- будем учиться читать осознанно и выразительно
- будем учиться искать информацию в тексте
- будем отличать буквы от звуков
С. Маршак “Веселое путешествие от “А” до “Я””
Баня — дом для купания.
Смородина — куст с кисло-сладкими ягодами.
- На этом уроке ребенок будет учиться читать выразительно, осознавая прочитанное. Он будет учиться искать ответы к произведению в тексте.
- Для закрепления темы можно читать произведения дома вслух. Затем задавать учащемуся вопросы: “Кто главный герой?”, “Что с ним случилось?” и другие вопросы по содержанию текста.
- Если чувствуете, что ребенок тему усвоил, можно усложнить задание и задавать вопросы для размышления, например, “Почему герой так поступил?”.
Подумай, хорошо ли уметь читать самому? Удобно ли это? Или удобнее, когда читает кто-то другой?
Читалочка
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
В. Берестов
О чем говорит в произведении В. Берестов? Хорошо ли уметь читать самому? Почему?
Почему произведение называется “Читалочка”?
В. Берестов назвал свое произведение “Читалочка”, потому что в стихотворении речь идет о чтении. Автор говорит о том, что читать самому прекрасно (“Как хорошо уметь читать!”). Если ты умеешь сам читать, то не нужно никого просить, ждать, а можно это сделать тогда, когда удобно самому читающему.
Чем отличаются звуки и буквы? Могут ли помочь животные, растения, люди научить правильно говорить?
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Мальчик Женя не умел говорить «р». Ему говорят:
— Ну-ка, Женя, скажи: пароход.
А он говорит: «палоход».
— Скажи: таракан.
А Женя говорит: «талакан».
— Скажи: рыба.
А он говорит: «лыба».
Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани. Лежит он на крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет: «Кррааа!..». Женя тоже каркнул — только получилось: «кллааа». А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: «Каррр, краа, кррр, крра, ррра».
У Жени получается: «клавла, клл, клклкл». Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило. У него уж и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо получилось:
— Крррррррраааа!
Так хорошо, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р». Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши. Да крыша-то невысокая, упал он в куст смородины — не ушибся. Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит:
— Я «рры» научился говорить!
— А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь.
Женя подумал и сказал:
— Павррруша.
Это Женя хотел сказать «Павлуша», да спутал. Вот как обрадовался!
Е. Чарушин
Ответьте на вопросы.
1. Как зовут главного героя?
2. Какая у него была беда?
3. Что он чувствовал?
4. Кто ему помог решить его проблему?
5. Что для этого делал сам мальчик?
6. Что научился говорить мальчик: букву или звук?
Е. Чарушин рассказал увлекательную историю о том, как мальчик Женя научился говорить букву “р”. Сначала у героя ничего не получалось. Он из-за этого расстраивался (“Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани. Лежит он на крыше и тихонько плачет.”). Но потом он увидел, как каркает ворона. Мальчик стал подражать ей (“Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило. У него уж и язык устал, и губы распухли.”). И у него получилось сказать букву “р”. На самом деле, мальчик научился произносить звук, а не букву. Звуки говорят и произносят, а буквы пишут.
Прочитайте стихотворение В. Берестова выразительно. Для этого старайтесь читать слова целиком. В конце каждой строчки делайте паузу. Предложения с восклицательными знаками постарайтесь прочитать эмоционально.
Прочитайте произведение Е. Чарушина вслух. Старайтесь передать чувства мальчика: печаль, радость.
Поставьте себе отметку за занятие в окошке.