Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Блок «Сны», «Ворона»

Поэтическая тетрадь

30.01.2025
2385
0

А. А. Блок «Сны», «Ворона»

 

Цели урока

  • будем наблюдать за словами автора
  • будем искать средства художественной выразительности

Словарь

Лампадка — светильник, используемый в христианском богослужении.

Конница — конное войско.

Внемлю — слушаю.

Латы — доспехи из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина.

Засовы — большая задвижка.

Вешние — весенние.

 


О произведениях

 

Картинка

Александр Александрович Блок (1880–1921) — величайший поэт, классик русской литературы 19–20 веков. А. А. Блок написал огромное количество стихотворений и несколько пьес. Важно знать, что на всём протяжении своего творчества он писал стихи циклами. Циклы он объединил в сборники, а сборники — в книги.

А. А. Блок писал и прозу, а также был известным публицистом и литературным критиком.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение А. А. Блока «Сны». Какие сны снились мальчику? О чём они?

 

Картинка

Мальчику в стихотворении «Сны» снится древняя сказка о заморской царевне и богатырях.

В его сне конник в латах едет за океаны и моря в поисках царевны. 

Царевна спит в хрустальной кроватке, она околдована сном на целых сто дней.

Конник нашёл злодея, который зачаровал царевну, и победил его. В конце сна мальчик слышит, что цепи колдовства упали и царевна свободна.


Какое стихотворение И. З. Сурикова напомнило вам произведение А. А. Блока «Сны»?

 

Картинка

Стихотворение «Сны» напоминает стихотворение И. З. Сурикова «Детство». В нём мальчик просит рассказать ему сказку и засыпает. И тогда ему снится сюжет услышанной сказки про Ивана-царевича и Серого волка. 


Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

 

Эпитеты: сказке древней, дымно-синие туманы, хрустальной кроватке, зелёный свет, конник гневный, светлый круг, дремные покровы, луч зелёный.

Метафоры: тянет рассказ, звенят мечами, хрусталь стены, стелются лучи, сладко дремлется.

Сравнение: луч как в тумане.


Прочитайте стихотворение А. А. Блока «Ворона». О чём оно? Как автор описывает ворону?

Картинка

Это стихотворение о вороне. А. Блок описал ворону, встречающую весну, после долгой холодной зимы.

Ворона лохматая, взъерошенная, перья в разные стороны, «не причёсана». Дух у неё занялся, что значит «взволнованная», клюв разинула, вытаращены глаза, остолбеневшая, дыхание перехватило. Прыгает боком и глупым скоком, глядит тоже боком — ворона чересчур довольна.


Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна?

 

Автор детально описывает поведение вороны. То, что птица посмотрела на землю искоса (боком), хорошо отражает её любопытную натуру. Также вопросительное предложение «Что белеет под нежною травкой?» очень хорошо подчёркивает внимательно устремлённый взгляд вороны, которая пыталась распознать в траве что-то полезное для себя.


Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

 

Ворона испытывает радость от прихода весенней поры. Теперь и дышать ей легче, и больше не придётся голодать и мёрзнуть. Такое состояние отражают последние строки произведения. А восклицательное предложение придаёт «характера» и показывает, что это радость является действительно очень сильной.

 

«…И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!...»


Какие средства художественной выразительности использует автор в своём стихотворении?

 

Эпитеты: крыше покатой, осталась лохматой, глупым скоком, нежною травкой.

Метафоры: в воздухе вешние звоны, дышать привольно.

Олицетворение: ворона довольна, дух занялся.


Подготовьте выразительное чтение стихотворений «Сны» и «Ворона» наизусть. Прочитайте их своим родителям, друзьям, учителю. 

Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке 

 

Выберите подходящий смайлик.

 

Сегодня на уроке я…

 

Картинка

                      всё понял    —     понял, но не всё  —  ничего не понял


Предыдущий урок
С. Черный «Воробей», «Слон», С. Есенин «Черемуха»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Урал: географическое положение и природа

    География

  • Оформление реферата «История вычислительной техники»

    Информатика

  • Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке