- поговорим о дружбе и друзьях
- будем учиться определять основную мысль произведения
- узнаем о том, зачем авторы используют слова в переносном смысле
- потренируемся определять прямой и переносный смысл словосочетаний
- узнаем, что такое план текста
- Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны», «Кто?»
- М. Пляцковский «Лучший друг»
- Ю. Энтин «Про дружбу»
- На этом занятии обсуждается понятие «дружба».
- Обсуждая с ребенком поступки персонажей, не забывайте прибегать к анализу собственного опыта. Расскажите, были ли у вас в жизни похожие ситуации. Как вы с ними справлялись? Как вам удаётся сдерживать себя в гневе? Можно ли спорить и при этом не ссориться?
- Понаблюдайте за собственной речью. Какие выражения в переносном значении вы употребляете? Обсудите их значения с учеником.
Прочитайте сначала выделенные слова, а затем весь текст.
Волк
Говорит барану волк:
- Ну какой от дружбы толк?
Если мы с тобой - друзья,
Значит, съесть тебя нельзя!
(В. Лунин)
Как вы думаете, кого можно назвать другом?
Лучший друг
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам пошёл обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
«Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».
Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
— Знакомься, Игорёк, это мой лучший друг Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
— Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
(Ю. Ермолаев)
Почему последние слова Коли противоречат его первым мыслям? Что понял мальчик, когда услышал фразу Вовки?
Чему автор хочет научить нас этим произведением? Выберите ответ, который считаете правильным.
Перечисли основные события в произведении “Лучший друг” в правильной последовательности.
План - это основные события произведения, выстроенные по порядку.
Пример плана: 1. Коля оставил самокат.
2. Коля рассердился на Вову.
3. Коля хотел начать драку.
3. Смущение Коли.
Чтобы составить план, надо:
- разбить текст на части с основными событиями,
- озаглавить каждую часть,
- выстроить заголовки по порядку.
Обратите внимание!
Главную мысль можно выразить:
- фразой из текста,
- пословицей или поговоркой,
- предложением, которое придумали самостоятельно.
С какой интонацией нужно читать последнюю фразу произведения? Выберите правильный вариант. Объясните свою позицию.
Совет (Р. Сеф) |
|
Как вы понимаете данные фразы?
Какая фраза понимается нами буквально, то есть в прямом смысле? Какую фразу мы понимаем несколько иначе?
Переносный смысл – употребление слов не в прямом смысле; перенос каких-либо свойств с одного на другой предмет.
Фраза «разбитая посуда» подразумевает под собой прямой смысл. А вот фразу «разбитая дружба» мы понимаем в переносном смысле: дружба, которая прекратилась, разорвалась. Автор использует этот приём, чтобы более ярко передать нам образ утраченной дружбы.
Прочитайте. Объясните названия книг. В прямом или переносном значении они употребляются? Распределите книги по полкам.
Кто первый?
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!
— Что же вы не поделили?
— Я забыл!
— И я забыл!
(В. Орлов)
* * *
Если дружбой
Дорожить,
Можно спорить
И дружить.
И не вспыхнет
Ссоры
Из любого спора.
(В. Орлов)
Какая главная мысль у каждого стихотворения? К чему призывает автор?
Иногда друзья ссорятся, но быстро забывают об этом. Поэтому лучше не ссориться, а грамотно строить спор. Если вы с другом высказываете разные мнения, это не значит, что вы больше не друзья. Главное — постараться понять друга или просто принять его мнение.
Подарок
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки —
Любимая была!
Но всё же я подружке
Лягушку отдала.
(Е. Благинина)
Назовите тему и главную мысль стихотворения “Подарок”. Правильно ли поступила девочка?
Тема стихотворения “Подарок” — дружба, а главная мысль — нужно делиться с друзьями, помогать им. Девочка в произведении отдала свою любимую игрушку подруге. Ей жаль игрушки, но героиня понимает, что друг ценнее и важнее.
Бараны
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
(С. Михалков)
Верно ли поступили бараны? Почему история закончилась плохо?
Бараны не уступали друг другу дорогу. Из-за этого они упали в реку и погибли. Если бы герои не были бы упрямы, глупы, осознавали бы всю опасность, то остались бы живы.
Понятно ли вам, как определить основную мысль произведения?
Нарисуйте в окошке такой смайл, который отражает ваше настроение.