- узнаем, как по-разному можно называть свою Родину
- узнаем о славянских первоучителях и первой славянской азбуке
Испокон веку — с давних пор, с незапамятных времён.
Славяне — народ, предки современных русских, украинцев, белорусов, поляков, болгар и других народов.
- На уроке ребёнок узнает о понятиях «Родина», «Отечество», о святых Кирилле и Мефодии как создателях славянского алфавита, о первопечатнике И. Фёдорове, создавшим первый славянский букварь.
- Перед началом работы над темой прочитайте с ребёнком произведения К. Д. Ушинского, В. Н. Крупина. Обсудите непонятные слова, выражения.
- Поговорите о значимости слова «Отечество», о важности создания славянской письменности.
- Вспомните, как выглядел букварь, по которому вы учились читать. Найдите его в интернете или библиотеке. Сравните с букварём, по которому обучался ребёнок, со страницами азбуки И. Фёдорова.
Как вы думаете, что такое Родина? Какие чувства человек испытывает к ней? Как ещё можно назвать Родину?
Наше Отечество
Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.
<…>
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
К. Д. Ушинский
Родина — место, где человек родился. Также Родину называют Отечеством, Отчизной.
Почему Родину называют матерью? Найди ответ в тексте.
Как вы думаете, почему нам важно уметь читать и писать? Можем ли мы обойтись без этих навыков?
Давным-давно славяне не имели письменности. У них был только свой устный язык. Как же люди создавали книги, указы, расчёты и прочее до появления славянской письменности?
Ответ прост: для этого использовался греческий или латинский алфавиты, которые изучались только богатыми людьми. Простой народ в большинстве своём был безграмотен.
Первоучители словенские
Именно так, первоучителями словенскими, называют во всём мире, особенно в славянских странах, Кирилла и Мефодия, двух братьев. Память о Кирилле и Мефодии увековечена в памятниках во всех уголках земли славянской. Очень высокая честь оказана Кириллу и Мефодию.
За что?

За то, что они создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.
Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди — братья, и всем нужна грамота.
День памяти первоучителей — 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
В. Н. Крупин
Почему Кирилла и Мефодия называют «первоучителями словенскими»? Найдите ответ в тексте.
Первый букварь

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас — букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой.
Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу. Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали:
АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее.
Писатели составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз — я, буки — буквы, ведаю — знаю. Глаголю — говорю, добро — хорошо, есть — жить... Или: рцы — говори слово твёрдо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле».
В. Н. Крупин
Упражнение 1
Рассмотрите страницу азбуки И. Фёдорова. Сравните её с букварём, по которому вы учились читать.

Упражнение 2
Обведите буквы, которых уже нет в современном русском алфавите.

Каких букв современного русского алфавита здесь нет? Запишите их на строке ниже.

Закончите фразу: сегодня я узнал о…
Упражнение 2
Обратите внимание, что азбука И. Фёдорова имеет очень красивый шрифт и украшения страниц. Но обучаться по ней было сложнее, чем по современным букварям. В ней меньше иллюстраций и больше текста, который было необходимо заучивать.

Нет букв Ё, Э.