Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.Д. Берестов «Читалочка», Е.И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Произведения о буквах

18.01.2025
1985
0

В. Д. Берестов «Читалочка», Е. И. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Цели урока

  • будем учиться читать осознанно и выразительно
  • будем учиться искать информацию в тексте
  • будем отличать буквы от звуков

Литература для самостоятельного изучения

С. Маршак “Веселое путешествие от “А” до “Я””

Словарь

Баня — дом для купания.

Смородина — куст с кисло-сладкими ягодами.

Советы для наставников

  • На этом уроке ребенок будет учиться читать выразительно, осознавая прочитанное. Он будет учиться искать ответы к произведению в тексте.
  • Для закрепления темы можно читать произведения дома вслух. Затем задавать учащемуся вопросы: “Кто главный герой?”, “Что с ним случилось?” и другие вопросы по содержанию текста.
  • Если чувствуете, что ребенок тему усвоил, можно усложнить задание и задавать вопросы для размышления, например, “Почему герой так поступил?”.


Подумай, хорошо ли уметь читать самому? Удобно ли это? Или удобнее, когда читает кто-то другой?


               Читалочка

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!

В. Берестов


О чем говорит в произведении В. Берестов? Хорошо ли уметь читать самому? Почему? 


Почему произведение называется “Читалочка”?


В. Берестов назвал свое произведение “Читалочка”, потому что в стихотворении речь идет о чтении. Автор говорит о том, что читать самому прекрасно (“Как хорошо уметь читать!”). Если ты умеешь сам читать, то не нужно никого просить, ждать, а можно это сделать тогда, когда удобно самому читающему. 


Чем отличаются звуки и буквы? Могут ли помочь животные, растения, люди научить правильно говорить?


Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

 

Мальчик Женя не умел говорить «р». Ему говорят:

— Ну-ка, Женя, скажи: пароход.

А он говорит: «палоход».

— Скажи: таракан.

А Женя говорит: «талакан».

— Скажи: рыба.

А он говорит: «лыба».

Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани. Лежит он на крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет: «Кррааа!..». Женя тоже каркнул — только получилось: «кллааа». А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: «Каррр, краа, кррр, крра, ррра».

У Жени получается: «клавла, клл, клклкл». Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило. У него уж и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо получилось:

— Крррррррраааа!

Так хорошо, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р». Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается. 

Лез, лез и свалился с крыши. Да крыша-то невысокая, упал он в куст смородины — не ушибся. Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит:

— Я «рры» научился говорить!

— А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь.

Женя подумал и сказал:

— Павррруша.

Это Женя хотел сказать «Павлуша», да спутал. Вот как обрадовался!

Е. Чарушин


Ответьте на вопросы.

 

1. Как зовут главного героя?

2. Какая у него была беда?

3. Что он чувствовал?

4. Кто ему помог решить его проблему?

5. Что для этого делал сам мальчик?

6. Что научился говорить мальчик: букву или звук?


Е. Чарушин рассказал увлекательную историю о том, как мальчик Женя научился говорить букву “р”. Сначала у героя ничего не получалось. Он из-за этого расстраивался (“Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани. Лежит он на крыше и тихонько плачет.”). Но потом он увидел, как каркает ворона. Мальчик стал подражать ей (“Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил — всё не выходило. У него уж и язык устал, и губы распухли.”). И у него получилось сказать букву “р”. На самом деле, мальчик научился произносить звук, а не букву. Звуки говорят и произносят, а буквы пишут.


Прочитайте стихотворение В. Берестова выразительно. Для этого старайтесь читать слова целиком. В конце каждой строчки делайте паузу. Предложения с восклицательными знаками постарайтесь прочитать эмоционально. 


Прочитайте произведение Е. Чарушина вслух. Старайтесь передать чувства мальчика: печаль, радость. 


поставь себе оценку

Поставьте себе отметку за занятие в окошке. 


Предыдущий урок
Буквы Л, л, Р, р, В, в
Азбука
Следующий урок
К.Д. Ушинский «Наше Отечество», В.Н. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь»
Произведения о буквах
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

    Русский язык

  • Число 10. Сравнение чисел

    Математика

  • Знаки сравнения: больше, меньше, равно. Равенство. Неравенство.

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке