Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

Поэтическая тетрадь

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”
  • проведём анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос»

Словарь

Воевода - воинский начальник.

Дозор - патруль.

Палица - тяжелая дубинка с утолщенным концом, употреблявшаяся в старину как ударное или метательное оружие.

Гнет - нечто угнетающее, подавляющее рост, развитие.

Обозы - вереница (цепочка) повозок, саней.

Казна - государственное имущество.

Не скудеет - не уменьшается.

 


О произведении

Николай Некрасов в своих творениях часто описывал жизнь людей и рассказывал об их бедном существовании. 

В стихотворениях о природе поэт старался подчеркнуть ее красоту, гармонию и умиротворенность. Чтобы читатели более ярко представляли себе персонажа, Н. Некрасов часто описывал пейзажи и наделял их образами.

Стихотворение «Мороз-воевода» — это не отдельное произведение, а отрывок из поэмы “Мороз, Красны нос” , которая была написана в 1863 году. Автор посвятил эту поэму своей сестре Анне.

 


Это интересно!

 

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. Он родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. За свою жизнь писатель создал много поэм, стихотворений, написал знаменитое произведение “Дед Мазай и зайцы”, работал в журнале. Николай Алексеевич Некрасов умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте отрывок “ Мороз - воевода” из поэмы “Мороз, Красный нос”. Докажите, что поэт создает сказочный образ. Какие приемы он использует?

 

* * *

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

 

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

 

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

 

«…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

 

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

 

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли —

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли.

 

Богат я, казны не считаю,

А все не скудеет добро

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

(Н.Н. Некрасов)

 

Н. Некрасов создает сказочный образ Мороза, повелителя снега и холода. Основным приемом, который использует автор, является олицетворение. Поэт наделяет Мороза свойствами живого человека. Он обходит владенья, глядит на лесные тропы и льдины, шагает по деревьям и бьет палицей по веткам. При этом Мороз обладает косматой бородой и поет хвастливую песню. Мороз-воевода — это сказочный персонаж, волшебник.


Как природа реагирует на появление “ Мороза-воеводы?”

 

Природа с радостью, любовью встречает “Мороза -воеводу”, чтобы мы это увидели, автор использовал в стихотворении  эпитет «яркое солнце”,  олицетворение  “солнце играет”. Также автор использовал  эпитет  “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная. В природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится и переливается.


Какие образные средства языка использует автор для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?

 

Автор использовал  сравнения  - “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”, “Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.


Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

 

«…И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.»

 

Н. Некрасов использовал данный эпитет, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что делает. “Мороз-воевода” в ней поет о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек.


Подумайте, каким представляется вам Мороз-воевода при чтении стихотворения. Составьте небольшой текст-описание на эту тему. 

 

Прочитайте составленный рассказ своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз. 


Оцените свою работу на уроке:

Выберите подходящий смайлик. 

“Сегодня на уроке я поработал...”

               отлично                      неплохо                      плохо                                                          


Предыдущий урок
С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной», А. Барто «Разлука», «В театре»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
С. Черный «Воробей», «Слон», С. Есенин «Черемуха»
Поэтическая тетрадь
  • Domestic animals

    Английский язык

  • Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Окружающий мир

  • Звуки в английском языке. Igh, y, ie, oy, oi

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке