слушать сказки, и его настроение поднимается. Он воодушевлён, мальчик мечтает и представляет себя царевичем. 

 

Конец стихотворения наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.


Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима». Какие приёмы использует поэт для создания образов в стихотворении?

 

Для создания образов в своём стихотворении И. Суриков использует примеры красочных эпитетов (пушистый снег, тёмный лес, божьи дни, злой мороз, сердитый), которые рождают в воображении образы описываемой природы, сравнения (лес что шапкой принакрылся, точно пеленою), метафоры (снеговые горы). Также мы можем отыскать в нём примеры олицетворения (лес заснул крепко).


Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте её при выразительном чтении.

 

Читать данное произведение нужно со спокойной интонацией. Ведь автор не выражает ни радости, ни тоски. Также в голосе должно присутствовать восхищение красотой природы, что находится под снежным покровом.

 

Рассказывая о крестьянине, нужно передать уважение и восхищение его натурой. Ведь он был трудолюбивым, старательным. Крестьянин хорошо утеплил своё жилище и был спокоен, ведь теперь лютая зима ему не страшна.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета сначала невыразительно, а затем подбирая правильную интонацию. Как вы думаете, почему важно уметь читать стихотворения выразительно? Сделайте вывод.


Поразмышляйте, как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступление зимы. Поделитесь своими размышлениями с родителями, друзьями, учителем.


Оцените свою работу

 

Сегодня на уроке мне было…

 

Картинка

                                        легко           трудновато         трудно

 

 

Закончите фразу.

 

Сегодня на уроке мне понравилось…


 

Предыдущий урок
Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Озёра

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке