Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Китай и Индия во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

31.03.2025
4110
0

Китай и Индия во второй половине XX — начале XXI вв.

 

План урока

  • Гражданская война и победа народной революции в Китае (1946–1949)
  • Выбор путей развития Китая (1949–1957)
  • Большой скачок и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии (1958–1976)
  • Культурная революция (1966–1976)
  • Начало реформ в Китае (1978). Теория Дэн Сяопина
  • Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР
  • Индия в 1950–1991 гг.
  • Реформы М. Сингха (1991–1998)
  • Современные проблемы Индии

 

Цели урока

  • знать основные события истории Китая и Индии во второй половине XX —начале XXI вв.
  • уметь сформулировать особенности социально-экономической модернизации данных стран
  • знать причины успехов и неудач в развитии Индии и Китая
  • уметь охарактеризовать современное положении Индии и Китая в мире
  • знать понятия: модернизация, политика большого скачка, маоизм, культурная революция

 

Разминка

  • Кто возглавил правительство Китайской советской республики, образованной в 1931 году?
  • В каком году был заключён советско-китайский договор о ненападении?
  • Как называлась политическая партия, созданная в 1912 г. и правящая на большей части Китая в период с 1926 по 1949 г.?
  • Что послужило причиной подъёма революционно-демократического движения в Индии после Первой мировой войны?
  • В каком году Индия вступила во Вторую мировую войну?

 

Вступление

 

Страны Восточной Азии после Второй Мировой войны находились в тяжёлом состоянии. Китай был полностью разорён в результате десятилетий гражданских и внешних войн. Только что получившую независимость Индию раздирали острые национальные и религиозные конфликты. Другие государства региона были отсталыми аграрными странами с разрушенной экономикой. 

Гражданская война и победа народной революции в Китае (1946–1949)

После окончания Второй мировой войны между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом начались переговоры о создании коалиционного правительства. Но они сразу зашли в тупик. Чан Кайши требовал распустить Народно-освободительную армию Китая и передать контролируемую ей территорию правительственным войскам, что вызвало протест руководства КПК. В 1946 году Гоминьдан возобновил военные действия против коммунистов. Командование НОАК следовало тактике «окружение города деревней» (ставка на партизанскую войну в сельской местности, а после достижения контроля — переход в наступление на города и разгром основных сил противника). К концу 1949 года коммунисты одержали победу и была провозглашена Китайская Народная Республика. Под контролем правительства Чан Кайши остался только город Тайвань. 

Выбор путей развития Китая (1949–1957)

Приход коммунистов к власти сопровождался становлением новых органов власти. Она была закреплена в Общей программе Народного Политического Консультативного Совета (НКПС). Новая власть — демократическая диктатура народа.

Рис. 1. Мао Цзэдун Рис. 1. Мао Цзэдун

Высшим органом власти в 1949–1954 гг. считалось Центральное Народное Правительство КНР, которое возглавлял Mao Цзэдун (см. рис. 1). Формально ЦНП было коалиционным. B нём наряду с членами КПК были представлены и другие враждебно настроенные к ГМД политические деятели.

 

Военно-административные комитеты провинций и городов возглавлялись командирами или политическими комиссарами HOAK, имевшими там неограниченные полномочия. Ha этом этапе не объявлялось о проведении непосредственно социалистических преобразований.

 

КПК унаследовала власть над материковым Китаем в условиях холодной войны. Промышленность была истощена войной, и её объём производства составлял к моменту провозглашения KHP около половины довоенного. B с/х ситуация обстояла ещё хуже. Резко возросла инфляция. B этой обстановке Mao Цзэдун мог рассчитывать лишь на помощь со стороны CCCP, и он пошёл на решительный шаг в этом направлении.

B конце 1949 г. он выехал в Москву на празднование 70-летия И. В. Сталина. B результате был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между CCCP и KHP сроком на 30 лет. Ha его основе строились двусторонние связи вплоть до конца 50-х гг., хотя формально он просуществовал до 1980 г. + подписаны соглашения о предоставлении правительству KHP кредита в размере 300 миллионов долларов. CCCP безвозмездно передавал японскую собственность в Маньчжурии, а также здания бывшего российского военного городка в Пекине.

 

Лето 1950 г. — закон об аграрной реформе, согласно которому отменялась помещичья собственность на землю: значительная её часть национализировалась, а остальная передавалась крестьянам.

 

В городах — конфискация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала, создавался госсектор экономики. K 1952 г. его доля уже составляла около 60 % от ВВП промышленности.

 

B 1951–1952 гг. по инициативе КПК были развёрнуты идеологические кампании, формально направленные на борьбу с коррупцией и бюрократизмом, но вылившиеся на практике в ещё большее ограничение роли национальной буржуазии в жизни общества.

 

В 1952 г. КПК выдвинула новую «генеральную линию», суть которой состояла в переходе к непосредственно социалистическим преобразованиям в промышленности и с/х.

 

B 1953–1957 гг. в Китае осуществлялся первый пятилетний план развития, заложивший фундамент административно-командной системы. В этот период сооружалось 156 промышленных объектов.

 

C 1953 г. правительство ввело государственную монополию на закупку у населения зерна, технических культур, а затем хлопка и тканей. B сельской местности создавались кооперативы, в которых земля пока ещё сохранялась в собственности крестьян. K 1955 г. они охватывали до 15 % хозяйств. Затем наступил следующий этап: создание кооперативов «высшего типа», в которых в общественной собственности находились земля, а также и орудия производства.

 

В городах национальная буржуазия вытеснялась из сферы торговли, а более 3/4 всех предприятий, находившихся под контролем частного капитала, вынуждены были выполнять госзаказ. 

 

За годы пятилетки общий объём промышленного производства увеличился, тысячи китайских специалистов прошли обучение или производственную практику в CCCP, почти полностью была ликвидирована безработица, началось осуществление жилищного строительства в городах.

 

Важным событием стала кончина И. В. Сталина: для Mao Цзэдуна — возможность устранить некоторых политиков, пользовавшихся поддержкой покойного советского лидера. Однако только укрепление позиций внутри Китая для Mao Цзэдуна оказалось недостаточным, освободившееся место «лидера мирового коммунистического движения» должен занять именно Китай.

 

Принятая в 1954 г. Конституция юридически закрепляла социалистический характер государства. Были внесены изменения в структуру высших государственных органов. Вводился пост Председателя КНР, правительство стало называться Государственным административным советом, высшим представительным органом объявлялось Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Реальная власть на всех уровнях находилась в структурах компартии.

 

B конце лета 1957 г. было издано постановление о «привлечении к физическому труду» фактически любого неугодного властям гражданина KHP на неопределённый срок. «Перевоспитание», как правило, проходило в специальных лагерях, созданных по всей стране.

 

B ноябре 1957 г. Mao Цзэдун второй раз посетил CCCP во главе делегации, принявшей участие в работе международного совещания коммунистических и рабочих партий. B ходе его работы вновь проявились претензии Mao на лидирующую роль. Он пытался доказать, что центр мирового революционного движения переместился в Китай, а также говорил о возможности ядерной войны с «мировым империализмом», в которой социалистический лагерь должен одержать победу.

Большой скачок и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии (1958–1976)

В мае 1958 года сессия КПК приняла предложенный Мао Цзэдуном курс на форсированное развитие народного хозяйства. Новый план развития назывался курс «трёх красных знамён».

 

Целью курса трёх красных знамён был переход к коммунизму в кратчайшие сроки. Главной целью являлось увеличение темпов экономического развития для построения основ коммунистического общества. Это предпринималось для того, чтобы доказать большую преданность марксизму, чем КПСС (Коммунистической партии Советского Союза).
 

Следующий шаг на пути формирования этого курса был сделан на заседании Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхэ в августе 1958 года с участием первых секретарей провинциальных комитетов КПК. Мао Цзэдун выступил на нём с изложением своего представления об идеальной организации общества: «В течение месяца надо отдыхать два дня, в полмесяца — один день. В страдную пору надо отдыхать поменьше, в нестрадную — побольше».

 

После заседания в Бэйдайхэ было ускоренно создание коммун, в результате чего 720 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов были объединены в 26 тыс. коммун.

 

В коммунах обобществлялся труд, основные средства производства и даже вся собственность крестьян — приусадебные участки — становились собственностью коммуны. Было введено уравнительное распределение доходов, бесплатное, хотя, скорее, безденежное питание в столовых.

 

В коммунах должно было развиваться не только сельское хозяйство, но также и промышленность: плавка металла, изготовление сельскохозяйственного инвентаря, транспортных средств и др.

 

Не только труд, но даже быт военизировались. В целом положение трудящихся было тяжёлым, но рабочие трудились с энтузиазмом, не покладая рук, следуя лозунгу «Три года напряжённого труда — десять тысяч лет счастья!», который собирал огромные массы народа: заниматься физическим трудом обязаны были не только рабочие и крестьяне, но и представители партии, служащие государственного аппарата. Об этом нам прямо говорит следующий фрагмент из выступления Мао Цзэдуна на заседании в Бэйдайхэ: «Надо делать упор на деревенский стиль работы, на партизанские привычки, надо один месяц в году уделять физическому труду, поочередно отправляться в село для участия в сельскохозяйственных работах».

 

В рамках политики большого скачка предпринимались следующие шаги. 

 

Попытки форсировать индустриализацию. Главной проблемой подъёма экономики и индустриализации считалось производство стали. Около 100 миллионов человек были направлены на строительство доменных печей кустарным способом. Производство стали увеличилось вдвое, но она оказалась низкого качества и требовала больших затрат.


Реформы сельского хозяйства. Велось строительство ирригационной системы, частично неэффективное из-за отсутствия квалифицированных инженеров. Эксперименты по засеву зерновых базировались также на разработках советского академика Лысенко и его последователей. Кампания по уничтожению воробьёв привела к тяжёлым нарушениям экологического баланса, в результате которых резко увеличилась популяция насекомых, истреблявших урожаи. Волюнтаристские эксперименты в сочетании с коллективизацией привели к обширному голоду. Внимание на это обратили только в 1961 году. Долгих три года в отчётах для Мао Цзэдуна подделывали данные. Согласно фальшивым отчётам, в государственных хранилищах было полным-полно зерна. А на деле же для их пополнения у крестьян забирали последние запасы. Начавшаяся засуха также не способствовала увеличению урожая. Дошло до того, что в одной из самых плодородных китайских провинций Сычуань крестьянские семьи одна за одной умирали из-за голода. В Китае резко увеличилась смертность, и не обратить внимание на такое в правительстве не могли.

 

Наконец, Мао Цзэдун понял, что все его индустриальные и сельскохозяйственные реформы принесли стране только вред. В спешном порядке все реформы приостановили. Были открыты государственные зернохранилища, но зерно выдавали строго по имеющимся нормам на одного человека. Также начались закупки зерна у Австралии и Канады. Однако полностью голод в Китае удалось искоренить лишь к 1962 году. За время «Большого скачка» в Китае на производствах от голода и случившегося в 1960 году наводнения умерло около 40 миллионов человек.


Политика «большого скачка» — это экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 годы, нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики страны и имевшая трагические последствия для китайского народа. В это время Китай представлял собой на 90 % аграрную страну, которой была остро необходима модернизация. 


Культурная революция (1966–1976)

Большинство исследователей полагают, что основной причиной «культурной революции» стала борьба за лидерство в партии. После провала кампании большого скачка позиции Мао пошатнулись. Поэтому Мао Цзэдун ставил две задачи, которые сводились к укреплению лидерства на внутриполитической арене: уничтожение оппозиции и предоставление поля деятельности для бедствующих народных масс. Свалив вину за провал на внутреннюю оппозицию (Лю Шаоци) и внешних врагов (СССР), Мао решал обе задачи: убирал конкурентов и воспитывал беззаветно верящие в вождя народные массы.

 

Мао Цзэдун инициировал создание нового человека — бескорыстного создания в свободном обществе. «Четыре пережитка» мешали достижению этой цели:

  • старые привычки;
  • старые идеи;
  • старая культура;
  • старые обычаи.


Культурная революция — это серия политических репрессивных кампаний, организованных Мао Цзэдуном, направленных против интеллигенции и чиновничества и сопровождавшихся выступлениями молодёжи.


К началу культурной революции призвал лозунг «Огонь по штабам». Мао Цзэдун лично в первом дацзыбао (рукописной стенгазете) критиковал партийный аппарат и мобилизовал пролетариат. Любой человек, будь то крестьянин или высший партработник, мог попасть под репрессии как классовый враг. 

 

Реализацию в жизнь этого лозунга проводили хунвэйбины — молодые «красногвардейцы». Радикально настроенные школьники и студенты действовали безнаказанно. Совсем плохо пришлось приверженцам традиций:

  • духовенству;
  • феодалам;
  • интеллигенции.

Сначала пострадали преподаватели университетов, затем партийные руководители.

Осенью 1966 г. по стране курсировали бесплатные поезда с революционной молодёжью для обмена опытом. К хунвэйбинам присоединились цзаофани — «бунтари», молодые рабочие. Красные отряды издевались над людьми, применяли пытки, практиковали массовые убийства. Монастыри и храмы подвергались разрушению. Пострадала Великая китайская стена — часть разобрали для постройки свинарников. В книжных магазинах свободно продавался только цитатник Мао Цзэдуна (см. рис. 2). Было зафиксировано множество случаев, когда книгой в твёрдой обложке до смерти забивали видных деятелей партии, выбивая из них таким образом «буржуазный яд».

 

В театре выходили только «революционные оперы из современной жизни», написанные женой Мао Цзян Цин. Таким образом осуществлялась кампания по «социалистическому перевоспитанию».

Рис. 2. Современный рисунок по китайскому агитплакату «Председатель Мао — красное солнце в наших сердцах» Рис. 2. Современный рисунок по китайскому агитплакату «Председатель Мао — красное солнце в наших сердцах»

Свобода действий хунвэйбинов вылилась в противостояние кланов. Молодёжные группировки передрались между собой. Когда ситуация достигла предела, Мао послал армию против «некомпетентных и незрелых». Военные навели порядок. 

 

В сентябре 1967 года отряды и организации хунвейбинов были распущены. Главари были отправлены на сельскохозяйственные работы в провинции (осенью 1967 года — около 1 млн человек, в 1970 году — 5,4 млн), некоторые были публично расстреляны.

 

К 1969 г. политическую активность народа свернули и ликвидировали хунвэйбинов. 

 

В апреле 1969 г. IX съезд компартии официально закрепил идеологию маоизма.


Маоизм — это политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году.


Ещё одной кампанией, проводимой в рамках культурной революции в Китае, стало появление школ кадров 7 мая (название они получили в честь выступления Мао Цзэдуна 7 мая 1966 года, когда и было объявлено о создании учреждений). В 106 школах в 18 провинциях готовили 100 тыс. чиновников центрального правительства. Система обучения заключалась в том, что треть рабочего времени отводилась занятиям физическим трудом, треть — теории и треть — организации производства, управлению и письменной работе.

 

В школах людей обучали необходимой специальности. Одновременно выявляли представляющие опасность личности. За отклонение от идеологии человек мог отправиться на каторжный труд. За два года в деревни сослали 10 миллионов неблагонадёжных.

 

На IX съезде КПК в 1969 году были одобрены итоги культурной революции, создавшей основу коммунизма. В стране установилась военно-бюрократическая диктатура во главе с Мао и «наследником» Линь Бяо. В 1971 году Мао решил провести расправу и с Линь Бяо. Тот попытался бежать, но самолёт был уничтожен. Мао стал единственным хозяином страны, но 9 сентября 1976 г. скончался. До этого момента он очень тяжело болел и от имени Мао правила «банда четырёх». Старшей по статусу и возрасту была жена Мао Цзян Цин. После смерти вождя участники группировки намеревались узурпировать власть.

 

Траурные церемонии закончились, четвёрка была арестована. Их объявили опасными государственными преступниками. В 1981 г. они были осуждены.

Начало реформ в Китае (1978). Теория Дэн Сяопина

Рис. 3. Дэн Сяопин,1979 г., автор неизвестен Рис. 3. Дэн Сяопин,1979 г., автор неизвестен

Мао Цзэдун оставил после себя страну в состоянии острого кризиса. Даже по официальным данным в КНР насчитывалось 20 млн полностью безработных и 8 млн лиц, «искавших» работу, 100 млн человек голодало. Основные продукты питания и непродовольственные товары распределялись по карточкам.

 

XI съезд КПК, состоявшийся в августе 1977 г., официально объявил о завершении культурной революции. Дэн Сяопин (см. рис. 3) был избран на посты заместителя премьера Госсовета и заместителя председателя ЦК КПК. Он был инициатором и главным идеологом реформ, изменивших облик Китая, самым влиятельным политическим деятелем, не занимая первых постов в партии и государстве.

Ещё в период культурной революции Дэн Сяопин выдвинул идею «четырёх модернизаций», т. е. вывода на современный уровень промышленности, сельского хозяйства, науки и армии.

 

Дэн Сяопин критически относился к тем политикам, которые догматически боролись за «чистоту идей социализма». Известна его крылатая фраза: «Не имеет значения, какого цвета кошка — чёрного или белого. Лишь бы она ловила мышей». В декабре 1978 г. по его инициативе было принято решение о проведении в КНР крупномасштабной экономической реформы с целью построения в стране «социализма с китайской спецификой».

 

В следующем году Дэн Сяопин сформулировал «четыре принципа» реформ, которые вошли в обновлённую конституцию КНР 1982 г.: 

  • придерживаться социалистического пути;
  • диктатура пролетариата;
  • руководящая роль компартии;
  • превосходство идей марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.

Особенность экономических реформ заключалась в том, что сначала они были проведены в сельском хозяйстве и только затем охватили промышленную сферу.

 

Реформы в сельском хозяйстве начались в конце 1970-х гг. Их отличительной чертой стал постепенный отказ государства от вмешательства в процесс производства и сбыта продукции. Существенно пересматривались, а то и вовсе снимались, плановые задания. Широкое распространение получил семейный подряд. Земля передавалась на договорных началах крестьянам, которые свободно распоряжались результатами своего труда после выплаты налога государству. Повышались закупочные цены и вводились свободные цены на сельхозпродукцию. В личную собственность крестьян переходила сельскохозяйственная техника.

 

Резкое стимулирование крестьянского труда привело к быстрому росту продукции сельского хозяйства. В 1984 г. урожай зерновых составил 400 млн т — в два раза больше, чем в 1958 г. В середине 1990-х гг. производилось уже 450 млн т зерна в год. Этого было достаточно, чтобы удовлетворить гигантские потребности растущего населения в продуктах питания. Имея только 7 % мировых пахотных земель, Китай должен был прокормить 21 % мирового населения. Более того, КНР превращалась из импортёра зерна в его экспортера. Успех оказался настолько значительным и очевидным, что немало удивил весь мир.

 

В 1984 г. начали проводиться реформы в промышленности. В ходе них прекратилась практика вмешательства административных и партийных органов в деятельность промышленных предприятий, отменялось обязательное прежде директивное планирование. Предприятия переводились на хозяйственный расчёт, им предоставлялись широкие права. В стране разрешалась частнопредпринимательская деятельность, государство всячески поощряло развитие малого и среднего бизнеса. Стало возможным создание совместных предприятий и свободных экономических зон с участием иностранного капитала. В промышленность хлынул поток иностранных инвестиций.

 

Среднегодовой прирост ВВП в 1991–1995 гг. составил 12 %. К 2000 г. планировалось увеличение ВВП в 4 раза, но этот результат был достигнут уже в 1995 г. В конце ХХ в. доход на душу населения увеличился до 840 долларов. Со временем Китай превратился во вторую мировую экономику по объёму ВВП.

 

Экономические реформы в Китае осуществлялись в тесной связи с реформированием политической системы. В 1981 г. на пленуме ЦК КПК были осуждены культ личности Мао Цзэдуна, политика большого скачка и культурная революция. В то же время подчёркивалось, что заслуги покойного вождя перед партией и государством «занимают главное, а ошибки — второстепенное место».

 

С середины 1980-х гг. в условиях внедрения элементов рыночной экономики в китайском обществе стали нарастать демократические тенденции. Студенчество, интеллигенция, многие рабочие требовали либерализации политической системы, подлинной многопартийности, соблюдения основных прав человека. В ряде городов Китая произошли выступления студентов и даже столкновения с властями. Усилились разногласия внутри руководства партии и государства.

 

Весной 1989 г. недовольство отсутствием политических свобод вылилось в миллионные митинги в Шанхае, Нанкине и других городах. 

 

На центральной площади Пекина Тяньаньмэнь беспрерывно проходили митинги студентов. В столице было введено военное положение, а в июне против демонстрантов были направлены танки и бронемашины. 9 апреля на площади Тяньаньмэнь пролилась кровь, имелись многочисленные человеческие жертвы. Руководство КПК расценило выступления студентов как «контрреволюционный бунт». В 1992 г. на XIV съезде КПК была окончательно определена официальная социально-экономическая цель реформ — строительство социалистической рыночной экономики.

 

Смерть Дэн Сяопина в 1997 г. не изменила курса реформ. Руководство КНР извлекло уроки из событий 1989 г., развала СССР и перемен, происшедших в странах Восточной Европы. Оно придерживалось политики компромисса и старалось ориентироваться на все слои китайского общества, а также решительно освобождало экономику от контроля со стороны государства.

Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР

Почти тридцать лет реформ в Китае позволяют определить некоторые итоги. К ним сводится, в первую очередь, понимание на государственном уровне взаимосвязи реформ, развития и стабильности. С 1979 года особое внимание уделяется поддержанию стабильности. Соотношение развития и стабильности выражается в лозунге: цель — развитие страны, средство её достижения — реформы, для развития необходима стабильность.
 

Внешнеполитическая ситуация кардинально изменилась: вместо экономической блокады и изоляционизма КНР перешла к политике «открытых дверей», развития внешней торговли и привлечения иностранного капитала в экономику страны. Государство контролирует поддержание сбалансированности во всех сферах: банковской, валютных отношениях, в сфере кредитования, сдерживания инфляции и т. д. Правительство старается регулировать отношения между отдельными регионами страны и центром. Обширные территории с многочисленным населением не позволяют достичь равенства между их развитием. Главной проблемой является оптимальная интеграция каждого региона в единое гармоничное развитие государства в целом. Вместе с положительными сдвигами в положении КНР переход на рыночные рельсы породил некоторые проблемы. К главным можно отнести две: во-первых, отказ от централизованного планирования потребовал коренного изменения в работе банков, проведения финансовой политики и работе рынка капитала. На протяжении 1990-х годов проводилась усиленная работа по налаживанию действий этих систем. Во-вторых, превратилась в существенную проблему работа государственных предприятий. Исчисление расходов и доходов по рыночным ценам превратило многие из них в убыточные. Они не могли поддерживать социальное обеспечение работников, если их продукция не пользовалась спросом. К началу 2000-х годов пришлось закрыть часть невыгодных заводов и фабрик, а также создать систему социального страхования.

Индия в 1950–1991 гг.

История независимой Индии началась с трагических и кровопролитных событий. В 1940-е гг. мусульманская лига, ранее требовавшая предоставления самоуправления индийским мусульманам, стала выступать и за раздел Британской Индии на два независимых государства: индуистское и мусульманское. Это требование поддержали британские власти, полагавшие, что будет проще сохранить своё влияние, если бывшая колония разделится на два враждебных государства. Индийский национальный конгресс, претендовавший на выражение интересов всех индийцев независимо от религиозной принадлежности, до 1947 года выступал против раздела Индии. Но после резкого обострения отношений между индуистами и мусульманами, вылившегося в погромы и убийства на религиозной почве, был вынужден согласиться на эту меру.  

 

Территория Индии была разделена на два доминиона — Индийский союз и Пакистан — фактически независимые государства в составе Британской империи. В 1949 г. они вошли в Британское Содружество, которое объединило Великобританию и её бывшие доминионы, и колонии, ставшие независимыми государствами.

 

Поскольку границы между двумя новыми государствами были проведены без учёта национальных и религиозных особенностей, уход англичан привёл к обострению отношений между индусами и мусульманами. Это противостояние сопровождалось масштабными переселениями и жертвами. В октябре 1947 г. между Индией и Пакистаном вспыхнула война за контроль над Кашмиром. 30 января 1948 г. индусом-фанатиком был убит М. Ганди, выступавший за мир между двумя государствами. Сикхское население штата Пенджаб также оказалось разделённым и стало требовать признания своей автономии.

 

В 1950 г. вступила в силу Конституция Индии, по которой страна становилась суверенной парламентской республикой и сохраняла своё членство в Содружестве наций.

Рис. 4. Джавахарлал Неру Рис. 4. Джавахарлал Неру

Государственным строительством независимой Индии занялся Джавахарлал Неру (см. рис. 4). Перед ним стояла трудная задача: преодолеть колониальное прошлое и сделать Индию действительно независимым государством. В основу политического «курса Неру» легла концепция индийского социализма, которая предполагала ограничение частной собственности, предотвращение национально-религиозных распрей и социальный компромисс.

 

Правительство Неру провело реформы в экономике и государственном управлении, нацеленные на преодоление отсталости и модернизацию страны. Власти стремились сочетать частный и государственный секторы экономики. Развитие тяжёлой промышленности создавало экономическую основу для независимости. С 1953 г. в стране началась административная реформа, направленная на реорганизацию территории штатов по национально-языковому принципу.

Рис. 5. Индира Ганди Рис. 5. Индира Ганди

Во внешней политике Неру придерживался принципов мирного сосуществования и неприсоединения к военным блокам. Индия установила дружественные отношения с СССР, с помощью которого осуществлялась индустриализация страны. Взаимоотношения с северо-восточным соседом, КНР, были натянутыми. Стремясь восстановить популярность ИНК, дочь Неру — Индира Ганди (см. рис. 5), возглавившая с 1966 г. правительство, объявила о проведении в стране новых реформ. Они включали расширение сферы госсектора, ограничение деятельности монополий, поощрение мелкого бизнеса. Однако в условиях демографического взрыва и засухи 1972–1975 гг. в стране ухудшилась экономическая ситуация. Началось забастовочное движение и студенческие волнения. В результате на всеобщих выборах в парламент в 1975 г. большинство голосов избирателей получили оппозиционные силы. Они смогли продержаться у власти до 1980 г., когда победу на выборах вновь одержал ИНК. 

Новое правительство И. Ганди, заручившись финансовой помощью Международного валютного фонда, пошло на сокращение госсектора и либерализацию экономики. Правда, предпринятые меры привели лишь к увеличению внешних долгов. В этот период на передний план выдвинулся новый фактор политической жизни страны — сепаратизм. На юге Индии начали действовать тамильские сепаратисты. Активизировались столкновения между мусульманами и индусами в штате Джамму и Кашмир. В штате Пенджаб с требованиями отделения от Индии выступили сикхи, что привело к вооружённому столкновению с правительственными войсками. 31 октября 1984 г. Индира Ганди была убита сикхами-террористами.

 

На парламентских выборах в январе 1985 г. уверенную победу одержал ИНК во главе с Радживом Ганди. В качестве первоочерёдной задачи правительство провозгласило сохранение единства страны. Была объявлена также новая программа социально-экономического развития, направленная на либерализацию экономики. Одновременно по инициативе Раджива Ганди с помощью СССР в Индии шло внедрение высоких технологий.

 

Однако из-за стремительного роста населения жизненный уровень индийцев ухудшался, происходили военные столкновения.

Реформы М. Сингха (1991–1998)

Казна Индии оказалась пуста. Финансовых резервов могло хватить только на две недели. В этой ситуации премьер Н. Рао, лидер партии «Индийский национальный конгресс», пригласил в правительство индийского экономиста с мировым именем, получившего образование в Англии, Манмохана Сингха. Им были проведены реформы по ограничению государственного вмешательства в экономику, раскрепощению частной инициативы и конкуренции. Были отпущены цены, упразднены сотни предписаний, проведена приватизация государственных компаний, либерализация торговли. Экономика Индии оказалась открыта мировому рынку. Темпы роста увеличились в 1990-е гг. почти в два раза и составили 6,5 % в год. 

 

Не все смогли воспользоваться результатами реформ. Увеличились контрасты богатства и бедности. В 1999 г. в результате выборов под лозунгом «культурного национализма» к власти пришла партия Бхарата Джаната.

 

Правительство было сформировано в коалиции с другими политическими силами. В 1998–2004 году Индию возглавлял А. Ваджпаи, власти поддерживали индусский национализм. В школах внедрили религиозное воспитание. Выборы 2004 г. проходили в ожесточённой борьбе. Партия «Индийский национальный конгресс» обвинила своих противников в том, что они потворствуют силам мракобесия и фанатизма. На выборах 2004 г. под лозунгом возобновления реформ, восстановления светского характера государства и образования, преодоления национализма «Индийский национальный конгресс» одержал победу.

 

Премьером в 2004 г. стал автор реформ 1990-х гг. — Манмохан Сингх. Залогом успеха партии была новая программа — сочетание либеральных реформ с решением социальных проблем. Правительство занялось развитием здравоохранения, образования, искоренения нищеты. Частному предпринимательству также стала оказываться поддержка, и в Индию начали приходить иностранные инвесторы. В 2004–2008 гг. ежегодный рост экономики составлял 8–9 %, даже в кризис 2009 года Индия показала рост в 6,3 %. Но, к сожалению, далее экономический рост замедлился, некоторых деятелей ИНК обвинили в коррупции, и партия в целом потеряла поддержку народа. В 2014 году на выборах вновь победила «Индийская народная партия», продвигавшая индуистский национализм во главе с Н. Моди.

Современные проблемы Индии

Районы передовых информационных технологий и индустриальные производства рассыпаны по огромной территории Индии, которая остаётся в целом аграрной страной (больше чем две трети населения занято в сельском хозяйстве). Индия — одна из самых бедных стран мира, треть населения неграмотны. Она отстает от Китая по уровню жизни в полтора раза (показатель среднедушевого ВВП). Прирост экономики «растворяется» в результате роста рождаемости. Индия — страна с самым молодым населением в мире, поэтому одна из центральных проблем — проблема образования.

 

Другая проблема — это деление общества на касты. Их в Индии более 3 000, каждая из них ведёт свой образ жизни. С одной стороны, такое деление сглаживает социальные проблемы. Люди не протестуют против своего статуса (большинство индийцев входят в низшие касты). С другой стороны, кастовый строй ограничивает возможности для свободного взаимодействия между людьми, сковывает индивидуальную активность граждан.


Контрольные вопросы

  1. Назовите цели политики большого скачка и её итоги.
  2. Каковы были последствия культурной революции?
  3. Какие трудности и препятствия стояли перед Индией, вставшей на путь модернизации?
  4. Почему для успешного развития Индии в 1950–1970-х гг. было необходимо активное государственное вмешательство в экономику и почему к 1990-м гг. стало необходимо его уменьшение?


Китай и Индия во второй половине XX — начале XXI вв.

 

План урока

  • Гражданская война и победа народной революции в Китае (1946–1949)
  • Выбор путей развития Китая (1949–1957)
  • Большой скачок и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии (1958–1976)
  • Культурная революция (1966–1976)
  • Начало реформ в Китае (1978). Теория Дэн Сяопина
  • Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР
  • Индия в 1950–1991 гг.
  • Реформы М. Сингха (1991–1998)
  • Современные проблемы Индии

 

Цели урока

  • знать основные события истории Китая и Индии во второй половине XX —начале XXI вв.
  • уметь сформулировать особенности социально-экономической модернизации данных стран
  • знать причины успехов и неудач в развитии Индии и Китая
  • уметь охарактеризовать современное положении Индии и Китая в мире
  • знать понятия: модернизация, политика большого скачка, маоизм, культурная революция

 

Разминка

  • Кто возглавил правительство Китайской советской республики, образованной в 1931 году?
  • В каком году был заключён советско-китайский договор о ненападении?
  • Как называлась политическая партия, созданная в 1912 г. и правящая на большей части Китая в период с 1926 по 1949 г.?
  • Что послужило причиной подъёма революционно-демократического движения в Индии после Первой мировой войны?
  • В каком году Индия вступила во Вторую мировую войну?

 

Вступление

 

Страны Восточной Азии после Второй Мировой войны находились в тяжёлом состоянии. Китай был полностью разорён в результате десятилетий гражданских и внешних войн. Только что получившую независимость Индию раздирали острые национальные и религиозные конфликты. Другие государства региона были отсталыми аграрными странами с разрушенной экономикой. 

Гражданская война и победа народной революции в Китае (1946–1949)

После окончания Второй мировой войны между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом начались переговоры о создании коалиционного правительства. Но они сразу зашли в тупик. Чан Кайши требовал распустить Народно-освободительную армию Китая и передать контролируемую ей территорию правительственным войскам, что вызвало протест руководства КПК. В 1946 году Гоминьдан возобновил военные действия против коммунистов. Командование НОАК следовало тактике «окружение города деревней» (ставка на партизанскую войну в сельской местности, а после достижения контроля — переход в наступление на города и разгром основных сил противника). К концу 1949 года коммунисты одержали победу и была провозглашена Китайская Народная Республика. Под контролем правительства Чан Кайши остался только город Тайвань. 

Выбор путей развития Китая (1949–1957)

Приход коммунистов к власти сопровождался становлением новых органов власти. Она была закреплена в Общей программе Народного Политического Консультативного Совета (НКПС). Новая власть — демократическая диктатура народа.

Рис. 1. Мао Цзэдун Рис. 1. Мао Цзэдун

Высшим органом власти в 1949–1954 гг. считалось Центральное Народное Правительство КНР, которое возглавлял Mao Цзэдун (см. рис. 1). Формально ЦНП было коалиционным. B нём наряду с членами КПК были представлены и другие враждебно настроенные к ГМД политические деятели.

 

Военно-административные комитеты провинций и городов возглавлялись командирами или политическими комиссарами HOAK, имевшими там неограниченные полномочия. Ha этом этапе не объявлялось о проведении непосредственно социалистических преобразований.

 

КПК унаследовала власть над материковым Китаем в условиях холодной войны. Промышленность была истощена войной, и её объём производства составлял к моменту провозглашения KHP около половины довоенного. B с/х ситуация обстояла ещё хуже. Резко возросла инфляция. B этой обстановке Mao Цзэдун мог рассчитывать лишь на помощь со стороны CCCP, и он пошёл на решительный шаг в этом направлении.

B конце 1949 г. он выехал в Москву на празднование 70-летия И. В. Сталина. B результате был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между CCCP и KHP сроком на 30 лет. Ha его основе строились двусторонние связи вплоть до конца 50-х гг., хотя формально он просуществовал до 1980 г. + подписаны соглашения о предоставлении правительству KHP кредита в размере 300 миллионов долларов. CCCP безвозмездно передавал японскую собственность в Маньчжурии, а также здания бывшего российского военного городка в Пекине.

 

Лето 1950 г. — закон об аграрной реформе, согласно которому отменялась помещичья собственность на землю: значительная её часть национализировалась, а остальная передавалась крестьянам.

 

В городах — конфискация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала, создавался госсектор экономики. K 1952 г. его доля уже составляла около 60 % от ВВП промышленности.

 

B 1951–1952 гг. по инициативе КПК были развёрнуты идеологические кампании, формально направленные на борьбу с коррупцией и бюрократизмом, но вылившиеся на практике в ещё большее ограничение роли национальной буржуазии в жизни общества.

 

В 1952 г. КПК выдвинула новую «генеральную линию», суть которой состояла в переходе к непосредственно социалистическим преобразованиям в промышленности и с/х.

 

B 1953–1957 гг. в Китае осуществлялся первый пятилетний план развития, заложивший фундамент административно-командной системы. В этот период сооружалось 156 промышленных объектов.

 

C 1953 г. правительство ввело государственную монополию на закупку у населения зерна, технических культур, а затем хлопка и тканей. B сельской местности создавались кооперативы, в которых земля пока ещё сохранялась в собственности крестьян. K 1955 г. они охватывали до 15 % хозяйств. Затем наступил следующий этап: создание кооперативов «высшего типа», в которых в общественной собственности находились земля, а также и орудия производства.

 

В городах национальная буржуазия вытеснялась из сферы торговли, а более 3/4 всех предприятий, находившихся под контролем частного капитала, вынуждены были выполнять госзаказ. 

 

За годы пятилетки общий объём промышленного производства увеличился, тысячи китайских специалистов прошли обучение или производственную практику в CCCP, почти полностью была ликвидирована безработица, началось осуществление жилищного строительства в городах.

 

Важным событием стала кончина И. В. Сталина: для Mao Цзэдуна — возможность устранить некоторых политиков, пользовавшихся поддержкой покойного советского лидера. Однако только укрепление позиций внутри Китая для Mao Цзэдуна оказалось недостаточным, освободившееся место «лидера мирового коммунистического движения» должен занять именно Китай.

 

Принятая в 1954 г. Конституция юридически закрепляла социалистический характер государства. Были внесены изменения в структуру высших государственных органов. Вводился пост Председателя КНР, правительство стало называться Государственным административным советом, высшим представительным органом объявлялось Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Реальная власть на всех уровнях находилась в структурах компартии.

 

B конце лета 1957 г. было издано постановление о «привлечении к физическому труду» фактически любого неугодного властям гражданина KHP на неопределённый срок. «Перевоспитание», как правило, проходило в специальных лагерях, созданных по всей стране.

 

B ноябре 1957 г. Mao Цзэдун второй раз посетил CCCP во главе делегации, принявшей участие в работе международного совещания коммунистических и рабочих партий. B ходе его работы вновь проявились претензии Mao на лидирующую роль. Он пытался доказать, что центр мирового революционного движения переместился в Китай, а также говорил о возможности ядерной войны с «мировым империализмом», в которой социалистический лагерь должен одержать победу.

Большой скачок и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии (1958–1976)

В мае 1958 года сессия КПК приняла предложенный Мао Цзэдуном курс на форсированное развитие народного хозяйства. Новый план развития назывался курс «трёх красных знамён».

 

Целью курса трёх красных знамён был переход к коммунизму в кратчайшие сроки. Главной целью являлось увеличение темпов экономического развития для построения основ коммунистического общества. Это предпринималось для того, чтобы доказать большую преданность марксизму, чем КПСС (Коммунистической партии Советского Союза).
 

Следующий шаг на пути формирования этого курса был сделан на заседании Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхэ в августе 1958 года с участием первых секретарей провинциальных комитетов КПК. Мао Цзэдун выступил на нём с изложением своего представления об идеальной организации общества: «В течение месяца надо отдыхать два дня, в полмесяца — один день. В страдную пору надо отдыхать поменьше, в нестрадную — побольше».

 

После заседания в Бэйдайхэ было ускоренно создание коммун, в результате чего 720 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов были объединены в 26 тыс. коммун.

 

В коммунах обобществлялся труд, основные средства производства и даже вся собственность крестьян — приусадебные участки — становились собственностью коммуны. Было введено уравнительное распределение доходов, бесплатное, хотя, скорее, безденежное питание в столовых.

 

В коммунах должно было развиваться не только сельское хозяйство, но также и промышленность: плавка металла, изготовление сельскохозяйственного инвентаря, транспортных средств и др.

 

Не только труд, но даже быт военизировались. В целом положение трудящихся было тяжёлым, но рабочие трудились с энтузиазмом, не покладая рук, следуя лозунгу «Три года напряжённого труда — десять тысяч лет счастья!», который собирал огромные массы народа: заниматься физическим трудом обязаны были не только рабочие и крестьяне, но и представители партии, служащие государственного аппарата. Об этом нам прямо говорит следующий фрагмент из выступления Мао Цзэдуна на заседании в Бэйдайхэ: «Надо делать упор на деревенский стиль работы, на партизанские привычки, надо один месяц в году уделять физическому труду, поочередно отправляться в село для участия в сельскохозяйственных работах».

 

В рамках политики большого скачка предпринимались следующие шаги. 

 

Попытки форсировать индустриализацию. Главной проблемой подъёма экономики и индустриализации считалось производство стали. Около 100 миллионов человек были направлены на строительство доменных печей кустарным способом. Производство стали увеличилось вдвое, но она оказалась низкого качества и требовала больших затрат.


Реформы сельского хозяйства. Велось строительство ирригационной системы, частично неэффективное из-за отсутствия квалифицированных инженеров. Эксперименты по засеву зерновых базировались также на разработках советского академика Лысенко и его последователей. Кампания по уничтожению воробьёв привела к тяжёлым нарушениям экологического баланса, в результате которых резко увеличилась популяция насекомых, истреблявших урожаи. Волюнтаристские эксперименты в сочетании с коллективизацией привели к обширному голоду. Внимание на это обратили только в 1961 году. Долгих три года в отчётах для Мао Цзэдуна подделывали данные. Согласно фальшивым отчётам, в государственных хранилищах было полным-полно зерна. А на деле же для их пополнения у крестьян забирали последние запасы. Начавшаяся засуха также не способствовала увеличению урожая. Дошло до того, что в одной из самых плодородных китайских провинций Сычуань крестьянские семьи одна за одной умирали из-за голода. В Китае резко увеличилась смертность, и не обратить внимание на такое в правительстве не могли.

 

Наконец, Мао Цзэдун понял, что все его индустриальные и сельскохозяйственные реформы принесли стране только вред. В спешном порядке все реформы приостановили. Были открыты государственные зернохранилища, но зерно выдавали строго по имеющимся нормам на одного человека. Также начались закупки зерна у Австралии и Канады. Однако полностью голод в Китае удалось искоренить лишь к 1962 году. За время «Большого скачка» в Китае на производствах от голода и случившегося в 1960 году наводнения умерло около 40 миллионов человек.


Политика «большого скачка» — это экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 годы, нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики страны и имевшая трагические последствия для китайского народа. В это время Китай представлял собой на 90 % аграрную страну, которой была остро необходима модернизация. 


Культурная революция (1966–1976)

Большинство исследователей полагают, что основной причиной «культурной революции» стала борьба за лидерство в партии. После провала кампании большого скачка позиции Мао пошатнулись. Поэтому Мао Цзэдун ставил две задачи, которые сводились к укреплению лидерства на внутриполитической арене: уничтожение оппозиции и предоставление поля деятельности для бедствующих народных масс. Свалив вину за провал на внутреннюю оппозицию (Лю Шаоци) и внешних врагов (СССР), Мао решал обе задачи: убирал конкурентов и воспитывал беззаветно верящие в вождя народные массы.

 

Мао Цзэдун инициировал создание нового человека — бескорыстного создания в свободном обществе. «Четыре пережитка» мешали достижению этой цели:

  • старые привычки;
  • старые идеи;
  • старая культура;
  • старые обычаи.


Культурная революция — это серия политических репрессивных кампаний, организованных Мао Цзэдуном, направленных против интеллигенции и чиновничества и сопровождавшихся выступлениями молодёжи.


К началу культурной революции призвал лозунг «Огонь по штабам». Мао Цзэдун лично в первом дацзыбао (рукописной стенгазете) критиковал партийный аппарат и мобилизовал пролетариат. Любой человек, будь то крестьянин или высший партработник, мог попасть под репрессии как классовый враг. 

 

Реализацию в жизнь этого лозунга проводили хунвэйбины — молодые «красногвардейцы». Радикально настроенные школьники и студенты действовали безнаказанно. Совсем плохо пришлось приверженцам традиций:

  • духовенству;
  • феодалам;
  • интеллигенции.

Сначала пострадали преподаватели университетов, затем партийные руководители.

Осенью 1966 г. по стране курсировали бесплатные поезда с революционной молодёжью для обмена опытом. К хунвэйбинам присоединились цзаофани — «бунтари», молодые рабочие. Красные отряды издевались над людьми, применяли пытки, практиковали массовые убийства. Монастыри и храмы подвергались разрушению. Пострадала Великая китайская стена — часть разобрали для постройки свинарников. В книжных магазинах свободно продавался только цитатник Мао Цзэдуна (см. рис. 2). Было зафиксировано множество случаев, когда книгой в твёрдой обложке до смерти забивали видных деятелей партии, выбивая из них таким образом «буржуазный яд».

 

В театре выходили только «революционные оперы из современной жизни», написанные женой Мао Цзян Цин. Таким образом осуществлялась кампания по «социалистическому перевоспитанию».

Рис. 2. Современный рисунок по китайскому агитплакату «Председатель Мао — красное солнце в наших сердцах» Рис. 2. Современный рисунок по китайскому агитплакату «Председатель Мао — красное солнце в наших сердцах»

Свобода действий хунвэйбинов вылилась в противостояние кланов. Молодёжные группировки передрались между собой. Когда ситуация достигла предела, Мао послал армию против «некомпетентных и незрелых». Военные навели порядок. 

 

В сентябре 1967 года отряды и организации хунвейбинов были распущены. Главари были отправлены на сельскохозяйственные работы в провинции (осенью 1967 года — около 1 млн человек, в 1970 году — 5,4 млн), некоторые были публично расстреляны.

 

К 1969 г. политическую активность народа свернули и ликвидировали хунвэйбинов. 

 

В апреле 1969 г. IX съезд компартии официально закрепил идеологию маоизма.


Маоизм — это политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году.


Ещё одной кампанией, проводимой в рамках культурной революции в Китае, стало появление школ кадров 7 мая (название они получили в честь выступления Мао Цзэдуна 7 мая 1966 года, когда и было объявлено о создании учреждений). В 106 школах в 18 провинциях готовили 100 тыс. чиновников центрального правительства. Система обучения заключалась в том, что треть рабочего времени отводилась занятиям физическим трудом, треть — теории и треть — организации производства, управлению и письменной работе.

 

В школах людей обучали необходимой специальности. Одновременно выявляли представляющие опасность личности. За отклонение от идеологии человек мог отправиться на каторжный труд. За два года в деревни сослали 10 миллионов неблагонадёжных.

 

На IX съезде КПК в 1969 году были одобрены итоги культурной революции, создавшей основу коммунизма. В стране установилась военно-бюрократическая диктатура во главе с Мао и «наследником» Линь Бяо. В 1971 году Мао решил провести расправу и с Линь Бяо. Тот попытался бежать, но самолёт был уничтожен. Мао стал единственным хозяином страны, но 9 сентября 1976 г. скончался. До этого момента он очень тяжело болел и от имени Мао правила «банда четырёх». Старшей по статусу и возрасту была жена Мао Цзян Цин. После смерти вождя участники группировки намеревались узурпировать власть.

 

Траурные церемонии закончились, четвёрка была арестована. Их объявили опасными государственными преступниками. В 1981 г. они были осуждены.

Начало реформ в Китае (1978). Теория Дэн Сяопина

Рис. 3. Дэн Сяопин,1979 г., автор неизвестен Рис. 3. Дэн Сяопин,1979 г., автор неизвестен

Мао Цзэдун оставил после себя страну в состоянии острого кризиса. Даже по официальным данным в КНР насчитывалось 20 млн полностью безработных и 8 млн лиц, «искавших» работу, 100 млн человек голодало. Основные продукты питания и непродовольственные товары распределялись по карточкам.

 

XI съезд КПК, состоявшийся в августе 1977 г., официально объявил о завершении культурной революции. Дэн Сяопин (см. рис. 3) был избран на посты заместителя премьера Госсовета и заместителя председателя ЦК КПК. Он был инициатором и главным идеологом реформ, изменивших облик Китая, самым влиятельным политическим деятелем, не занимая первых постов в партии и государстве.

Ещё в период культурной революции Дэн Сяопин выдвинул идею «четырёх модернизаций», т. е. вывода на современный уровень промышленности, сельского хозяйства, науки и армии.

 

Дэн Сяопин критически относился к тем политикам, которые догматически боролись за «чистоту идей социализма». Известна его крылатая фраза: «Не имеет значения, какого цвета кошка — чёрного или белого. Лишь бы она ловила мышей». В декабре 1978 г. по его инициативе было принято решение о проведении в КНР крупномасштабной экономической реформы с целью построения в стране «социализма с китайской спецификой».

 

В следующем году Дэн Сяопин сформулировал «четыре принципа» реформ, которые вошли в обновлённую конституцию КНР 1982 г.: 

  • придерживаться социалистического пути;
  • диктатура пролетариата;
  • руководящая роль компартии;
  • превосходство идей марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.

Особенность экономических реформ заключалась в том, что сначала они были проведены в сельском хозяйстве и только затем охватили промышленную сферу.

 

Реформы в сельском хозяйстве начались в конце 1970-х гг. Их отличительной чертой стал постепенный отказ государства от вмешательства в процесс производства и сбыта продукции. Существенно пересматривались, а то и вовсе снимались, плановые задания. Широкое распространение получил семейный подряд. Земля передавалась на договорных началах крестьянам, которые свободно распоряжались результатами своего труда после выплаты налога государству. Повышались закупочные цены и вводились свободные цены на сельхозпродукцию. В личную собственность крестьян переходила сельскохозяйственная техника.

 

Резкое стимулирование крестьянского труда привело к быстрому росту продукции сельского хозяйства. В 1984 г. урожай зерновых составил 400 млн т — в два раза больше, чем в 1958 г. В середине 1990-х гг. производилось уже 450 млн т зерна в год. Этого было достаточно, чтобы удовлетворить гигантские потребности растущего населения в продуктах питания. Имея только 7 % мировых пахотных земель, Китай должен был прокормить 21 % мирового населения. Более того, КНР превращалась из импортёра зерна в его экспортера. Успех оказался настолько значительным и очевидным, что немало удивил весь мир.

 

В 1984 г. начали проводиться реформы в промышленности. В ходе них прекратилась практика вмешательства административных и партийных органов в деятельность промышленных предприятий, отменялось обязательное прежде директивное планирование. Предприятия переводились на хозяйственный расчёт, им предоставлялись широкие права. В стране разрешалась частнопредпринимательская деятельность, государство всячески поощряло развитие малого и среднего бизнеса. Стало возможным создание совместных предприятий и свободных экономических зон с участием иностранного капитала. В промышленность хлынул поток иностранных инвестиций.

 

Среднегодовой прирост ВВП в 1991–1995 гг. составил 12 %. К 2000 г. планировалось увеличение ВВП в 4 раза, но этот результат был достигнут уже в 1995 г. В конце ХХ в. доход на душу населения увеличился до 840 долларов. Со временем Китай превратился во вторую мировую экономику по объёму ВВП.

 

Экономические реформы в Китае осуществлялись в тесной связи с реформированием политической системы. В 1981 г. на пленуме ЦК КПК были осуждены культ личности Мао Цзэдуна, политика большого скачка и культурная революция. В то же время подчёркивалось, что заслуги покойного вождя перед партией и государством «занимают главное, а ошибки — второстепенное место».

 

С середины 1980-х гг. в условиях внедрения элементов рыночной экономики в китайском обществе стали нарастать демократические тенденции. Студенчество, интеллигенция, многие рабочие требовали либерализации политической системы, подлинной многопартийности, соблюдения основных прав человека. В ряде городов Китая произошли выступления студентов и даже столкновения с властями. Усилились разногласия внутри руководства партии и государства.

 

Весной 1989 г. недовольство отсутствием политических свобод вылилось в миллионные митинги в Шанхае, Нанкине и других городах. 

 

На центральной площади Пекина Тяньаньмэнь беспрерывно проходили митинги студентов. В столице было введено военное положение, а в июне против демонстрантов были направлены танки и бронемашины. 9 апреля на площади Тяньаньмэнь пролилась кровь, имелись многочисленные человеческие жертвы. Руководство КПК расценило выступления студентов как «контрреволюционный бунт». В 1992 г. на XIV съезде КПК была окончательно определена официальная социально-экономическая цель реформ — строительство социалистической рыночной экономики.

 

Смерть Дэн Сяопина в 1997 г. не изменила курса реформ. Руководство КНР извлекло уроки из событий 1989 г., развала СССР и перемен, происшедших в странах Восточной Европы. Оно придерживалось политики компромисса и старалось ориентироваться на все слои китайского общества, а также решительно освобождало экономику от контроля со стороны государства.

Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР

Почти тридцать лет реформ в Китае позволяют определить некоторые итоги. К ним сводится, в первую очередь, понимание на государственном уровне взаимосвязи реформ, развития и стабильности. С 1979 года особое внимание уделяется поддержанию стабильности. Соотношение развития и стабильности выражается в лозунге: цель — развитие страны, средство её достижения — реформы, для развития необходима стабильность.
 

Внешнеполитическая ситуация кардинально изменилась: вместо экономической блокады и изоляционизма КНР перешла к политике «открытых дверей», развития внешней торговли и привлечения иностранного капитала в экономику страны. Государство контролирует поддержание сбалансированности во всех сферах: банковской, валютных отношениях, в сфере кредитования, сдерживания инфляции и т. д. Правительство старается регулировать отношения между отдельными регионами страны и центром. Обширные территории с многочисленным населением не позволяют достичь равенства между их развитием. Главной проблемой является оптимальная интеграция каждого региона в единое гармоничное развитие государства в целом. Вместе с положительными сдвигами в положении КНР переход на рыночные рельсы породил некоторые проблемы. К главным можно отнести две: во-первых, отказ от централизованного планирования потребовал коренного изменения в работе банков, проведения финансовой политики и работе рынка капитала. На протяжении 1990-х годов проводилась усиленная работа по налаживанию действий этих систем. Во-вторых, превратилась в существенную проблему работа государственных предприятий. Исчисление расходов и доходов по рыночным ценам превратило многие из них в убыточные. Они не могли поддерживать социальное обеспечение работников, если их продукция не пользовалась спросом. К началу 2000-х годов пришлось закрыть часть невыгодных заводов и фабрик, а также создать систему социального страхования.

Индия в 1950–1991 гг.

История независимой Индии началась с трагических и кровопролитных событий. В 1940-е гг. мусульманская лига, ранее требовавшая предоставления самоуправления индийским мусульманам, стала выступать и за раздел Британской Индии на два независимых государства: индуистское и мусульманское. Это требование поддержали британские власти, полагавшие, что будет проще сохранить своё влияние, если бывшая колония разделится на два враждебных государства. Индийский национальный конгресс, претендовавший на выражение интересов всех индийцев независимо от религиозной принадлежности, до 1947 года выступал против раздела Индии. Но после резкого обострения отношений между индуистами и мусульманами, вылившегося в погромы и убийства на религиозной почве, был вынужден согласиться на эту меру.  

 

Территория Индии была разделена на два доминиона — Индийский союз и Пакистан — фактически независимые государства в составе Британской империи. В 1949 г. они вошли в Британское Содружество, которое объединило Великобританию и её бывшие доминионы, и колонии, ставшие независимыми государствами.

 

Поскольку границы между двумя новыми государствами были проведены без учёта национальных и религиозных особенностей, уход англичан привёл к обострению отношений между индусами и мусульманами. Это противостояние сопровождалось масштабными переселениями и жертвами. В октябре 1947 г. между Индией и Пакистаном вспыхнула война за контроль над Кашмиром. 30 января 1948 г. индусом-фанатиком был убит М. Ганди, выступавший за мир между двумя государствами. Сикхское население штата Пенджаб также оказалось разделённым и стало требовать признания своей автономии.

 

В 1950 г. вступила в силу Конституция Индии, по которой страна становилась суверенной парламентской республикой и сохраняла своё членство в Содружестве наций.

Рис. 4. Джавахарлал Неру Рис. 4. Джавахарлал Неру

Государственным строительством независимой Индии занялся Джавахарлал Неру (см. рис. 4). Перед ним стояла трудная задача: преодолеть колониальное прошлое и сделать Индию действительно независимым государством. В основу политического «курса Неру» легла концепция индийского социализма, которая предполагала ограничение частной собственности, предотвращение национально-религиозных распрей и социальный компромисс.

 

Правительство Неру провело реформы в экономике и государственном управлении, нацеленные на преодоление отсталости и модернизацию страны. Власти стремились сочетать частный и государственный секторы экономики. Развитие тяжёлой промышленности создавало экономическую основу для независимости. С 1953 г. в стране началась административная реформа, направленная на реорганизацию территории штатов по национально-языковому принципу.

Рис. 5. Индира Ганди Рис. 5. Индира Ганди

Во внешней политике Неру придерживался принципов мирного сосуществования и неприсоединения к военным блокам. Индия установила дружественные отношения с СССР, с помощью которого осуществлялась индустриализация страны. Взаимоотношения с северо-восточным соседом, КНР, были натянутыми. Стремясь восстановить популярность ИНК, дочь Неру — Индира Ганди (см. рис. 5), возглавившая с 1966 г. правительство, объявила о проведении в стране новых реформ. Они включали расширение сферы госсектора, ограничение деятельности монополий, поощрение мелкого бизнеса. Однако в условиях демографического взрыва и засухи 1972–1975 гг. в стране ухудшилась экономическая ситуация. Началось забастовочное движение и студенческие волнения. В результате на всеобщих выборах в парламент в 1975 г. большинство голосов избирателей получили оппозиционные силы. Они смогли продержаться у власти до 1980 г., когда победу на выборах вновь одержал ИНК. 

Новое правительство И. Ганди, заручившись финансовой помощью Международного валютного фонда, пошло на сокращение госсектора и либерализацию экономики. Правда, предпринятые меры привели лишь к увеличению внешних долгов. В этот период на передний план выдвинулся новый фактор политической жизни страны — сепаратизм. На юге Индии начали действовать тамильские сепаратисты. Активизировались столкновения между мусульманами и индусами в штате Джамму и Кашмир. В штате Пенджаб с требованиями отделения от Индии выступили сикхи, что привело к вооружённому столкновению с правительственными войсками. 31 октября 1984 г. Индира Ганди была убита сикхами-террористами.

 

На парламентских выборах в январе 1985 г. уверенную победу одержал ИНК во главе с Радживом Ганди. В качестве первоочерёдной задачи правительство провозгласило сохранение единства страны. Была объявлена также новая программа социально-экономического развития, направленная на либерализацию экономики. Одновременно по инициативе Раджива Ганди с помощью СССР в Индии шло внедрение высоких технологий.

 

Однако из-за стремительного роста населения жизненный уровень индийцев ухудшался, происходили военные столкновения.

Реформы М. Сингха (1991–1998)

Казна Индии оказалась пуста. Финансовых резервов могло хватить только на две недели. В этой ситуации премьер Н. Рао, лидер партии «Индийский национальный конгресс», пригласил в правительство индийского экономиста с мировым именем, получившего образование в Англии, Манмохана Сингха. Им были проведены реформы по ограничению государственного вмешательства в экономику, раскрепощению частной инициативы и конкуренции. Были отпущены цены, упразднены сотни предписаний, проведена приватизация государственных компаний, либерализация торговли. Экономика Индии оказалась открыта мировому рынку. Темпы роста увеличились в 1990-е гг. почти в два раза и составили 6,5 % в год. 

 

Не все смогли воспользоваться результатами реформ. Увеличились контрасты богатства и бедности. В 1999 г. в результате выборов под лозунгом «культурного национализма» к власти пришла партия Бхарата Джаната.

 

Правительство было сформировано в коалиции с другими политическими силами. В 1998–2004 году Индию возглавлял А. Ваджпаи, власти поддерживали индусский национализм. В школах внедрили религиозное воспитание. Выборы 2004 г. проходили в ожесточённой борьбе. Партия «Индийский национальный конгресс» обвинила своих противников в том, что они потворствуют силам мракобесия и фанатизма. На выборах 2004 г. под лозунгом возобновления реформ, восстановления светского характера государства и образования, преодоления национализма «Индийский национальный конгресс» одержал победу.

 

Премьером в 2004 г. стал автор реформ 1990-х гг. — Манмохан Сингх. Залогом успеха партии была новая программа — сочетание либеральных реформ с решением социальных проблем. Правительство занялось развитием здравоохранения, образования, искоренения нищеты. Частному предпринимательству также стала оказываться поддержка, и в Индию начали приходить иностранные инвесторы. В 2004–2008 гг. ежегодный рост экономики составлял 8–9 %, даже в кризис 2009 года Индия показала рост в 6,3 %. Но, к сожалению, далее экономический рост замедлился, некоторых деятелей ИНК обвинили в коррупции, и партия в целом потеряла поддержку народа. В 2014 году на выборах вновь победила «Индийская народная партия», продвигавшая индуистский национализм во главе с Н. Моди.

Современные проблемы Индии

Районы передовых информационных технологий и индустриальные производства рассыпаны по огромной территории Индии, которая остаётся в целом аграрной страной (больше чем две трети населения занято в сельском хозяйстве). Индия — одна из самых бедных стран мира, треть населения неграмотны. Она отстает от Китая по уровню жизни в полтора раза (показатель среднедушевого ВВП). Прирост экономики «растворяется» в результате роста рождаемости. Индия — страна с самым молодым населением в мире, поэтому одна из центральных проблем — проблема образования.

 

Другая проблема — это деление общества на касты. Их в Индии более 3 000, каждая из них ведёт свой образ жизни. С одной стороны, такое деление сглаживает социальные проблемы. Люди не протестуют против своего статуса (большинство индийцев входят в низшие касты). С другой стороны, кастовый строй ограничивает возможности для свободного взаимодействия между людьми, сковывает индивидуальную активность граждан.


Контрольные вопросы

  1. Назовите цели политики большого скачка и её итоги.
  2. Каковы были последствия культурной революции?
  3. Какие трудности и препятствия стояли перед Индией, вставшей на путь модернизации?
  4. Почему для успешного развития Индии в 1950–1970-х гг. было необходимо активное государственное вмешательство в экономику и почему к 1990-м гг. стало необходимо его уменьшение?


Следующий урок
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Мусульманские страны
Страны Азии, Африки и Латинской Америки
  • Present Perfect. Настоящее совершенное время

    Английский язык

  • Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле

    Алгебра

  • Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII-XV вв.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке