- познакомимся со стихотворениями И. Никитина «Встреча зимы»
и И. Сурикова «Детство», «Зима» - продолжим развивать навыки выразительного чтения
- потренируемся распознавать средства художественной выразительности,
а также анализировать и делать выводы
Угрюмых — суровый, грозный.
Искони — с давних пор.
Перезябнешь — замёрзнешь.
Ветхая — старая.
Лапти — обувь из лыка.
Светца — приспособление для укрепления горящей лучины.
Смежит — сомкнуть, закрыть.
Пеленою — покрывало.
О произведениях
Стихотворения И. Никитина и И. Сурикова о зимней природе настолько хороши, что при чтении кажется, что мы их знали всегда. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой…»
Эти стихотворения ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, создаётся ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи И. Никитина и И. Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.
Вопросы к тексту
Прочитайте стихотворение И. Никитина «Встреча зимы». Какой поре посвящено стихотворение? Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строчки.
Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом, и людей это всегда радует. Люди радуются тому, что заканчивается осенняя пора. Зима укрывает всё снегом, и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения. О радости говорят строчки «На безлюдный простор…». Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком и также радуется первому снегу, как люди.
Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
Автор одушевляет природу, а в частности зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.
Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.
В этом стихотворении поэт создаёт подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа. Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.
В полдень начинает идти снег и продолжает идти ночью.
На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз, и лес весело смотрит на простор.
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Детство».
От чьего имени ведётся повествование?
Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и слушать бабушкины сказки.
В каких строках выражена главная мысль? Как по ходу повествования меняется настроение стихотворения?
Главная мысль стихотворения заключается в последней строфе:
«Весело текли вы, детские года».
Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей. Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему становится грустно и скучно. Но вот он начинает слушать сказки, и его настроение поднимается. Он воодушевлён, мальчик мечтает и представляет себя царевичем.
Конец стихотворения наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.
Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. О какой сказке он рассказывает?
О любви мальчика к сказкам говорят строки: «Слушаю я сказку —
сердце так и мрёт». Он рассказывает о любимой сказке «Иван-царевич и Серый волк».
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима». Какие приёмы использует поэт для создания образов в стихотворении?
Для создания образов в своём стихотворении И. Суриков использует примеры красочных эпитетов (пушистый снег, тёмный лес, божьи дни, злой мороз, сердитый), которые рождают в воображении образы описываемой природы, сравнения (лес что шапкой принакрылся, точно пеленою), метафоры (снеговые горы). Также мы можем отыскать в нём примеры олицетворения (лес заснул крепко).
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте её при выразительном чтении.
Читать данное произведение нужно со спокойной интонацией. Ведь автор не выражает ни радости, ни тоски. Также в голосе должно присутствовать восхищение красотой природы, что находится под снежным покровом.
Рассказывая о крестьянине, нужно передать уважение и восхищение его натурой. Ведь он был трудолюбивым, старательным. Крестьянин хорошо утеплил своё жилище и был спокоен, ведь теперь лютая зима ему не страшна.
Поразмышляйте, как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступление зимы. Поделитесь своими размышлениями с родителями, друзьями, учителем.
Оцените свою работу
Сегодня на уроке мне было…
легко трудновато трудно
Закончите фразу
Сегодня на уроке мне понравилось…