Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С. Михалков. «Если», Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

Поэтическая тетрадь

С. Михалков. «Если», Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведениями С. Михалкова «Если» и Е. Благининой «Кукушка», «Котенок»
  • продолжим учиться анализировать текст
  • развиваем навык выразительного чтения

Словарь

Простосердечный – добродушный, простой.

Смолка – смола.

Ненастный – пасмурный.

 


О произведении

 

Сергей Михалков (1913–2009) – поэт, писатель, сказочник. Его творчество знакомо многим детям и взрослым.

Прежде всего, с чем связывают имя Сергея Михалкова, это его стихи и сказки, написанные или переведённые для детей. Произведения Сергея Михалкова изданы на разных языках в России и за рубежом тиражом почти 300 миллионов экземпляров.

Свои первые стихи Сергей Владимирович начал писать ещё в детстве. Первые его стихотворения, созданные в возрасте девяти лет, были довольно высоко оценены популярным поэтом начала XX века А. Безыменским.

Елена Благинина (1903–1989) – советская поэтесса, переводчица. Любовью и нежностью наполнены ее стихи для детей. Поэзия Е. Благининой берет истоки в традиционной русской классике и устном народном творчестве. 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Если». Как вы думаете, почему автор именно так озаглавил свое стихотворение?

 

                 Если

Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.

Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течет вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.

Если взять все эти лужи
И соединить в одну,
А потом у этой лужи
Сесть,
Измерить глубину,
То окажется, что лужа
Моря Черного не хуже,
Только море чуть поглубже,
Только лужа чуть поуже.

Если взять все эти тучи
И соединить в одну,
А потом на эту тучу
Влезть,
Измерить ширину,
То получится ответ,
Что краев у тучи нет,
Что в Москве из тучи — дождик,
А в Чите из тучи — снег.

Если взять все эти капли
И соединить в одну,
А потом у этой капли
Ниткой смерить толщину —
Будет каплища такая,
Что не снилась никому,
И не приснится никогда
В таком количестве вода!

(С. В. Михалков)

 

Стихотворение С. Михалкова "Если" рассказывает не просто о том, что детям было скучно, или о том, что шел дождь. В нем мы видим, как дети, которым было нечего делать, стали фантазировать, сами нашли себе увлекательное занятие. Они стали предполагать, что случится, если... 

Вынесенное в заголовок слово «Если» служит для указания на придуманную детьми игру-забаву. 


Как вы думаете, что помогло детям скоротать скучный, дождливый день?

Детям помогла скоротать скучный и дождливый день – фантазия. Они представляли, что будет, если соединить лужи, тучки, капли, и им уже не было так скучно. Ведь результат получился смешным.


Прочитайте стихотворения Е.Благининой «Кукушка» и «Котенок». От чьего лица ведется рассказ в стихотворениях?

 

             Кукушка

Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку —
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку!»
То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку-ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю
«Ку-ку, ку-ку!»

(Е. Благинина)

 

 

 

             Котёнок

Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?

День с yтpа стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде…
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта…

Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть — как баpхат,
Хвост — тpyбой…
До чего ж хоpош собой!

(Е. Благинина)

 

Если прочитать стихотворения Благининой "Кукушка" и «Котенок», то мы заметим в них очевидное сходство. Оба стихотворения рассказываются ребенком, а речь ведется от первого лица. В стихотворении "Кукушка" рассказчик лежит в поле и слушает кукушку, в стихотворении "Котенок" подбирает на улице котенка и приносит домой. 


Что вы думаете о детях? Какие они? Как относятся к природе, животным, птицам?

 

В этих стихотворениях дети умные и добрые, они относится к животным и птицам с уважением и заботой. Например, мальчик наслаждается пением кукушки, ощущает всю неповторимость и красоту ее песен. Девочка заботливо и с жалостью относится к котенку, и тоже находит в нем прекрасные черты. 


Как бы вы поступили, если бы увидели животное в беде? Составьте небольшой рассказ об этом. Опишите ситуацию и свои действия подробно.


Выучите одно из стихотворений наизусть. Прочитайте его своим родителям, друзьям, учителю. Постарайтесь передать при чтении все чувства, которые испытывали герои.


Выберите смайлик, который вам подходит: зелёный - я доволен своей работой на уроке, желтый - на уроке я работал неплохо, красный - на уроке мне было трудно.

 


А. Блок «Сны», «Ворона»

Поэтическая тетрадь
  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История