- познакомимся с произведением Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”
- проведём анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос»
Воевода - воинский начальник.
Дозор - патруль.
Палица - тяжелая дубинка с утолщенным концом, употреблявшаяся в старину как ударное или метательное оружие.
Гнет - нечто угнетающее, подавляющее рост, развитие.
Обозы - вереница (цепочка) повозок, саней.
Казна - государственное имущество.
Не скудеет - не уменьшается.
О произведении

Николай Некрасов в своих творениях часто описывал жизнь людей и рассказывал об их бедном существовании.
В стихотворениях о природе поэт старался подчеркнуть ее красоту, гармонию и умиротворенность. Чтобы читатели более ярко представляли себе персонажа, Н. Некрасов часто описывал пейзажи и наделял их образами.
Стихотворение «Мороз-воевода» — это не отдельное произведение, а отрывок из поэмы “Мороз, Красны нос” , которая была написана в 1863 году. Автор посвятил эту поэму своей сестре Анне.

Это интересно!
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. Он родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. За свою жизнь писатель создал много поэм, стихотворений, написал знаменитое произведение “Дед Мазай и зайцы”, работал в журнале. Николай Алексеевич Некрасов умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Вопросы к тексту
Прочитайте отрывок “ Мороз - воевода” из поэмы “Мороз, Красный нос”. Докажите, что поэт создает сказочный образ. Какие приемы он использует?
* * *
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»
(Н.Н. Некрасов)

Н. Некрасов создает сказочный образ Мороза, повелителя снега и холода. Основным приемом, который использует автор, является олицетворение. Поэт наделяет Мороза свойствами живого человека. Он обходит владенья, глядит на лесные тропы и льдины, шагает по деревьям и бьет палицей по веткам. При этом Мороз обладает косматой бородой и поет хвастливую песню. Мороз-воевода — это сказочный персонаж, волшебник.
Как природа реагирует на появление “ Мороза-воеводы?”
Природа с радостью, любовью встречает “Мороза -воеводу”, чтобы мы это увидели, автор использовал в стихотворении эпитет «яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. Также автор использовал эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная. В природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится и переливается.
Какие образные средства языка использует автор для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?
Автор использовал сравнения - “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”, “Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.
Почему песню “Мороза – воеводы” поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
«…И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.»
Н. Некрасов использовал данный эпитет, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что делает. “Мороз-воевода” в ней поет о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек.
Подумайте, каким представляется вам Мороз-воевода при чтении стихотворения. Составьте небольшой текст-описание на эту тему.
Прочитайте составленный рассказ своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке:
Выберите подходящий смайлик.
“Сегодня на уроке я поработал...”

отлично неплохо плохо