Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне.

Орфография

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне

Цели урока

  • узнаем, как определить «опасное» место в слове, где можно сделать ошибку
  • потренируемся писать слова с безударными гласными в корне
  • будем определять, в каких частях слова расположена орфограмма


Прочитайте записи. Во всех случаях произношение слов расходится с их написанием. С чем это связано? Как можно проверить букву, которая вызывает сомнение?

 

C делать, мал е нький, т я жёлый, ваз о чка


Орфограмма (“орфо” — правильно, “графо” — пишу) — трудное место в слове, где можно сделать ошибку при выборе буквы. 

 

Орфограмма в слове может поддаваться проверке. Такие орфограммы называются проверяемыми.

Некоторые орфограммы являются непроверяемыми, то есть их написание нужно запомнить или проверить по словарю. 

 

Обратите внимание!

 

Безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова: приставка, корень, суффикс или окончание.

 

Безударный гласный находится

в приставке и суффиксе

- вспоминаем, как пишется эта приставка или суффикс;

- проверяем написание по словарю.

Большинство приставок и суффиксов всегда пишется одинаково.

в корне

- подбираем проверочное слово;

- проверяем написание по словарю.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.


Как правильно подобрать проверочное слово?


Запомните!

 

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

  • изменить слово: вода́ – во́ды;
  • подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова или в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой.

 

Правильно произносите слова: шкафы́, холмы́, ша́рфы.



Упражнение 1

 

Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова с буквой “ё”. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

 

Ст...клянная (...) витрина, з...рновая (...) культура, толстое бр...вно (...), глубокое оз...ро (...), железное в...дро (...), с...льский (...) клуб, в...сеннее (...) настроение, далёкая зв...зда (...), старое с...ло (...), яичный ж...лток (...), вкусная ч...рника (...), резкое пот...пление (...), непроглядная т...мнота (...).


Упражнение 2

 

Подберите к словам проверочные слова, состоящие только из корня. Напишите. 

 

Образец: кормил — корм.

 

Скрипел, дрожал, ледяной, ядовитый, свистел, кричал, ночной, пищал, меховой, мостовая, ленивый, смешной, домашний.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
  • За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
  • Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:

 


Ответы

Упражнение 1

 

СтЕклянная (стёкла) витрина, зЕрновая (зёрна) культура, толстое брЕвно (брёвна), глубокое озЕро (озёра), железное вЕдро (вёдра), сЕльский (сёла) клуб, вЕсеннее (вёсны) настроение, далёкая звЕзда (звёзды), старое сЕло (сёла), яичный жЕлток (жёлтый), вкусная чЕрника (чёрный), резкое потЕпление (тёплый), непроглядная тЕмнота (потёмки).

 

Упражнение 2

 

Скрипел -скрип, дрожал- дрожь, ледяной - лёд, ядовитый- яд, свистел- свист, кричал- крик, ночной-ночь, пищал-писк, меховой -мех, мостовая -мост, ленивый - лень, смешной - смех, домашний - дом.


Предыдущий урок
Правописание суффиксов.
Орфография
Следующий урок
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Орфография
  • Прилагательные и наречия - исключения

    Английский язык

  • Past Simple глагола to be (was were)

    Английский язык

  • Чувства и эмоции

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке