Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Динамика общественного развития

Общество и человек

19.03.2024
11096
0

Динамика общественного развития

 

План урока

  • Многовариантность общественного развития
  • Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация
  • Проблема общественного прогресса

Цели урока

  • знать основные понятия: социальный прогресс, регресс, реформа, революция, инновация, глобализация, глобальные проблемы
  • знать особенности глобализации и её проявления в разных сферах общественной жизни
  • уметь иллюстрировать примерами глобальные проблемы, анализировать противоречивость прогресса по заданным критериям, иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров

Разминка

Вы хотели бы жить не в современном мире, а, например, в XIX веке или начале XX? Ответ напрашивается сам собой: без современных гаджетов, электричества, автомобилей, поездов и самолётов вряд ли будет комфортно жить человеку XXI века. Хуже или лучше было людям прошлых веков по сравнению с нашими современниками? Общество не стоит на месте, оно развивается от простых форм к сложным. Как называется этот процесс? Бывает ли так, что общество становится в какой-то сфере менее развитым, чем раньше? Какие формы общественных перемен известны вам из курса обществознания?

Многовариантность общественного развития

Системообразующим звеном общества является человек. Он обладает силой воли, способностью к целеполаганию и возможностью выбора средств их достижения. Это придаёт обществу подвижность, динамичность и открытость по сравнению с природными системами. Общество постоянно изменяется. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными. В мировой истории были периоды, когда сложившийся порядок вещей не менялся веками (например, Средние века), но были и периоды, характеризующиеся бурными переменами в жизни людей (например, XX век). Последовательная смена состояний общества или его подсистем называется социальным прогрессом .

Изучая жизнь общества, находящегося в постоянном развитии, необходимо определить, в каком направлении оно движется. Для определения позитивной динамики в развитии общества используется термин прогресс . Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Главным признаком общественного прогресса являются качественные изменения: предпосылки нового созревают в недрах старого, существующие рамки становятся узкими, происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный (долгий и постепенный), так и революционный (быстрый и скачкообразный) характер. 

Человечество непрерывно совершенствуется, это универсальный закон общества, но отсюда не следует, что в его развитии не бывает регресса, что все страны и регионы нашей планеты развиваются равномерно. Социальный прогресс имеет не прямолинейный, а разнонаправленный характер. В разных странах и регионах он осуществляется по-разному, иногда ценой жизни человека. Великая китайская стена, например, свидетельствует о громадных успехах китайской цивилизации, но при её строительстве погибли сотни людей. 

В мировой истории есть множество примеров, когда в обществе наблюдался возврат на более примитивные ступени развития. Такое направление развития общества называется регрессом .

 


Регресс — это обратное движение общества от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Регресс противостоит прогрессу. 


 

Также в истории человечества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения, ни движения вспять. Такое состояние называется стагнация или застой . Оно означает, что общество не способно воспринимать новое, передовое и стремится сохранить старые отжившие структуры.

И прогресс, и регресс, и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они сменяют друг друга и дополняют картину общественного развития. 

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

 

Виды общественного прогресса

Постепенный

(реформистский)

Скачкообразный

(революционный)

Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего строя.

 

Виды:

  • прогрессивные (например, отмена крепостного права),
  • регрессивные (введение цензуры при Николае II).

Революция кардинальное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя; переход общества из одного качественного состояния в другое.

 

Виды:

  • долговременные (например, неолитическая революция),
  • кратковременные (например, Февральская революция 1917 г.).

 


В современном мире значение приобретает ещё одно направление общественного развития — инновация. Под инновацией понимается процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения человеческих потребностей.


Практическое задание 1

 

Многие полагают, что ведущей ценностью современного общества является именно инновация. Основатель компании Apple Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Согласны ли вы с его словами? Аргументируйте свой ответ. 


Целостность и противоречивость современного мира

Современный мир во всём многообразии един, его части тесно взаимосвязаны. На Земле живут более 7 миллиардов человек, около тысячи этносов, существует более 200 государств. Чрезвычайно многообразен религиозный и культурный облик современного мира, существуют разные традиции и ритуалы. Это объясняется различием природных и климатических условий, спецификой исторического пути, разнообразием внешних влияний, закономерными и случайными событиями и т. д. 

Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности, факторами которой являются:

  • развитие средств коммуникации, соединивших в единый информационный поток практически все регионы планеты;
  • развитие транспорта, сделавшее современный мир доступным для передвижения;
  • развитие экономики, где производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества.

Отмеченные процессы являются элементами глобализации , которая становится ведущей тенденцией современности.

 


Глобализация — это процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастает их взаимовлияние и взаимосвязь.


 

Всё теснее и теснее становится связь между странами и регионами мира. Многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный (выходящий за пределы страны) характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество, функционирующие на основе единых стандартов, правил поведения, ценностей. Очевидным примером глобализации являются действующие по всему миру сети McDonald’s и KFC, компании Coca-Cola, Google, Microsoft и многие другие. Подобные им компании называются транснациональными корпорациями (ТНК) .

Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающее свободное движение товаров и капиталов. Институтами экономической глобализации стали Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Политическая глобализация сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, международные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной политики стали ООН, Совет Европы. 

Глобализация проявляется и в формировании единого мирового информационного пространства, создаётся массовая культура: премьеры голливудских кинофильмов идут одновременно по всему миру (вспомните фильм «Душа»), можно в режиме реального времени посмотреть онлайн-трансляцию футбольного матча. Всё подгоняется под единый стандарт производства и потребления, весь мир говорит на английском языке.

Процессы глобализации противоречивы. Сторонники глобализации убеждены в её благотворном воздействии на человечество. По их мнению, на всей Земле утвердятся гуманистические и демократические ценности западноевропейской цивилизации. Но глобализационные процессы вызывают противодействие со стороны групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных национальных ценностей западной культурой (их называют антиглобалисты).

На первый взгляд, глобализация приносит человеку много хорошего: мы можем слетать на отдых в другую страну, государства стремятся жить в мире, торговать и взаимодействовать. Любой человек имеет практически неограниченный доступ к знаниям, при этом не нужно идти в библиотеку — достаточно иметь выход  в Интернет.

Но глобализация породила глобальные проблемы. После Второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, обострились проблемы, с которыми раньше сталкивались лишь отдельные государства.

 


Глобальные проблемы человечества — это проблемы, затрагивающие интересы всех народов, представляющие угрозу для выживания человечества, требующие неотложного решения совместными усилиями народов всех стран. 


 

Глобальных проблем много, выделим несколько основных. 

  • Экологическая проблема. На сегодняшний день она считается основной. Люди долго использовали природные ресурсы нерационально: загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю отходами — от твёрдых до радиоактивных. Результат не заставил себя ждать. По мнению большинства исследователей, экологические проблемы в ближайшие сто лет приведут к необратимым последствиям для планеты, а значит и для человечества.
  • Энергетическая и сырьевая проблема. Неконтролируемое использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых, которые находились в недрах Земли сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряются достижения научно-технического прогресса.
  • Проблема мира и разоружения. Некоторые учёные считают, что в скором времени может случиться так, что искать возможные пути решения глобальных проблем человечества не придётся: люди производят такое количество наступательного вооружения (в том числе ядерного), что в какой-то момент могут сами себя уничтожить. Чтобы этого не произошло, принимаются мировые соглашения о сокращении вооружений.
  • Суть демографической проблемы заключается в неравномерном приросте населения планеты. В развитых государствах рождаемость падает, тогда как в отстающих странах увеличивается. Ситуация неизбежно приводит к иммиграции бедного населения на территории развитых стран.

Все глобальные проблемы находятся в тесной взаимосвязи, зачастую имеют общие источники возникновения и схожие пути развития. Поэтому крайне важны изучение причин и условий их появления, а главное способов решения таких проблем обществом.

Проблема общественного прогресса

Общественный прогресс носит противоречивый характер, прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, не всегда способствует прогрессу в других областях. Например, открытие рентгеновских лучей, широко используемое в медицине, стало основой для создания оружия. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечёт за собой улучшение в других странах и регионах. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатства и уровня жизни народов Европы, но тормозила развитие хозяйства в колониях; освоение Америки и появление США привело к уничтожению практически всего индейского населения и их культуры. 

На общественное развитие оказывают влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно они придают сложность и противоречивость общественному прогрессу.

Существует ряд таких показателей (критериев), изменение которых может свидетельствовать как об общественном прогрессе, так и наоборот о социальным регрессе. Рассмотрим эти критерии.

  • Духовно-нравственное состояние людей, выражающееся в их взаимоотношениях в конкретном обществе и за его пределами
  • Состояние производительных сил общества, его экономические возможности
  • Развитие человеческого разума
  • Уровень развития науки и техники, динамика и качество научных достижений
  • Состояние системы образования, уровень образованности людей
  • Особенности государственного устройства, а также политической и правовой систем
  • Состояние общественной безопасности, защищённость населения от внутренней преступности и внешнего нападения, стихийных бедствий, техногенных катастроф
  • Физическое и психическое здоровье людей
  • Динамика народонаселения, то есть его рост или сокращение
  • Качество и уровень потребления продовольствия

Кроме того, в качестве гуманистических критериев ещё используют такие показатели прогресса, как средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, отношение к природе и др.


Практическое задание 2
 

Попробуйте заполнить таблицу, пользуясь примерами. 

Критерии прогресса

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Развитие человеческого разума

Совершенствование нравственности людей

В ходе войн XX века погибло более 100 млн человек

Прогресс науки и техники

В течение ХХ века появились самолёты, затем космические корабли, а в ХXI веке суборбитальные летательные аппараты

Развитие производительных сил, включая самого человека

Использование робототехники приводит к росту безработицы

 


ИТОГИ

 

Общество — это динамически развивающаяся система. Общественный прогресс — это движение, предполагающее развитие тех или иных сфер жизни. Противоположностью выступает регресс — движение назад, возвращение к отсталому. Прогресс проявляется в двух своих разновидностях: реформе и революции.

Глобализация — это важнейший исторический процесс настоящего времени. Не будет преувеличением сказать, что за последние 30 лет мир изменился до неузнаваемости. При этом у глобализации довольно много минусов и отрицательных последствий, в том числе появление и обострение глобальных проблем.

У общественного прогресса есть два важных качества: неоднозначность (рост и развитие одной сферы может привести к упадку другой) и противоречивость (не всегда можно предсказать результат того или иного достижения).


Упражнение 1

 

1. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений.

1) существенные преобразования, вводимые законным путём

2) изменения в одной из сфер общества, проводимые властью

3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов

4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей

5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества

 

2. Выберите верные суждения о процессе глобализации. 

1) понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации

2) глобализация сопровождается ростом уровня жизни во всех регионах мира, непосредственно вовлечённых в этот процесс

3) участниками глобализации являются транснациональные корпорации

4) процесс глобализации сопровождается ослаблением этнических, религиозных и культурных противоречий в большинстве регионов мира

5) одним из проявлений глобализации является вестернизация

 

3. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях.

1) общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия

2) революция как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти

3) в основе разграничения сфер общественной жизни — базовые потребности человека

4) гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства 

5) общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

 

4. Установите соответствие между признаками и формами прогресса

Признаки

Формы  прогресса

А) преобразование духовной сферы в соответствии с государственным планом
Б) постепенное усложнение общественных отношений
В) качественный переворот в социальных отношениях, совершённый за короткий промежуток времени
Г) реорганизация органов государственного управления по инициативе парламентского большинства
Д) скачок в развитии производства

1) реформа
2) революция
3) эволюция

 


Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные направления общественного развития. Что такое прогресс, регресс, стагнация?

2. Каковы критерии общественного прогресса? Докажите, что общество идёт по пути прогресса.

3. При рассмотрении исторического процесса употребляют термины «изменение» и «развитие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте своё мнение. 


Словарь урока

 

Прогресс — направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Регресс — движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Революция — кардинальное, резкое изменение, затрагивающее все основные сферы жизни общества, происходящее в короткие сроки.

Реформа — преобразование одной из сфер общественной жизни, не приводящее к коренному изменению всего социального строя и осуществляемое властью.

Глобальные проблемы  — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс и выживание человечества. 

Транснациональная компания (корпорация) (ТНК)  — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. 


Ответы

Упражнение 1

 

  1. 1, 2, 4, 5
  2. 1, 3, 5
  3. 1, 3, 5
  4. 1, 3, 2, 1, 2


 

 

 

Предыдущий урок
Массовая культура
Общество и человек
Следующий урок
Наука и образование
Общество и человек
Поделиться:
  • Свобода и необходимость в деятельности человека

    Обществознание

  • Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»

    Литература

  • Употребление прописных и строчных букв

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке