Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

Поэтическая тетрадь

13.02.2025
2682
0

И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями И. Никитина «Встреча зимы» 
    и И. Сурикова «Детство», «Зима»
  • продолжим развивать навыки выразительного чтения
  • потренируемся распознавать средства художественной выразительности, 
    а также анализировать и делать выводы

Словарь

Угрюмых — суровый, грозный.

Искони — с давних пор.

Перезябнешь — замёрзнешь.

Ветхая — старая.

Лапти — обувь из лыка.

Светца — приспособление для укрепления горящей лучины.

Смежит — сомкнуть, закрыть.

Пеленою — покрывало.

 


О произведениях

 

Стихотворения И. Никитина и И. Сурикова о зимней природе настолько хороши, что при чтении кажется, что мы их знали всегда. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой…» 
Эти стихотворения ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, создаётся ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи И. Никитина и И. Сурикова о  зиме на редкость точны и искренни.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение И. Никитина «Встреча зимы». Какой поре посвящено стихотворение? Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строчки.

 

Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом, и людей это всегда радует. Люди радуются тому, что заканчивается осенняя пора. Зима укрывает всё снегом, и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения. О радости говорят строчки «На безлюдный простор…». Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком и также радуется первому снегу, как люди.


Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

 

Автор одушевляет природу, а в частности зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.


Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

Картинка

В этом стихотворении поэт создаёт подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа. Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.  

В полдень начинает идти снег и продолжает идти ночью.

На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз, и лес весело смотрит на простор.


Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Детство». 

От чьего имени ведётся повествование?

 

Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и слушать бабушкины сказки.


В каких строках выражена главная мысль? Как по ходу повествования меняется настроение стихотворения?

 

Главная мысль стихотворения заключается в последней строфе: 
«Весело текли вы, детские года».

  

Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей. Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему становится грустно и скучно. Но вот он начинает слушать сказки, и его настроение поднимается. Он воодушевлён, мальчик мечтает и представляет себя царевичем. 

 

Конец стихотворения наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.


Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. О какой сказке он рассказывает?

 

О любви мальчика к сказкам говорят строки: «Слушаю я сказку —

сердце так и мрёт». Он рассказывает о любимой сказке «Иван-царевич и Серый волк».


Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима». Какие приёмы использует поэт для создания образов в стихотворении?

 

Для создания образов в своём стихотворении И. Суриков использует примеры красочных эпитетов (пушистый снег, тёмный лес, божьи дни, злой мороз, сердитый), которые рождают в воображении образы описываемой природы, сравнения (лес что шапкой принакрылся, точно пеленою), метафоры (снеговые горы). Также мы можем отыскать в нём примеры олицетворения (лес заснул крепко).


Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте её при выразительном чтении.

 

Читать данное произведение нужно со спокойной интонацией. Ведь автор не выражает ни радости, ни тоски. Также в голосе должно присутствовать восхищение красотой природы, что находится под снежным покровом.

 

Рассказывая о крестьянине, нужно передать уважение и восхищение его натурой. Ведь он был трудолюбивым, старательным. Крестьянин хорошо утеплил своё жилище и был спокоен, ведь теперь лютая зима ему не страшна.


Поразмышляйте, как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступление зимы. Поделитесь своими размышлениями с родителями, друзьями, учителем.


Оцените свою работу

 

Сегодня на уроке мне было…

Картинка

                                   легко           трудновато         трудно

 

 

 

Закончите фразу

 

Сегодня на уроке мне понравилось…


Предыдущий урок
Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
М. Пришвин «Моя Родина»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • About myself

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке