Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Поэтическая тетрадь

30.01.2025
2162
0

Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Листья» и А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
  • продолжим учиться анализировать стихотворения, а также находить средства художественной выразительности

Словарь

Тощая зелень — редкая.

Зефиры — лёгкие, тёплые ветры.

Докучных — надоедливые.

Тороватый — щедрый (не скупой).

 


Об авторах

 

Два величайших поэта своей эпохи — Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. 

 

              Ф. И. Тютчев                                 А. А. Фет 

 

Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем в произведениях и у Ф. И. Тютчева, и у А. А. Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве других поэтов.         

           


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».  Как называли себя листья? Что они рассказывали о себе? О чём они мечтают? К кому обращаются с просьбой?

 

                                             Листья

 

Пусть сосны и ели                        Но птички отпели,

Всю зиму торчат,                           Цветы отцвели,

В снега и метели                           Лучи побледнели,

Закутавшись, спят, —                   Зефиры ушли.

Их тощая зелень,                           Так что же нам даром

Как иглы ежа,                                  Висеть и желтеть?

Хоть ввек не желтеет,                   Не лучше ль за ними

Но ввек не свежа.                          И нам улететь!

 

Мы ж, лёгкое племя,                    О буйные ветры,

Цветём и блестим                        Скорее, скорей!

И краткое время                           Скорей нас сорвите

На сучьях гостим.                          С докучных ветвей!

Всё красное лето                          Сорвите, умчите,

Мы были в красе                           Мы ждать не хотим,

Играли с лучами,                          Летите, летите!

Купались в росе!..                         Мы с вами летим!..     

(Ф. И. Тютчев)

Картинка

Листья называли себя «лёгкое племя». Они рассказывали, что всё лето гостили на ветках, были в красе, играли с лучами, купались в росе. Листья мечтают быть сорванными и улететь вместе с ветром. С этой просьбой они и обращаются к буйным ветрам.


Запомните!


В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности — это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описания какого-либо предмета. 

 

Картинка

Эпитеты чаще всего выражены именами прилагательными (слова, которые отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предметов ).

Пример: грустная берёза, таинственный свет.

 

Олицетворения чаще всего составляют два слова.

 

Сравнительный оборот строится со словом как , будто , как будто

словно .

Пример: лежал закат костром багровым (закат сравнивается с костром), в этом райском уголке мы оказались словно в сказке (уголок сравнивается со сказкой).

Также выделяют особый приём, схожий со сравнением, — метафору. Метафора — это скрытое сравнение, когда сравнение предметов происходит, но слов как, будто и других нет (костёр рябины).


Поэт рассказывает о листьях как о живых существах, как это проявляется в стихотворении?

 

Стихотворение написано в форме монолога, который ведут листья. Они рассказывают о себе, что делает их живыми. Также у листьев есть память (они помнят про лето и свои игры) и мечты (они мечтают улететь с ветром). Все это свойственно только живым существам.


Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.

 

Эпитеты: тощая зелень, лёгкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.

Сравнения: зелень как иглы.

Олицетворения: сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка…» 

От чьего имени написано стихотворение?

 

                  * * *

Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

 

(А. А. Фет)

 

Стихотворение написано от лица мальчика, который обращается к маме и рассказывает о выпавшем снеге.


Найдите созвучие в словах, рифму. Обратите внимание на расположение этих слов.

 

В первой строфе присутствует рифма: окошко-кошка, одело-побелело, нос-мороз. Рифмуются первые две строки, потом третья и шестая, и четвёртая с пятой строкой. Эту рифмовку называют смешанной.


Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.

 

  • Эпитеты: колючий, светло-синий иней, свежей, белой, пухлой ватой.
  • Метафоры: двор одело.
  • Сравнения: словно ватой.
  • Олицетворения: кто-то убрал кусты.


Придумайте свой маленький рассказ об осенних листьях. Расскажите его своим родителям, друзьям, учителю. 

А теперь добавьте в свой рассказ средства художественной выразительности. Как он изменился? Прочитайте его.

Какой рассказ получился ярче и красочнее? Сделайте вывод.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета сначала невыразительно, а затем подбирая правильную интонацию. Как вы думаете, почему важно уметь читать стихотворения выразительно? Сделайте вывод.


Оцените свою работу!

 

Сегодня со всеми заданиями на уроке я справился…

Картинка

         отлично                 хорошо                  плохо           


 

Предыдущий урок
С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной», А. Барто «Разлука», «В театре»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
С. Черный «Воробей», «Слон», С. Есенин «Черемуха»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Числовые и буквенные выражения. Формулы

    Математика

  • Понятие вектора. Равенство векторов

    Геометрия

  • Типы норм литературного языка (морфологические и синтаксические)

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке