- узнаем, кто может быть героем произведения на основе текста В. Данько «Загадочные буквы»
- проанализируем отрывок произведения И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А”»
- узнаем об особенности сказки как литературного жанра
Клякса — чернильное пятно на бумаге.
- И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
- В. Данько «Загадочные буквы»
- Б. Заходер «Мохнатая азбука»
- На данном уроке ученик усваивает основную особенность сказки — наличие вымышленных героев и событий.
- В конце урока сочините вместе с ребёнком продолжение этой истории или создайте свою с персонажами изучаемого произведения.
- Не забывайте, что при сочинении собственных произведений ребёнку не следует вкладывать ваши мысли. Старайтесь задавать открытые вопросы: «Как ты думаешь, что могло случиться дальше?», «А как поступит…?», «Что здесь скажет…?» и др.
Зачем нужны буквы? Могут ли они быть героями произведений?
Загадочные буквы
(В сокращении)
А — лягушку проглотил.
Л — тележку покатила.
Д — откроем и войдём.
Ш — под ёлкою найдем.
О — жужжит и больно жалит.
П — в лесу деревья валит.
В — чирикает на ветке.
Т — рычит на нас из клетки.
Н — приятный любит запах.
К — на мягких ходит лапах.
М — спасается от кошки.
Ц — в горшочке на окошке.
Ч — с собою домик тащит.
Щ — усердно чистит зубы.
З — велит надеть нам шубы.
Ж — в коробочке сидит.
У — совсем не ядовит.
Э — откликается из чащи.
И — в лесу на курьих ножках.
Г — лежит у нас в лукошках.
С — по шёрстке мы погладим.
Ё — мы к празднику нарядим.
Ф — мерцает огоньком.
Ю — завертится волчком.
Е — в лесу с куста мы ели.
Р — вокруг Луны летели.
Х — к обеду на столе.
Я — на каждом корабле.
О каких буквах идёт речь? Кто герои произведения? Названия каких животных, вещей «спрятались» за буквами?
Героями в произведении могут быть не только люди, но и животные, вещи, даже цифры и буквы.
Всегда ли у вас получается писать в тетради чисто и красиво?
Прочитайте письмо, которое написал ваш ровесник.
Почему прочитать письмо Пети сложно?
Это интересно!
Известный клоун Карандаш выступал со своей четвероногой помощницей, которую называл... Кляксой! Их выступления были такими смешными, что они сразу полюбились публике! Карандашу и Кляксе даже поставлен памятник в Москве.
Аля, Кляксич и буква «А»
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но буквы не слушались. Они падали, менялись местами, точно они все друг с другом перессорились. Ну
просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.
Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
-Кляксич!
- Ничего не понимаю! - сказала Аля.
- Да Кляксич же! - воскликнула буква «А». - Он ссорит
буквы друг с другом. Он хочет их всех заменить своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса - его племянница…
И. Токмакова
Кто действует в произведении? Перечислите персонажей. Могут ли такие события повториться в реальной жизни?
«Аля, Кляксич и буква “А”» — это сказка. Особенностью таких произведений являются вымышленные события и сказочные герои, которые могут думать, чувствовать, говорить, смеяться или ругаться.
Нарисуйте тех персонажей из произведения «Аля, Кляксич и буква “А”», которые являются сказочными.
Какими качествами характера они обладают? Обсудите это со взрослыми.
Какие ещё сказочные приключения могут произойти с героями произведения? Придумайте и расскажите свою историю родителям или друзьям.
Захотелось ли вам прочитать сказку И. Токмаковой полностью? Обведите нужный смайлик!
В окошке поставьте себе отметку за урок!