Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Япония и Латинская Америка во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

08.12.2024
2201
0

Япония и Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI вв.

 

План урока

  • Послевоенные реформы и японское «экономическое чудо»
  • Как преимущества стали тормозом в развитии страны. Кризис в Японии
  • Реформы Д. Коидзуми (2001–2006). Проблемы современной Японии
  • Экономическое чудо в странах Восточной Азии
  • Прощание с индустриальным обществом
  • Цивилизационные особенности стран Латинской Америки
  • Национал-реформизм и модернизация 1940–1950-х гг.
  • Левые националистические режимы в 1960–1970-е гг.
  • Поворот к неоконсерватизму
  • Переход к демократизации в 1980-е гг.
  • Куба — Остров свободы

 

Цели урока

  • знать основные события истории Японии и стран Латинской Америки в послевоенное время
  • уметь сформулировать особенности социально-экономического и политического развития этих стран
  • знать причины успехов и неудач в развитии Японии и стран Латинской Америки
  • уметь охарактеризовать современное положении Японии и стран Латинской Америки в мире
  • знать понятия: диктаторский режим, военная хунта, Карибский кризис, азиатские тигры и драконы

 

Разминка

  • С каким государством Япония заключила договор о нейтралитете в 1941 году?
  • Когда произошло нападение японской авиации на Пёрл-Харбор (военную базу США)?
  • Что является особенностью культуры стран Латинской Америки?

 

Вступление

 

В первые послевоенные годы обстановка в Японии не отличалась стабильностью: множество людей страдало от нищеты и безработицы, росло влияние вышедшей из подполья коммунистической партии, происходили массовые рабочие забастовки, террористические акты против американских оккупантов и сотрудничающих с ними японцев. Но оккупационной администрации и властям новой Японии удалось провести реформы, способствующие быстрой политической стабилизации. 

Послевоенные реформы и японское «экономическое чудо»

Япония, как и Германия, проиграла свою войну на востоке. В августе 1945 года она подписала акт о безоговорочной капитуляции. С 1945 по 1951 гг. Япония развивалась в режиме американской оккупации. Оккупационная администрация провела ряд мер по демилитаризации и проведению хозяйственной реформы, организации хозяйства страны на новых началах.

 

Земельная реформа 1946–1949 гг. ликвидировала помещичью собственность. Трудовое законодательство 1946–1947 гг. наделило рабочих надлежащими трудовыми правами. Антимонопольное законодательство 1947 года способствовало развитию конкуренции. В 1947 году вступила в действие новая Конституция, законодательно закрепляющая режим конституционной парламентской монархии. Эти и другие события в политической и экономической истории Японии можно увидеть в таблице 1.

 

Таблица № 1. Послевоенное развитие Японии

 

Дата

Событие

Последствия

1945 г.

Оккупация Японии американскими войсками. 

Начало демилитаризации и демонополизации Японии.

Расформированы крупные промышленно-финансовые группы, антимонопольное законодательство.

Император отрёкся от своего божественного происхождения.

Император стал символом нации.

1946 г.

Начало аграрной реформы.

Ликвидировано крупное землевладение, утвердилось мелкое фермерство.

1947 г.

Принята новая конституция Японии.

Япония стала парламентской монархией. Введён запрет иметь собственную армию.

1952 г.

Подписан мирный договор между США и Японией.

Окончание оккупации. Япония получила государственный суверенитет.

1955 г.

Образована Либерально-демократическая партия.

Партия стала доминирующей силой в политической жизни Японии и была бессменно у власти до 1993 г. 

 

Япония, как и европейские страны, получила американскую финансовую помощь. Для этих целей был создан «эквивалентный фонд», пополняемый средствами от продажи в Японии американских товаров. Своё кратковременное стимулирующее воздействие на японскую экономику оказала гражданская война в Корее (1950–1953), в которой Япония выступала поставщиком по американским военным заказам, хотя в войне не участвовала.

 

В 1951 году Япония получила известную политическую самостоятельность и взяла на вооружение модель интенсивной индустриализации при активном содействии государства, финансово-промышленных групп (ФПГ) и иностранной (в основном американской) финансовой поддержке. В результате на протяжении продолжительного периода времени (1951–1970) в экономике установились сверхвысокие темпы развития — среднегодовой прирост промышленной продукции составлял 15 %.

 

Помимо высокоэффективного использования иностранной финансовой помощи, феномен японского «экономического чуда» объясняется национальными особенностями, в том числе:

  • антивоенной направленностью новой японской конституции, запрещающей производство ядерного оружия и ограничивающей любое военное производство;
  • высокой производительностью труда японских рабочих и эффективностью управленческих решений предпринимателей, обладающих определённой степенью социальной ответственности;
  • высокой нормой накопления капитала в японской экономике, составлявшей до 30 % ВНП (т. е. в 2 раза больше, чем в США, где норма накопления капитала 15 %);
  • большими затратами на научно-технические изыскания в сочетании с широким использованием иностранных достижений и открытий путём закупки патентов, лицензий, технологий.

В итоге к середине 1960-х гг. Япония вышла на второе место в мире после США по размеру валового внутреннего продукта (ВВП), также стала мировым лидером в производстве автомобилей, телевизоров, компьютеров и другой современной техники. Эти успехи были достигнуты благодаря сочетанию типичной для всех государств всеобщего благосостояния кейнсианской политики с национальными особенностями японского общества. Но экономический кризис, связанный с переходом к постиндустриальному обществу, для Японии имел более тяжёлые последствия, чем для большинства других индустриально развитых стран, благодаря всё тем же национальным особенностям.  

Как преимущества стали тормозом в развитии страны. Кризис в Японии

В 1970-е гг. в японской экономике начались негативные явления, связанные в том числе с введением США пошлины на ввоз японских товаров на американский рынок, девальвацией доллара в 1971 г., а также ростом цен на нефть — важным для Японии импортом. Эти внешние факторы, а также рост значимости сферы услуг в японской экономике, старение рабочей силы, рост заработной платы, ухудшение общего уровня отдачи капиталовложений, ошибки в менеджменте (как на корпоративном, так и на страновом уровне) привели к формированию неблагоприятных условий в национальной экономике. На этом фоне в экономике Японии с начала 1980-х гг. начал формироваться «финансовый пузырь» из-за прогрессивного роста стоимости финансовых активов и цен на недвижимость, землю, и как следствие — активизации спекулятивных финансовых операций на рынке. Эти спекуляции, «перегрев» экономику (инфляция в 1980 г. достигла 7,8 %), привели страну к дефляции, то есть резкому падению цен на рынке, что стало причиной сокращения спроса и запустило механизм угасания экономической активности. Так японское экономическое чудо закончилось к середине 1980-х гг. С 1991 г. и до настоящего времени темп роста экономики Японии остаётся на уровне ниже среднемирового, дефляция продолжается, государственный долг в 2,5 раза превышает ВВП, инфляция практически не наблюдается (см. таблица 2).

 

 

Таблица № 2. Особенности экономической политики Японии до начала 
1990-х гг. и их последствия

 

Особенности экономической политики

Результат до перехода к постиндустриальному обществу

Результат после перехода к постиндустриальному обществу

Небольшой государственный сектор в сочетании с активным государственным вмешательством в экономику.

Поддержка государством частных корпораций на мировом рынке, урегулирование противоречий между ними. Поддержка банков, предотвращение их разорения.

Сковывание частной инициативы, отсутствие стимула к инновациям. Сокрытие государством информации о положении в финансовой сфере после кризиса 1990 г. привело к массовым банкротствам банков в 1995 г.

Большая роль клановых и личных связей в политической и экономической жизни. 

Ограничение негативных последствий конкуренции, согласование интересов независимых фирм. Политическая стабильность, взаимовыгодная связь чиновников и бизнеса. 

Рост коррупции, застой в политической жизни и экономическом развитии страны.

Система пожизненного найма

Доверительные отношения между работниками и работодателями, осознание общности их интересов, преданность работников своей фирме.

Ограничение возможностей реализации талантов творческих и одарённых работников, препятствование переходу рабочей силы из устаревших отраслей в новые. 

Реформы Д. Коидзуми (2001–2006). Проблемы современной Японии

Новый премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми одновременно с формированием своего кабинета выдвинул лозунги «Без реформ немыслимо возрождение» и «Всё, что может быть сделано частным сектором, должно быть передано частному сектору». 

 

Коидзуми быстро понял, что старыми методами ему вряд ли удастся выиграть сражение со старой гвардией, и сделал ставку на стремление избирателя к переменам. В частности, политик заявил, что собирается бороться за переход к системе прямых выборов руководителя страны общенародным, а не путём голосования внутри победившей политической партии.

 

После победы Коидзуми сделал смелый шаг. Он отошёл от принципа дележа портфелей между представителями своей партии и назначил на ключевые посты министра иностранных дел и экономики не политиков, а профессионалов и учёных.

  • Главным результатом пребывания Коидзуми в должности премьера стал переход от политики коллегиальности к индивидуальному руководству, когда решения принимаются лично главой правительства без предварительного согласования с другими политическими силами. Однако индивидуализация политики Коидзуми привела к резкому ухудшению отношений Японии с Китаем и Южной Кореей.
  • Были упразднены сотни административных органов, проведена мощная децентрализация власти. Также были сняты многие из государственных ограничений по поводу частного бизнеса.
  • Были расширены возможности для временной и частичной занятости, чтобы работники не связывали себя «пожизненным наймом».
  • Увеличены пенсии до 50 % от заработной платы.
  • Государство и частный бизнес стали вкладывать деньги в развитие науки и образования.
  • Ликвидация и приватизация государственного сектора, прекращение государственных вложений в производство.
  • Приватизация почтово-сберегательных касс и автодорог.

26 сентября 2006 года в Токио депутаты нижней палаты парламента Японии большинством голосов (339 из 476) избрали нового премьер-министра Страны восходящего солнца. Им стал 52-летний председатель правящей Либерально-демократической партии Синдзо Абэ, который сменил на этом посту Дзюнъитиро Коидзуми.  Абэ стал самым молодым премьер-министром за всю историю Японии. Перед тем как японские парламентарии утвердили Абэ новым премьером, кабинет министров под руководством Дзюнъитиро Коидзуми официально ушёл в отставку. Устав правящей Либерально-демократической партии запрещает её лидеру находиться на посту более двух трёхлетних сроков подряд.

Рис. 2. Авария на АЭС Фукусима–1

Среди первых инициатив нового правительства стало увеличение расходов на оборонные и военные нужды. Была принята программа экономического стимулирования, которая предусматривала применение мер, которые обеспечивают дополнительный приток в экономику денежной массы, активизацию экспортных отраслей, девальвацию иены, понижение инфляции и др. Было запланировано расширение государственных инвестиций в инфраструктуру, стимулирование развития перспективных отраслей, развитие которых дало бы для экономики мультипликативный эффект.


Впоследствии часть реформ оказала негативное воздействие на значительную часть населения страны, что привело к поражению правящей партии на выборах 2009 года. С победой на выборах 2009 года право формировать правительство получила Демократическая партия. Однако в стане партии обнаружились определённые проблемы, которые по мере роста сложностей в экономической и социально-политической ситуации в стране увеличились. В правительстве начались перестановки, усилилась борьба между разными фракциями. Значительную часть своих обещаний Демократическая партия выполнить не смогла. Отягощающим фактором падения рейтинга партии стала трагедия на атомной станции Фукусима в 2011 году (рис. 2).

 

Ещё одной важной особенностью правления Либерально-демократической партии становится наращивание военной мощи Японии. По инициативе С. Абэ в 2014–2015 гг. состоялся пересмотр жёстких самоограничений на экспорт японской военной продукции и на участие Токио в коллективной самообороне, то есть Япония впервые с 1945 года может посылать свои войска за рубеж и участвовать в военных действиях со своими союзником США. Во внешней политике Японию крайне беспокоит усиление мощи Китая. 

 

В 2021 году Япония стала третьей страной после Сингапура и Китая, ратифицировавшей соглашение о Всестороннем Региональном Экономическом Партнёрстве. Соглашение ВРЭП, подписанное в 2020 году в разгар пандемии и торговой войны между США и Китаем, готовилось уже более 10 лет. Его участниками стали 15 стран, которые основали крупнейшую в мире зону свободной торговли, что позволит увеличить объём мировой торговли на сотни миллиардов долларов.

Одной из важнейших тем в политике С. Абэ стали русско-японские отношения и проблема Курильских островов (см. карта 1). 

Карта 1. Спорный вопрос о Курильских островах между Россией и Японией

 

История Курильского вопроса уходит корнями в XVIII–XIX века, когда данные территории были открыты и освоены российскими исследователями Дальнего Востока, а позже в течении XIX века постепенно всё больше вовлекались в сферы влияния Японии в силу отдалённости от центра России.

 

Окончательно в состав Японской Империи Курильская гряда и Южный Сахалин вошли по результатам Русско-японской войны 1904–1905 годов и оставались в её составе вплоть до 1945 года, когда были возвращены уже Советским государством. На Сан-Францисской конференции 1951 года, закрепившей итоги Второй мировой войны, Япония официально отказалась от территориальных претензий на Курильские острова, однако мирный договор между Японией и СССР так и не был подписан. Попытки его заключения в 1950-х годах сопровождались претензиями японской стороны по возвращению данных территорий. Согласно совместной декларации 1956 года СССР рассматривает возможность возвращения в качестве жеста доброй воли Японской стороне острова Шикотан и ряда необитаемых островов Курильской гряды, после подписания мирного договора. Однако переговоры зашли в тупик.


На протяжении 1990-х и начала 2000-х годов, вплоть до прихода к власти С. Абе, риторика японской стороны по территориальному вопросу была максимально жёсткой. Япония открыто заявляла об «оккупации Курильских островов», объявляла их своей «исконной территорией». С. Абе значительно смягчил курс японской политики, отказавшись от откровенных провокаций в отношении России, а также снизив территориальные претензии до передачи лишь двух крупных островов.

Экономическое чудо в странах Восточной Азии

Азиатскими «тиграми» называют четыре страны Восточной Азии: Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг. К ним примыкают так называемые «драконы»: Филиппины, Таиланд, Индонезия, Малайзия. Как слаборазвитым аграрным странам, специализирующимся на выращивании риса и чая, удалось попасть в реестр богатых и развитых стран? Выделяют следующие факторы:

  • экономическая и военно-политическая помощь со стороны развитых государств мира. Однако «тигры» и «драконы» появились не везде. Это свидетельствует о том, что семена прорастают только там, где их ждёт благодатная почва, то есть следующий фактор;
  • благоприятная институциональная среда: менталитет, культурные и религиозные традиции, предусматривающие уважение и безоговорочное подчинение власти, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, командный дух, тесные семейные узы;
  • стабильная политическая обстановка. Капиталистическая модернизация некоторых НИС начиналась после того, как к власти приходил авторитарный режим и активно разворачивал политику государственного капитализма, добиваясь максимального эффекта. Тайвань и Южная Корея, в отличие от Японии, построили эффективную экономику через авторитаризм.

 

Таким образом, можно выделить следующие общие черты развития «азиатских тигров»:

  1. Модернизация осуществлялась в условиях авторитарных режимов, кроме Гонконга, который имел широкое внутреннее самоуправление.
  2. Опора на конфуцианские традиции с их культом знаний и дисциплины.
  3. Индустриализация проводилась не за счёт крестьян (политика государственной поддержки фермерства в Южной Корее и на Тайване, в Сингапуре и Гонконге крестьянство отсутствовало как таковое.
  4. Открытая рыночная экономика в сочетании с активной государственной поддержкой промышленного производства и бизнеса.
  5. Дешёвая рабочая сила как преимущество для привлечения иностранных инвестиций.
  6. Рост уровня жизни и формирование среднего класса привели к появлению широкого демократического протестного движения, под давлением которого авторитарные режимы были вынуждены пойти на демократизацию (кроме Сингапура, оставшегося авторитарным государством).
  7. В настоящее время большинство населения занято в сфере услуг и высоких технологий, а промышленное производство выводится за границу.

Прощание с индустриальным обществом

В 1965 г. в Южной Корее собрали первый холодильник фирмы «Самсунг», через 30 лет этими холодильниками были уже заполнены магазины во многих странах мира. Но собираются они сейчас в Китае (в 10 раз меньше зарплата рабочих, чем в Южной Корее), а на этих производствах южнокорейцы сегодня производят мониторы для компьютеров. Так индустриальное общество «путешествовало» по миру весь XX в.: одни страны завершали индустриализацию, другие только приступали к ней, в эти страны и перемещались индустриальные производства. Так, заводы сначала перебазировались из США и Западной Европы в Латинскую Америку, из Японии в Южную Корею, а сейчас перемещаются из Южной Кореи в Китай, который остаётся последним крупнейшим форпостом индустриального развития. В страны, вставшие на путь догоняющего развития, с индустриализацией приходили и её вечные спутники: диктатуры, авторитарные и тоталитарные режимы. Прощание с диктатурами в конце XX в. и в начале XXI в. — это затянувшееся прощание с индустриальным обществом, с массовым рабочим движением, с мощными левыми силами, коммунистическими партиями и организациями. В конечном счёте это и прощание с социализмом как альтернативой капиталистическому пути развития. Против угрозы со стороны левых сил, а также внешней угрозы, и создавались многие диктатуры и авторитарные режимы.

Северная Корея. Современные вызовы и проблемы

Рис. 3. Ри Сын-Мэн,1948 г., автор неизвестен

Рассматривая корейский вопрос на Каирской (1943) и Потсдамской (1945) конференциях, союзники по антигитлеровской коалиции подтвердили намерение способствовать созданию единой независимой Кореи, освободив Корейский полуостров от японцев. Разделение страны на зоны оккупации было подтверждено актом о капитуляции императорской Японии от 2 сентября 1945 года. Под патронатом ООН начались переговоры об объединении страны, но завершились они безрезультатно. СССР и США в одностороннем порядке способствовали созданию на севере и на юге полуострова сепаратных правительств. 15 июля 1948 года была провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле. Во главе правительства, который был признан на Западе «единственным полномочным представителем объединённой Кореи», стал деятель корейского независимого движения Ли Сын Ман (1875–1965), вернувшийся в страну из эмиграции. Руководитель эмиграционного правительства учился в университетах Гарварда и Принстона, защитив в последнем докторскую. Прожив много лет в США, Ли Сын Ман стал убеждённым антикоммунистом (рис. 3). 

В конце 1949 года с юга Корейского полуострова были эвакуированы американские войска. Вывод из страны армии США активизировал прокоммунистические силы. На севере Кореи при поддержке советских оккупационных властей власть захватил малоизвестный в стране бывший капитан советской армии Ким Ир Сен (1912–1994). Проведя одновременно с организованными на юге ООН выборами собственные выборы, Ким Ир Сен 9 сентября 1948 года объявил о создании Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) со столицей в Сеуле, который в то время контролировало правительство Ли Сын Мана. В фактической столице страны Пхеньяне в созданное правительство поровну вошли представители севера и юга полуострова. В КНДР быстро установился тоталитарный режим, а созданная в 1946 г. правящая Трудовая партия Кореи (ТПК) стала единственной партией страны. 12 сентября 1948 года СССР установил дипломатические отношения с КНДР. Открытый вызов проамериканскому режиму Южной Кореи быстро привёл к столкновениям вдоль демаркационной линии. Ещё осенью 1948 года на юге страны началось инспирированное Ким Ир Сеном коммунистическое восстание. В декабре того же года советские войска покинули территорию Кореи, предварительно передав большое количество своего и трофейного японского вооружения корейским коммунистам.

 

27 июля 1953 года между Республикой Корея и КНДР подписано перемирие. Стороны признавали временной линией разграничения тридцать восьмую параллель, вдоль которой устанавливалась 4-километровая нейтральная полоса. На протяжении всего хода переговоров продолжались бои, в которых в общей сложности погибло почти 50 % всех убитых во время вооружённого конфликта солдат. В результате войны 1950–1953 гг. на Корейском полуострове утвердились два политических режима. Ссылаясь на существование потенциальной опасности нового коммунистического вторжения, правительство Ли Сын Мана установило в Южной Корее жёсткий авторитарный режим. Вместе со значительным ограничением личных свобод и волюнтаристскими методами правления, Ли Сын Ман обратился к широкой либерализации экономической жизни Республики Корея. Благодаря государственной поддержке экономика страны начала быстро расти. 

 

Северная Корея выбрала коммунистическую модель экономического и политического развития. К середине 50-х гг. почти полностью национализирован промышленный сектор, а в сельском хозяйстве коллективизировано 3/4 всех частных хозяйств. В течение 50–60-х гг. КНДР получила существенную экономическую помощь от СССР, КНР и других социалистических стран. Северная Корея ввела систему перспективного планирования. Она развивалась вполне другим путём, чем южная часть Корейского полуострова. Официальной идеологией КНДР стала разработанная правящей партией теория «чучхе», которая заключалась в исповедании безоговорочного государственного патриотизма, пропаганде национальной самобытности корейцев, крайних формах обожания партийного руководства и теории построения коммунистического общества исключительно собственными силами.

Рис. 4. Памятник Ким Ир Сену и Ким Чен Иру. Пхеньян

Основателем КНДР является Ким Ир Сен. Он правил страной до 1994 года и считается культовой личностью в своей стране. Он считается освободителем корейского народа и имеет множество военных и государственных титулов. День рождения вождя — государственный праздник в КНДР.

 

Несмотря на то что Северная Корея называет себя республикой, власть в стране передаётся по наследству, как при монархии. В 1994 году после кончины Ким Ир Сена, высший пост — председатель Трудовой партии Кореи — получил его сын — Ким Чен Ир (см. рис. 4). Он возглавлял страну до своей кончины в 2011 году

 

В 2011 году руководителем государства стал сын Ким Чен Ира — Ким Чен Ын. Он является руководителем страны и по сей день. Ким Чен Ын стал одним из самых молодых правителей своего времени, так как принял руководство страной в 27 лет

Для удержания населения в повиновении корейские коммунисты создали колоссальный аппарат насилия и огромную пропагандистскую машину. Современные власти Северной Кореи вмешиваются во все сферы жизни человека, постоянно нагнетается шпиономания. Северная Корея — одно из самых бедных государств в мире, которому постоянно оказывают гуманитарную помощь ООН и другие международных организации. 

 

Многие государства вообще не имеют ни дипломатических, ни экономических связей с КНДР. Основная причина — развитие Северной Кореей ядерного оружия. Несмотря на запрет любых ядерных испытаний, страна постоянно испытывает новые ракеты, что и вызывает возмущение других стран. 

Цивилизационные особенности стран Латинской Америки

Латиноамериканская цивилизационная общность является молодой. Она начинается с открытий Колумба и завоеваний конкистадоров, которые разрушили крупные местные цивилизации и принесли с собой элементы европейской цивилизации, что соединились с их остатками. Таким образом, на латиноамериканскую цивилизацию оказали гигантское влияние следующие факторы: наследие индейцев, влияние испано-португальской культуры, влияние христианства и африканской культуры. 

 

Латиноамериканский регион занимает 1/7 часть земной суши, где проживает более 500 млн человек, которые разговаривают романскими языками, в основе которых латынь. Более 60 % населения говорят на испанском, около 30 % — на португальском, однако в некоторых немногих небольших странах, главным образом островных, — на французском, английском или голландском. Примерно 20 млн жителей пользуются индейскими языками.

Национал-реформизм и модернизация 1940–1950-х гг.

Рис. 5. Хуан Доминго Перон (обрезано 2), 1948 год, автор неизвестен

Послевоенные экономические, социальные и политические перемены в странах Латинской Америки способствовали усилению национально-патриотических настроений в обществе. Они апеллировали к националистическим и патриотическим идеям, к лозунгам единства нации во имя экономического и социального прогресса и суверенитета своих стран, достижения социальной справедливости. Выдвигались требования отстранения от власти олигархии, проведения аграрной реформы, ограничения иностранного капитала, усиления роли государства в экономике, расширения социальных завоеваний трудящихся. Одну из национал-реформистских концепций выдвинул Хуан Доминго Перон (см. рис. 5), профессиональный военный, политик, президент Аргентины в 1946–1955 гг. (этот пост он занимал также в 1973–1974 гг.). В основе её лежала идея хустисиализма (справедливости). Перон призывал к объединению аргентинской нации во имя ликвидации зависимости и отсталости и построения общества социальной справедливости. Опорами этого общества должны были служить католицизм, национал-реформизм и каудилизм (власть вождя). 

Во время пребывания X. Д. Перона у власти были национализированы железные дороги и ряд предприятий, принадлежавших английским и другим иностранным монополиям, принят пятилетний план развития экономики, укреплялся государственный сектор (его удельный вес в экономике страны вырос до 15–18 %). Повышалась заработная плата рабочих, улучшались их социально-бытовые условия. В то же время преследовались активисты рабочего движения, был создан разветвлённый репрессивный аппарат. Экономические трудности и подъём рабочего движения в середине 1950-х годов ослабили позиции перонистов. Летом и осенью 1955 г. произошли военные мятежи. Перон лишился власти и покинул страну. Сменившее его военное правительство свернуло преобразования. Большинство латиноамериканских стран приняло стратегию импортозамещающей индустриализации.

 

Похожего на курс Перона во внутренней политике придерживались правительства Мексики. В этой стране существовал стабильный демократический режим, но у него был ряд особенностей. Это сильная президентская власть и политика уступок рабочему движению. Во второй половине ХХ века в Мексике продолжалась аграрная реформа. В ряде отраслей экономики шло создание государственного сектора. Похожую политику проводил Жетулиу Варгас в Бразилии. Время его правления (с 1930 по 1945 и с 1951 по 1954 годы) известно как «период Нового государства». За это время в стране была создана развитая промышленность, значительно улучшилось социальное обеспечение.

Левые националистические режимы в 1960–1970-е гг.

Рис. 6. Эрнесто Че Гевара

В 1960-е годы и в первой половине 1970-х противовесом латиноамериканскому национал-реформизму стал левый национализм — особая форма национализма, в основе которого лежат идеи равенства, народного суверенитета и национального самоопределения. Главной причиной этого была Кубинская революция. Под её влиянием в ряде стран произошла смена власти. Кроме того, кубинские события убедили революционеров Латинской Америки, что своих целей можно достичь вооружённым путём. Символом таких преобразований стал Эрнесто Че Гевара (см. рис. 6) — латиноамериканский революционер, участник революции на Кубе, Войны за независимость Конго, партизанской борьбы в Боливии. В итоге в некоторых латиноамериканских странах до сих пор не утихают конфликты. Режимы левых националистов, зачастую при поддержке армии, утвердились в целом ряде стран. В частности, в Перу, Боливии, Эквадоре, Гондурасе.

Новое правительство первым делом приступило к национализации промышленности. Это коснулось горной, нефтяной и других видов промышленности с иностранным капиталом. Был сформирован мощный государственный сектор. В результате аграрной реформы земли были распределены в пользу крестьянства. Для внедрения изменений использовались авторитарно-диктаторские методы. Преобладала смешанная экономика. 

Поворот к неоконсерватизму

В 70-е годы XX века в мировом экономическом развитии произошли существенные перемены. Новый виток научно-технической революции (НТР) в развитых капиталистических странах резко ускорил процесс обновления производства. Стали усиленно внедряться микропроцессорная и компьютерная техника, гибкие производственные системы. 

 

Эти факторы отразились на неоконсервативной политике модернизации в Латинской Америке 70–80-х годов. Основными источниками накопления капиталов и ускоренного развития здесь стали широкое привлечение инвестиций, займов, кредитов, новой технологии из-за рубежа, развитие ориентированных на экспорт отраслей производства, снижение издержек на оплату труда. Поражение левых сил, установление террористических военных режимов в большинстве стран Латинской Америки создавали условия для проведения подобной политики за счёт трудящихся. Особенно эффективной она оказалась в Бразилии, первой вступившей на такой путь. «Бразильская модель» в 70-е годы во многом послужила примером для других военно-диктаторских правительств (Чили, Аргентина, Уругвай, Боливия). В этих государствах политика модернизации проводилась в наиболее жёсткой форме и авторитарными методами, сопровождалась резким ухудшением материального и правового положения трудящихся. В странах с реформистскими конституционными режимами (Мексика, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика) капиталистическая модернизация осуществлялась с меньшими социальными и политическими издержками.

 

Основной акцент был сделан на развитии экспортных областей. Также правительства создавали привлекательные условия для иностранных инвесторов. 

 

Займы и кредиты стали ведущей формой иностранной экспансии. Около 4/5 ссудного капитала на рубеже 80-х годов поставляли иностранные частные финансовые корпорации. Роль государственных займов и кредитов сократилась. В целом доля внешних источников в финансировании латиноамериканской экономики возросла с 8,2 % в 1970 г. до 26,3 % в 1980 г. Этот процент был намного выше на ведущих направлениях производственно-технического прогресса.

 

В несколько раз выросли расходы на научные исследования. Ежегодный рост продукции обрабатывающей промышленности в 70-е годы достигал 6–7 %. В 1980 г. ВВП региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза. Доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась в начале 80-х годов по сравнению с 1970 г. с 14–15 до 11 %, но при этом сельскохозяйственное производство в 1982 г. превысило уровень 1970 г. в полтора раза. Агросырьевая продукция продолжала преобладать в экспорте латиноамериканских стран. Экспортёрами нефти были Венесуэла, Мексика, Эквадор, Тринидад и Тобаго, с конца 70-х годов Перу, меди — Чили и Перу, кофе — Колумбия, страны Центральной Америки и Бразилия, сахара и бананов — государства Центральной Америки и Карибского бассейна, мяса и зерновых — Аргентина. Но удельный вес готовых промышленных изделий в экспорте увеличился с 6,4 до 17–19 %, что было качественным сдвигом. В 80-е годы стала экспортироваться продукция электронной промышленности.

Переход к демократизации в 1980-е гг.

Следует отметить существование не только положительных сторон в модернизации. Во многих странах установились авторитарные режимы, люди были недовольны отсутствием демократических свобод. В странах континента стало расти число забастовок, развернулась борьба за демократические права.

 

В ней приняли участие средние слои, мелкие и средние предприниматели. В то же время господствующие элиты укрепили своё положение. Они больше не нуждались в военных режимах. Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным.

 

Например, в 2008 году в городах Бразилии проживало уже 86 % населения. В Мексике — 77 %. В Уругвае — 92 %. Выросли уровень и качество образования населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации. В 1982 году на путь демократических перемен встала Боливия, в 1983 году — Аргентина, в 1985 — Уругвай и Бразилия, в 1986 — Гватемала и в 1990 — Чили.

 

С падением режима Аугусто Пиночета с политической карты Латинской Америки исчезла последняя диктатура.

Куба — Остров свободы

В начале ХХ века Куба — ещё не окрепшая держава, но это не мешало ей объявлять войну другим государствам (в 1917 году — Германии, в 1941 году — Японии, Германии, Италии) и даже оказывать помощь Испанской республике. В 1929 году строится Капитолий для заседаний парламента. Целых 30 лет работали в нём депутаты. Кубинские революционеры сделали из него офисы для министерств. В военных действиях Куба не участвовала, но помогала сырьём. СССР получил поддержку от Кубы в годы Второй мировой войны. В страну кубинцы отправляли сахар, сигары, кофе, мыло, табак и др.

В 1952 году в ходе военного переворота Фульхенсио Батиста занял пост президента Кубы. В стране устанавливается военно-полицейская диктатура.

Рис. 8. Фидель Кастро

Группировки разных взглядов то и дело восставали против правления Батисты. Когда обстановка стала опасна для диктатора, он сбежал. На политическую арену вышел Фидель Кастро (см. рис. 8), сумевший удержать власть в своих руках.
 

К 1960 году Фидель окружил себя марксистами, заключил договора с Советским Союзом, национализировал собственность иностранцев в стране. США наложило на Кубу эмбарго. 1961 год — ЦРУ проводит провальную операцию в Заливе Свиней. Следующий год принёс в Кубу Карибский кризис. Страны находились на грани ядерной войны из-за ракет, размещенных на Кубе Советским Союзом. Куба строит коммунизм, СССР покупает у неё сахар, продавая в ответ нефть. После блокады Кубы ситуация стала критической. Кеннеди предлагает СССР убрать ракеты, обещая не бомбардировать Кубу. 28 октября 1962 года ракеты были демонтированы, а 20 ноября снята изоляция Кубы. В 1965 году поражением противников режима Кастро заканчивается мятеж в горах Эскембрай. Кризис экономики в СССР в 1989 году приводит к упадку экономики Кубы. Голод пришёл в страну. Помощь оказала Венесуэла, произошли преобразования в сельском хозяйстве, развивается туризм. 

В 2002 году на Кубе открывается представительство ЕС. Волна репрессий против диссидентов прошла в 2003 году в стране. Трое активистов были казнены, что вызвало возмущение в ряде стран. 2008 год — Фидель Кастро подаёт в отставку, уступая место брату, Раулю. Куба вступает в ООН, становится членом ЮНЕСКО, ВОЗ, ВТО. В 2014 году наладились дипломатические отношения с США. В 2016 году Барак Обама, бывший президент США, посетил Кубу. Перерыв в визитах американского правительства такого ранга наблюдался с 1928 года. 


Контрольные вопросы

 

  1. Какой регион является спорными «Северными территориями» у Японии с Россией?
  2. Назовите плюсы и минусы японского экономического чуда.
  3. Какие режимы пришли к власти в результате военных переворотов в 1960-е годы в целом ряде стран (Перу, Эквадор, Гондурас, Боливия)?
  4. В каком году с политической карты Латинской Америки исчезла последняя диктатура — диктатура Пиночета?
  5. Почему Че Гевара стал культовой фигурой на Кубе и среди приверженцев леворадикальных взглядов во всем мире?


Предыдущий урок
Китай и Индия во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки
Следующий урок
Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты. Культура во второй половине XX — начале XXI в.
Современный мир и новые вызовы ХХI века
Поделиться:
  • Факторы эволюции, закрепляющие изменения в генофонде популяций

    Биология

  • Элементы теории относительности. Постулаты специальной теории относительности. Относительность одновременности событий. Замедление времени и сокращение длины

    Физика

  • Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке