Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание суффиксов.

Орфография

08.10.2024
2344
0

Правописание суффиксов

Цели урока

  • будем учиться находить орфограммы в суффиксах
  • научимся писать слова с суффиксами -ек, -ик, -ок, -еньк, -оньк


Что такое суффикс? Как пишутся суффиксы?


Суффикс — часть слова, расположенная между корнем и окончанием (иногда рядом с другим суффиксом).

 

Большинство суффиксов пишутся одинаково. Их написание надо запомнить.

 

Запомните!

 

Суффиксы -ник-, -чик-, -ость-, -от-, -иц-, -ов-, -очк-, -тель-, -лив-, -инк-, -ышк- и другие пишутся одинаково. 


Прочитайте слова первой и второй групп. Чем похожи слова каждой группы? Что происходит с суффиксами -ек и -ик при изменении формы слова? 

 

Барашек — барашки

Ящичек — ящички

Лоточек — лоточки

 

Беретик — беретики

Ёжик — ёжики

Арбузик — арбузики

 

Какой вывод можно сделать?


Запомните!

 

 

В словах первого столбика при изменении формы слова гласная буква е выпадает, поэтому пишется суффикс -ек

В словах второго столбика гласная буква и не выпадает, сохраняется. В них пишется суффикс -ик.


Прочитайте слова, выделяя голосом ударный звук. Определите, в какой части слова он находится. Что можно сказать о согласной, после которой стоит суффикс?

 

Дружок, сундучок, гребешок, борщок.


После шипящих в суффиксе существительных -ок- под ударением пишется буква о.  

 

Запомните!

 


Прочитайте слова. Определите, какой суффикс — -оньк или -еньк  — пропущен в каждом из них.

 


Запомните!

Корень Лиз- в первом слове оканчивается на твёрдый согласный [з], после него пишется суффикс -оньк: Лизонька.

 

Корень тёт- оканчивается на мягкий согласный  [т'], после него пишется суффикс -еньк- : тётенька.

 

Суффикс -еньк- также пишется после всех шипящих звуков ([ш], [ж], [щ'], [ч']).


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Упражнение 1

 

Определите, какая буква пропущена в суффиксе, и поставьте стрелочки.


Упражнение 2

 

Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы в суффиксах. 

 

Береж…к, боч…к, син…нький, сапож…к, снеж…к, берёз…нька, лис…нька.


Поднимитесь по «лесенке знаний». Дополните утверждения, записанные на её ступеньках.

 

схема

 


Ответы

Упражнение 1

 

 

Упражнение 2

 

Бережок, бочок, синенький, сапожок, снежок, берёзонька, лисонька.


Предыдущий урок
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Орфография
Следующий урок
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • С. Черный «Воробей», «Слон», С. Есенин «Черемуха»

    Литературное чтение

  • Too either

    Английский язык

  • Имя существительное и его роль в речи, значение

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке