Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

Поэтическая тетрадь

29.01.2025
2628
0

И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями И. Никитина «Встреча зимы» 
    и И. Сурикова «Детство», «Зима»
  • продолжим развивать навыки выразительного чтения
  • потренируемся распознавать средства художественной выразительности, 
    а также анализировать и делать выводы

Словарь

Угрюмых — суровый, грозный.

Искони — с давних пор.

Перезябнешь — замёрзнешь.

Ветхая — старая.

Лапти — обувь из лыка.

Светца — приспособление для укрепления горящей лучины.

Смежит — сомкнуть, закрыть.

Пеленою — покрывало.

 


О произведениях

 

Стихотворения И. Никитина и И. Сурикова о зимней природе настолько хороши, что при чтении кажется, что мы их знали всегда. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой…» 
Эти стихотворения ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, создаётся ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи И. Никитина и И. Сурикова о  зиме на редкость точны и искренни.

 

рисунок И. Никитина и И. Сурикова

 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение И. Никитина «Встреча зимы». Какой поре посвящено стихотворение? Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строчки.

 

Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом, и людей это всегда радует. Люди радуются тому, что заканчивается осенняя пора. Зима укрывает всё снегом, и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения. О радости говорят строчки «На безлюдный простор…». Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком и также радуется первому снегу, как люди.


Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

 

Автор одушевляет природу, а в частности зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.


Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

Картинка

В этом стихотворении поэт создаёт подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа. Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.  

В полдень начинает идти снег и продолжает идти ночью.

На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз, и лес весело смотрит на простор.


Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Детство». 

От чьего имени ведётся повествование?

 

Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и слушать бабушкины сказки.


В каких строках выражена главная мысль? Как по ходу повествования меняется настроение стихотворения?

 

Главная мысль стихотворения заключается в последней строфе: 
«Весело текли вы, детские года».

  

Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей. Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему становится грустно и скучно. Но вот он начинает слушать сказки, и его настроение поднимается. Он воодушевлён, мальчик мечтает и представляет себя царевичем. 

 

Конец стихотворения наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.


Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. О какой сказке он рассказывает?

 

О любви мальчика к сказкам говорят строки: «Слушаю я сказку —

сердце так и мрёт». Он рассказывает о любимой сказке «Иван-царевич и Серый волк».


Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима». Какие приёмы использует поэт для создания образов в стихотворении?

 

Для создания образов в своём стихотворении И. Суриков использует примеры красочных эпитетов (пушистый снег, тёмный лес, божьи дни, злой мороз, сердитый), которые рождают в воображении образы описываемой природы, сравнения (лес что шапкой принакрылся, точно пеленою), метафоры (снеговые горы). Также мы можем отыскать в нём примеры олицетворения (лес заснул крепко).


Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте её при выразительном чтении.

 

Читать данное произведение нужно со спокойной интонацией. Ведь автор не выражает ни радости, ни тоски. Также в голосе должно присутствовать восхищение красотой природы, что находится под снежным покровом.

 

Рассказывая о крестьянине, нужно передать уважение и восхищение его натурой. Ведь он был трудолюбивым, старательным. Крестьянин хорошо утеплил своё жилище и был спокоен, ведь теперь лютая зима ему не страшна.


Поразмышляйте, как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступление зимы. Поделитесь своими размышлениями с родителями, друзьями, учителем.


Оцените свою работу

 

Сегодня на уроке мне было…

Картинка

                                   легко           трудновато         трудно

 

 

 

Закончите фразу

 

Сегодня на уроке мне понравилось…


Предыдущий урок
А. Блок «Сны», «Ворона»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
М. Пришвин «Моя Родина»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Time

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке