Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Морфемика и словообразование

  • Морфология

  • Фонетика

  • Синтаксис и пунктуация

  • Орфография

  • Текст

  • Лексика и фразеология

  • Культура речи

Конспект урока: Наша речь. Виды речи. Наш язык.

Культура речи

29.03.2024
1998
0

Наша речь. Виды речи. Наш язык

Цели урока

  • научиться распознавать разные виды речи
  • узнать о роли речи в русском языке


Что такое речь? О каких видах речи мы вспоминаем в отрывках стихотворений А. Л. Барто и С. Я. Маршака?

А. Л. Барто 

«Сильное кино» (отрывок)

С. Я. Маршак

«Урок родного языка» (отрывок)

И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла.

 

 

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом —
Пишут по белому чёрным,
Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна
Война!»

 


Речь  —  это способность выражать словами мысль. Речь есть только у человека. 

Виды речи : устная, письменная и внутренняя.

Устная речь — речь, которую мы произносим и слышим.

Письменная речь — речь, которую мы пишем и читаем.

Внутренняя речь — речь, которую мы обдумываем.

рисунок

 


Чем отличается речь от языка?


Речь — это форма общения людей посредством языка, а

язык  является средством общения.

Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.

Родной язык — это язык народа, к которому принадлежит человек. 

Государственный язык это язык, на котором говорят большинство жителей страны, на котором пишут официальные документы. В России государственный язык — русский. 

Иностранный язык — это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определённой местности.


Прочитайте ещё раз стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино». Все ли реплики диалога вам понятны?


Запомните!

 

Прежде чем что-то сказать, обязательно нужно подумать, о чём вы будете говорить. Иначе речь получится бессвязной.


 

праз д ник

 

 

 

 

                                     вмест е

 

 


Упражнение 1

 

Прочитайте. Какие слова вы отнесёте к устной речи, а какие — к письменной?

 

Слушать, читать, разговаривать, писать, думать, говорить, вспоминать, объяснять.

 

Спишите. Подчерните зелёным цветом то, что относится к устной, и фиолетовым то, что относится к письменной речи. 


Упражнение 2

 

Прочитайте. Объясните, как вы поняли смысл предложения.

 

Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

 

Спишите предложение. Запишите ещё одну пословицу по теме урока.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны:

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:

 


Ответы

Упражнение 1

 

Слушать , читать разговаривать ,  писать , думать,  говорить , вспоминать, объяснять .

 

Думать, вспоминать  — это речь про себя.

 

Упражнение 2

 

Значение пословицы

 

Когда человек в трудной ситуации, стоит иногда просто сказать доброе, ласковое слово. Это обычное слово может подбодрить, помочь, поднять силу духа. И очень правильно и точно подобрано сравнение «как дождь в засуху», ведь когда человек в полном отчаянии, расстроен, ему надо просто сказать то самое волшебное слово, которое придаст новые силы, целеустремлённость, веру в победу.

 

Примеры пословиц (возможны другие варианты): 

  • Глупые речи — что пыль на ветру.
  • Говори по делу, живи по совести.
  • Говорит про тебя, забыв себя.
  • Доброе молчанье лучше худого ворчанья.


Предыдущий урок
Однокоренные слова.
Лексика и фразеология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепь питания и экологическая пирамида.

    Окружающий мир

  • Present Continuous в отрицательных предложениях

    Английский язык

  • Everyday activities

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке