- научимся писать слова с непроизносимым согласным в корне
- потренируемся в нахождении орфограммы в словах
- узнаем, как правильно писать слова с удвоенной согласной
- сможем выделить способы проверки орфограммы
Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи к ним. Сравните первую и вторую строчку. Что замечаете?
Бывает так, что в слове встречается подряд три или четыре согласных, один из которых может не произноситься.
К примеру, не произносятся звуки:
[л] — в слове солнце; [т] — в слове лестница.
Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма.
Запомните!
Чтобы правильно обозначить непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук отчётливо слышен: грустный — грустить.
Обратите внимание!
На произношение и написание слов интересный, вкусный, опасный, чудесный.
В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но при произношении кажется, что он там есть.
Чтобы проверить написание этих слов, подберите однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный: интересный — интересен, опасный — опасен.
Прочитайте. Что объединяет все эти слова? Какая орфограмма в них спрятана?
Аккуратный, лунный, теннис, суббота, колледж.
Обратите внимание!
Эта орфограмма называется удвоенная согласная в корне слова.
Написание слов с удвоенной согласной нужно проверять по словарю.
Удвоенные согласные встречаются:
- в корне слов иностранного происхождения;
- на стыке приставки и корня;
- на стыке корня и суффикса.
Упражнение 1
Прочитайте. Распределите слова на два столбика:
Бессонница, ввести, ввинтить, весенний, длинный, каменный, ввозить, оттащить, классный, конный, оттаять, оттуда, лимонный, поддержка, лунный.
Упражнение 2
Составьте словосочетания по образцу. Запишите в тетрадь. Подчеркните непроизносимую согласную.
Образец: (радость) день — радостный день.
(Область) город —
(Счастье) встреча —
(Гигант) завод —
(Честь) поступок —
(Прелесть) картина —
(Ярость) ветер —
(Капуста) котлеты —
(Ненастье) погода —
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал (-а) / не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
Упражнение 1
Слово классный не подходит в данные группы.
Упражнение 2
(Область) город — областной город
(Счастье) встреча — счастливая встреча
(Гигант) завод — гигантский завод
(Честь) поступок — честный поступок
(Прелесть) картина — прелестная картина
(Ярость) ветер — яростный ветер
(Капуста) котлеты — капустные котлеты
(Ненастье) погода — ненастная погода