Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.

Орфография

28.03.2024
1485
0

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными

Цели урока

  • научимся писать слова с непроизносимым согласным в корне
  • потренируемся в нахождении орфограммы в словах
  • узнаем, как правильно писать слова с удвоенной согласной
  • сможем выделить способы проверки орфограммы


Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи к ним. Сравните первую и вторую строчку. Что замечаете?

 


Бывает так, что в слове встречается подряд три или четыре согласных, один из которых может не произноситься.

 

К примеру, не произносятся звуки:

[л] — в слове солнце; [т] — в слове лестница.

 

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма.


Запомните!

 

Чтобы правильно обозначить непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук отчётливо слышен: грустный — грустить.


Обратите внимание! 

 

На произношение и написание слов интересный, вкусный, опасный, чудесный. 

 

В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но при произношении кажется, что он там есть.

 

Чтобы проверить написание этих слов, подберите однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный: интересный — интересен, опасный — опасен.


Прочитайте. Что объединяет все эти слова? Какая орфограмма в них спрятана?

 

Аккуратный, лунный, теннис, суббота, колледж.


Обратите внимание! 

 

Эта орфограмма называется удвоенная согласная в корне слова

Написание слов с удвоенной согласной нужно проверять по словарю.

 

Удвоенные согласные встречаются:

  • в корне слов иностранного происхождения;
  • на стыке приставки и корня;
  • на стыке корня и суффикса.



Упражнение 1

 

Прочитайте. Распределите слова на два столбика:

 

Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

 

Бессонница, ввести, ввинтить, весенний, длинный, каменный, ввозить, оттащить, классный, конный, оттаять, оттуда, лимонный, поддержка, лунный.


Упражнение 2

 

Составьте словосочетания по образцу. Запишите в тетрадь. Подчеркните непроизносимую согласную.

 

Образец: (радость) день — радостный день.

 

(Область) город —

(Счастье) встреча —

(Гигант) завод —

(Честь) поступок —

(Прелесть) картина —

(Ярость) ветер —

(Капуста) котлеты —

(Ненастье) погода —


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

бессонница

весенний

длинный

каменный

конный

лимонный

лунный

ввести

ввинтить

ввозить

оттащить

оттаять

оттолкнуть

оттуда 

поддержка

 

Слово классный не подходит в данные группы.

 

Упражнение 2

 

(Область) город — областной город

(Счастье) встреча — счастливая встреча

(Гигант) завод — гигантский завод

(Честь) поступок — честный поступок

(Прелесть) картина — прелестная картина

(Ярость) ветер — яростный ветер

(Капуста) котлеты — капустные котлеты

(Ненастье) погода — ненастная погода


Предыдущий урок
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Орфография
Следующий урок
Правописание суффиксов.
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Род имён существительных.

    Русский язык

  • Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

    Литературное чтение

  • И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке