Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Орфография

08.04.2025
2343
0

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цели урока

  • познакомимся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных
  • научимся писать имена существительные с шипящим звуком на конце


Прочитайте слова. Определите, что у них общего. Найдите слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости, и слова, в которых мягкий знак является разделительным. 

 

Дверь, воробьи, конь, ночью, перья, пальто.


В словах дверь, пальто и конь мягкий знак является показателем мягкости. В словах воробьи, ночью, перья — разделительный мягкий знак.


Прочитайте слова. Определите род имён существительных. На какие согласные звуки они заканчиваются?  Подумайте, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.

 

картинка


Слова печь, рожь, мышь оканчиваются на шипящие звуки [ч,], [ш]. Все они являются именами существительными женского рода. Мягкий знак в этих словах указывает на то, что это имена существительные женского рода.

 

Запомните!

 

схема

 

Мягкий знак после шипящих на конце существительных — орфограмма.


Упражнение 1

 

Прочитайте имена существительные. В каких из них мягкий знак показывает только то, что это имена существительные женского рода? Раскрасьте карточки с этими словами.

 

картинка


Упражнение 2

 

Прочитайте имена существительные. Подберите к ним и запишите близкие по значению слова с шипящими на конце. Укажите в скобках род имён существительных, подчеркните мягкий знак.
 

Доктор – …

Ерунда – …

Неправда – …

Заросли – …

Обод – …

Безмолвие – …


Прочитайте утверждения. С какими из них вы согласны? Раскрасьте грибы, на которых они записаны.

 

картинка


Ответы

Упражнение 1

 

картинка

 

Упражнение 2

 

Доктор – врач (м. р.)

Ерунда – чушь (ж. р.)

Неправда – ложь (ж. р.)

Заросли – глушь (ж. р.)

Обод – обруч (м. р.)

Безмолвие – тишь (ж. р.)


Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цели урока

  • познакомимся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных
  • научимся писать имена существительные с шипящим звуком на конце


Прочитайте слова. Определите, что у них общего. Найдите слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости, и слова, в которых мягкий знак является разделительным. 

 

Дверь, воробьи, конь, ночью, перья, пальто.


В словах дверь, пальто и конь мягкий знак является показателем мягкости. В словах воробьи, ночью, перья — разделительный мягкий знак.


Прочитайте слова. Определите род имён существительных. На какие согласные звуки они заканчиваются?  Подумайте, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.

 

картинка


Слова печь, рожь, мышь оканчиваются на шипящие звуки [ч,], [ш]. Все они являются именами существительными женского рода. Мягкий знак в этих словах указывает на то, что это имена существительные женского рода.

 

Запомните!

 

схема

 

Мягкий знак после шипящих на конце существительных — орфограмма.


Упражнение 1

 

Прочитайте имена существительные. В каких из них мягкий знак показывает только то, что это имена существительные женского рода? Раскрасьте карточки с этими словами.

 

картинка


Упражнение 2

 

Прочитайте имена существительные. Подберите к ним и запишите близкие по значению слова с шипящими на конце. Укажите в скобках род имён существительных, подчеркните мягкий знак.
 

Доктор – …

Ерунда – …

Неправда – …

Заросли – …

Обод – …

Безмолвие – …


Прочитайте утверждения. С какими из них вы согласны? Раскрасьте грибы, на которых они записаны.

 

картинка


Ответы

Упражнение 1

 

картинка

 

Упражнение 2

 

Доктор – врач (м. р.)

Ерунда – чушь (ж. р.)

Неправда – ложь (ж. р.)

Заросли – глушь (ж. р.)

Обод – обруч (м. р.)

Безмолвие – тишь (ж. р.)


Предыдущий урок
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.
Орфография
Следующий урок
Правописание приставок и предлогов. Правописание частей слова.
Орфография
Урок подготовил(а)
Мария Викторовна
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
  • В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

    Литература

  • Значение и охрана растений

    Биология

  • Investigation. Расследование

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке