Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Я и мои друзья

Произведения о дружбе

18.04.2024
1814
0

Стихотворение о дружбе. Ю. Ермолаев «Лучший друг», Р.Сеф «Совет»

 

Цели урока

  • поговорим о дружбе и друзьях
  • будем учиться определять основную мысль произведения
  • узнаем о том, зачем авторы используют слова в переносном смысле
  • потренируемся определять прямой и переносный смысл словосочетаний
  • узнаем, что такое план текста

Литература для самостоятельного изучения

  • Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны», «Кто?»
  • М. Пляцковский «Лучший друг»
  • Ю. Энтин «Про дружбу»

Советы для наставников

  • На этом занятии обсуждается понятие «дружба».
  • Обсуждая с ребенком поступки персонажей, не забывайте прибегать к анализу собственного опыта. Расскажите, были ли у вас в жизни похожие ситуации. Как вы с ними справлялись? Как вам удаётся сдерживать себя в гневе? Можно ли спорить и при этом не ссориться?
  • Понаблюдайте за собственной речью. Какие выражения в переносном значении вы употребляете? Обсудите их значения с учеником.


Прочитайте сначала выделенные слова, а затем весь текст.

 

             Волк

Говорит барану волк:
- Ну какой от дружбы толк?
Если мы с тобой - друзья ,
Значит, съесть тебя нельзя!

(В. Лунин)

 

Как вы думаете, кого можно назвать другом?


 

Лучший друг 

 

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам пошёл обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

— Знакомься, Игорёк, это мой лучший друг Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

— Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

 (Ю. Ермолаев)

 


Почему последние слова Коли противоречат его первым мыслям? Что понял мальчик, когда услышал фразу Вовки?


Чему автор хочет научить нас этим произведением? Выберите ответ, который считаете правильным.

 

Чему автор хочет научить нас этим произведении?


Перечисли основные события в произведении “Лучший друг” в правильной последовательности. 


План - это основные события произведения, выстроенные по порядку.
 

Пример плана: 1. Коля оставил самокат.

                               2. Коля рассердился на Вову.

                               3. Коля хотел начать драку.

                               3. Смущение Коли.

 

Чтобы составить план, надо:

  1. разбить текст на части с основными событиями,
  2. озаглавить каждую часть,
  3. выстроить заголовки по порядку.


 

Обратите внимание!

 

Главную мысль можно выразить:

 

  • фразой из текста,
  • пословицей или поговоркой,
  • предложением, которое придумали самостоятельно.


С какой интонацией нужно читать последнюю фразу произведения? Выберите правильный вариант. Объясните свою позицию.

 

Выберите правильный вариант


         Совет
Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это
Очень
Опасно. 

(Р. Сеф)

Совет


Как вы понимаете данные фразы?

 

Как вы понимаете данные фразы?

 

Какая фраза понимается нами буквально, то есть в прямом смысле? Какую фразу мы понимаем несколько иначе?


Переносный смысл  – употребление слов не в прямом смысле; перенос каких-либо свойств с одного на другой предмет.

 

Фраза « разбитая посуда » подразумевает под собой прямой смысл. А вот фразу « разбитая дружба » мы понимаем в переносном смысле: дружба, которая прекратилась, разорвалась. Автор использует этот приём, чтобы  более ярко  передать нам образ утраченной дружбы.


Прочитайте. Объясните названия книг. В прямом или переносном значении они употребляются? Распределите книги по полкам.

 

Объясните названия книг

 


               Кто первый?

— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!
— Что же вы не поделили?
— Я забыл!
— И я забыл!

 

(В. Орлов)

            * * *

Если дружбой
Дорожить,
Можно спорить
И дружить.
И не вспыхнет
Ссоры
Из любого спора.

(В. Орлов)


Какая главная мысль у каждого стихотворения? К чему призывает автор?


Иногда друзья ссорятся, но быстро забывают об этом. Поэтому лучше не ссориться, а грамотно строить спор. Если вы с другом высказываете разные мнения, это не значит, что вы больше не друзья. Главное — постараться понять друга или просто принять его мнение.


                 Подарок

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки —
Любимая была!
Но всё же я подружке
Лягушку отдала.

(Е. Благинина)


Назовите тему и главную мысль стихотворения “Подарок”. Правильно ли поступила девочка?


Тема стихотворения “Подарок” — дружба, а главная мысль — нужно делиться с друзьями, помогать им. Девочка в произведении отдала свою любимую игрушку подруге. Ей жаль игрушки, но героиня понимает, что друг ценнее и важнее. 


                     Бараны

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

(С. Михалков)


Верно ли поступили бараны? Почему история закончилась плохо?


Бараны не уступали друг другу дорогу. Из-за этого они упали в реку и погибли. Если бы герои не были бы упрямы, глупы, осознавали бы всю опасность, то остались бы живы.


Понятно ли вам, как определить основную мысль произведения?

 

Нарисуйте в окошке такой смайл, который отражает ваше настроение.

 

Нарисуйте в окошке такой смайл, который отражает ваше настроение

 


Ответы

 

Ответы

 


Предыдущий урок
Поговорим о самом главном: добрые качества человека
Произведения о дружбе
Следующий урок
Устное народное творчество
Литературные сказки
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Сложение и вычитание. Случаи вычитания: 11-, 12 -

    Математика

  • Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили?

    Окружающий мир

  • Письмо букв Хх, Юю

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке