Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Поэтическая тетрадь

13.02.2025
2206
0

Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями Ф. И. Тютчева «Листья» и А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
  • продолжим учиться анализировать стихотворения, а также находить средства художественной выразительности

Словарь

Тощая зелень — редкая.

Зефиры — лёгкие, тёплые ветры.

Докучных — надоедливые.

Тороватый — щедрый (не скупой).

 


Об авторах

 

Два величайших поэта своей эпохи — Фёдор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. 

 

              Ф. И. Тютчев                                 А. А. Фет 

 

Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем в произведениях и у Ф. И. Тютчева, и у А. А. Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве других поэтов.         

           


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».  Как называли себя листья? Что они рассказывали о себе? О чём они мечтают? К кому обращаются с просьбой?

 

                                             Листья

 

Пусть сосны и ели                        Но птички отпели,

Всю зиму торчат,                           Цветы отцвели,

В снега и метели                           Лучи побледнели,

Закутавшись, спят, —                   Зефиры ушли.

Их тощая зелень,                           Так что же нам даром

Как иглы ежа,                                  Висеть и желтеть?

Хоть ввек не желтеет,                   Не лучше ль за ними

Но ввек не свежа.                          И нам улететь!

 

Мы ж, лёгкое племя,                    О буйные ветры,

Цветём и блестим                        Скорее, скорей!

И краткое время                           Скорей нас сорвите

На сучьях гостим.                          С докучных ветвей!

Всё красное лето                          Сорвите, умчите,

Мы были в красе                           Мы ждать не хотим,

Играли с лучами,                          Летите, летите!

Купались в росе!..                         Мы с вами летим!..     

(Ф. И. Тютчев)

Картинка

Листья называли себя «лёгкое племя». Они рассказывали, что всё лето гостили на ветках, были в красе, играли с лучами, купались в росе. Листья мечтают быть сорванными и улететь вместе с ветром. С этой просьбой они и обращаются к буйным ветрам.


Запомните!


В стихотворениях поэты используют средства художественной выразительности — это такие слова или словосочетания, которые добавляют яркости описания какого-либо предмета. 

 

Картинка

Эпитеты чаще всего выражены именами прилагательными (слова, которые отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предметов ).

Пример: грустная берёза, таинственный свет.

 

Олицетворения чаще всего составляют два слова.

 

Сравнительный оборот строится со словом как , будто , как будто

словно .

Пример: лежал закат костром багровым (закат сравнивается с костром), в этом райском уголке мы оказались словно в сказке (уголок сравнивается со сказкой).

Также выделяют особый приём, схожий со сравнением, — метафору. Метафора — это скрытое сравнение, когда сравнение предметов происходит, но слов как, будто и других нет (костёр рябины).


Поэт рассказывает о листьях как о живых существах, как это проявляется в стихотворении?

 

Стихотворение написано в форме монолога, который ведут листья. Они рассказывают о себе, что делает их живыми. Также у листьев есть память (они помнят про лето и свои игры) и мечты (они мечтают улететь с ветром). Все это свойственно только живым существам.


Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.

 

Эпитеты: тощая зелень, лёгкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.

Сравнения: зелень как иглы.

Олицетворения: сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка…» 

От чьего имени написано стихотворение?

 

                  * * *

Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

 

(А. А. Фет)

 

Стихотворение написано от лица мальчика, который обращается к маме и рассказывает о выпавшем снеге.


Найдите созвучие в словах, рифму. Обратите внимание на расположение этих слов.

 

В первой строфе присутствует рифма: окошко-кошка, одело-побелело, нос-мороз. Рифмуются первые две строки, потом третья и шестая, и четвёртая с пятой строкой. Эту рифмовку называют смешанной.


Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор в своём стихотворении.

 

  • Эпитеты: колючий, светло-синий иней, свежей, белой, пухлой ватой.
  • Метафоры: двор одело.
  • Сравнения: словно ватой.
  • Олицетворения: кто-то убрал кусты.


Придумайте свой маленький рассказ об осенних листьях. Расскажите его своим родителям, друзьям, учителю. 

А теперь добавьте в свой рассказ средства художественной выразительности. Как он изменился? Прочитайте его.

Какой рассказ получился ярче и красочнее? Сделайте вывод.


Прочитайте стихотворение А. А. Фета сначала невыразительно, а затем подбирая правильную интонацию. Как вы думаете, почему важно уметь читать стихотворения выразительно? Сделайте вывод.


Оцените свою работу!

 

Сегодня со всеми заданиями на уроке я справился…

Картинка

         отлично                 хорошо                  плохо           


 

Предыдущий урок
Дружинина М. «Мамочка-мамуля», Бокова Т. «Родина – слово большое»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Генетика. Генетические символы и понятия. Методы генетики

    Биология

  • Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Определение, свойства, признаки

    Геометрия

  • Деление десятичных дробей

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке