- Социальная политика властей
- Изменения в социальной структуре. Состояние образования
- Рабочий класс
- Крестьянство
- Интеллигенция
- «Бывшие»
- Советский человек
- Знать понятия «бывшие», «ГУЛАГ»
- Уметь выявлять противоречивый характер исторических явлений, процессов; применять ранее изученные понятия; раскрывать сущность и особенности государственной политики; систематизировать материал по заданной теме; доказывать вывод на основе систематизации исторической информации
Основные понятия
- «Бывшие»
- Спецпоселенцы
- ГУЛАГ
Основные личности и даты
- 1931 г. — введение всеобщего начального образования
- 26 июня 1940 г. — Указ Президиума Верховного Совета СССР, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым
- Алексей Григорьевич Стаханов
Советская модернизация затронула все стороны жизни — начиная с промышленности и сельского хозяйства и кончая образованием, наукой, социальной сферой, повседневной жизнью и бытом людей. Резко ускорились миграционные процессы, наблюдался заметный рост городского населения. В результате индустриального рывка в годы первых пятилеток были созданы новые отрасли отечественной промышленности: автомобильная, тракторная, химическая, станкостроение, моторостроение, самолётостроение и другие.
Опережающими темпами развивалась военная промышленность, а также связанная с военными разработками наука. Тем самым были заложены основы для Победы 1945 г., а также для послевоенных достижений в области космических и ядерных технологий и другое.
Социальная политика властей
Реализация курса на построение социалистического общества в СССР радикально изменила его социальный облик. С первых дней существования новой власти основным смыслом внутренней политики было названо обеспечение экономического и политического господства рабочего класса и беднейшего крестьянства при одновременном «подавлении свергнутых эксплуататорских классов». Реальная власть, однако, оказалась в руках новой элиты страны — партийно-государственной, а позже и хозяйственной номенклатуры. Именно она осуществляла реальную власть от имени рабочих и крестьян. Если вначале заработная плата партийных и государственных чиновников не превышала средней зарплаты рабочего, занятого в промышленности, то затем для них устанавливаются специальные (литерные) пайки, они получают приоритет при выделении национализированной у буржуазии жилплощади, регулярно отправляются в оплачиваемые государством санатории и дома отдыха. Высшее же партийное руководство отдыхает и лечится за рубежом, к его услугам лучшие зарубежные лекарства и врачи. Ленин уже в 1922 г. пишет в одном из писем, что не более 200 рабочих (от лица которых и устанавливалась в своё время власть) участвует в управлении государством на центральном и республиканском уровнях. К середине 1930-х гг. партийно-государственная номенклатура оформилась окончательно. По некоторым данным, за всю советскую историю число лиц, непосредственно участвовавших в принятии важнейших решений по вопросам политического и социально-экономического развития СССР и союзных республик, было не более 2–3 тыс. человек. Они и составляли вершину социальной пирамиды советского общества. Никакого равенства и братства в итоге не получилось.
Изменения в социальной структуре. Состояние образования
В 1930-е гг. численность советских граждан увеличилась до 170,6 млн человек (по переписи 1939 г.). При этом массовые репрессии и голод унесли жизни 8–10 млн человек (украинцев и казахов — 3,2 и 1 млн соответственно). 18,5 млн жителей деревни, спасаясь от коллективизации, уехали на индустриальные стройки и переселились в города. Доля горожан с 17 % (в 1926 г.) возросла до 32,9 % (в 1939 г.), а число городов и городских посёлков с 834 до 2070. Перестраивались старые и появлялись новые центры городской культуры со спланированными прямыми улицами, каменными многоквартирными домами, иногда даже с трамваями, водопроводом, телефонами: Куйбышев (Самара) и Сталинград (Волгоград) на Волге, Магнитогорск на Урале, Новокузнецк в Сибири, Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке. Почётными гражданами советских городов, в отличие от их западных собратьев, значились не удачливые предприниматели и банкиры, а рабочие-ударники — сталевары, шахтёры, токари.
По общему объёму промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и второе место в мире — вслед за США. В 1937 г. посетители Всемирной выставки в Париже были поражены павильоном Советского Союза, в котором были представлены собственные образцы техники, ещё недавно закупаемой за границей. Башню советского павильона украшала огромная статуя из стальных листов, изображающая рабочего и колхозницу, которые делают шаг вперёд — в будущее, поднимая над головой серп и молот — символы пролетарского государства (рис. 1).
Приезжающие в СССР иностранные писатели находили здесь много отличий от капиталистического мира: советские рабочие не боятся стать безработными, избавлены от неожиданных скачков цен (так как их устанавливает не рынок, а государство), образование и здравоохранение — бесплатные, квартплата — смехотворно низка. При этом иностранным гостям старались не показывать тёмные бараки и тесные коммуналки, а также очереди за дефицитными товарами. Большинство рабочих из вчерашних крестьян были неграмотны — не могли прочитать инструкцию к своим сложным станкам, измеряли детали пальцами. Чтобы исправить положение, компартия бросила в массы лозунг: «Овладеть техникой!» При предприятиях были созданы фабрично-заводские училища, которые спешно обучали рабочих и их детей техническим знаниям, умениям и навыкам. В 1931 г. для всех граждан было введено обязательное начальное образование. Педагогические институты готовили учителей, местные власти строили и открывали школы. Были восстановлены отмененные после революции отметки и экзамены, школьные звонки и домашние задания. Все учебники, особенно по литературе и истории, проходили строгую цензуру в наркомате просвещения, чтобы воспитывать детей в духе верности коммунизму, «учению Маркса–Ленина–Сталина» (рис. 2). После признания бывших вождей партии «врагами народа» их фамилии и портреты на страницах учебников замазывались чернилами. Из библиотек и школьных программ изымались любые книги, которые руководство партии объявляло «классово вредными». К концу 1930-х гг. все городские школы стали семилетними, а многие — десятилетними. Для их выпускников, в дополнение к дореволюционным, были открыты сотни новых институтов и университетов, большинство которых готовили инженеров, конструкторов и учёных для развивающейся индустрии. К 1939 г. 80–90 % от 170 млн граждан СССР стали грамотными, чуть менее 1 млн получили высшее образование, инженеров стало в 2 раза больше, чем в США.
Неизвестный художник, 1923;
Неизвестный художник, 1920
Рабочий класс
Индустриализация страны вызвала значительный рост численности рабочего класса, увеличившего свои ряды с 9 млн (1928 г.) до 23 млн (1940 г.). В ходе индустриализации сформировались новые промышленные центры: в Кузбассе, на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре), в союзных республиках. Большим социальным достижением стала ликвидация безработицы. В 1930 г. в СССР закрылась последняя биржа труда.
Формально вся полнота власти принадлежала рабочему классу, это декларировалось во всех официальных документах. Для отличия передовиков производства было введено почетное звание Героя Социалистического Труда. Оно должно было создавать в том числе и иллюзию вознаграждения любого рабочего за ударный труд. В реальной действительности все было иначе. Сохранялась партийная разнарядка на рабочее представительство в партийных и советских органах и при приёме в партию, равно как и на награждение высшими наградами государства. Однако реального влияния на положение дел не только в стране, но и в коллективе рабочие оказать не могли.
Трудовое законодательство 1930-х гг. было направлено на то, чтобы в условиях отсутствия у рабочих экономических стимулов ликвидировать естественные в таком случае прогулы и текучесть кадров. В 1930 г. был принят закон, согласно которому рабочий, самовольно прекративший работу, лишался возможности в течение полугода обращаться на биржу труда. Нерадивые работники могли быть лишены продовольственной карточки и служебного жилья. В 1938 г. для рабочих и служащих были введены трудовые книжки, способствовавшие закреплению кадров на производстве, а за три прогула в месяц рабочие подлежали привлечению к суду и тюремному заключению. Ещё более законодательство ужесточилось в условиях приближающейся войны. 26 июня 1940 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым. Указ жестоко карал нарушителей трудовой дисциплины.
В условиях массовой миграции сельского населения в города происходило не только заполнение рабочих мест крестьянами, но и передвижение самих рабочих, повысивших свой образовательный уровень, в разряд интеллигенции. Только в 1930–1933 гг. 1,5 млн рабочих стали служащими. Огромную роль играло развитие системы среднего профессионального и высшего образования.
Крестьянство
Процессы коллективизации, голод начала 1930-х гг. вызвали значительное сокращение крестьянского населения — почти на 35 млн человек. Одновременно выросла численность городского населения (с 29 до 63 млн человек).
И. В. Сталин назвал коллективизацию «страшной борьбой», длившейся четыре года, против десяти миллионов крестьян. «Многие из них, — говорил он, — согласились пойти с нами. Некоторым из них дали землю для индивидуальной обработки в Томской области, или в Иркутской, или ещё дальше на север, но основная часть их была непопулярна, и они были уничтожены».
В результате коллективизации был уничтожен слой крестьянства, обладавший большим опытом и высокой культурой аграрного производства. Сформировавшееся колхозное крестьянство было во многом лишено этого. Кроме того, оно было отчуждено от собственности и результатов своего труда. Это незамедлительно сказалось и на результатах аграрной деятельности. За первые годы коллективизации производство зерна снизилось на 10 %, картофеля — на 7 %, сахарной свёклы — на 35 %, мяса — на 41 %, молока — на 35 %, а яиц — на 60 %. Крестьяне забили 43 % мелкого и 50 % крупного рогатого скота.
Многие крестьяне так и не нашли себя в коллективизированной деревне. Из каждых 30 крестьян, вступивших в колхоз в годы 1-й пятилетки, 10 оставили колхозы и перешли в разряд наемных рабочих.
Интеллигенция
Значительную часть общества стала составлять интеллигенция, численность которой увеличилась с 1,5 млн человек в 1917 г. до 20 млн человек в конце 1930-х гг. Весьма значительную её часть составляли военнослужащие.
Однако процессы индустриализации вызывали растущую потребность в квалифицированных кадрах. «Кадры решают всё!» — этот лозунг высшего партийного руководства привёл и к конкретным политическим решениям. В годы 1-й пятилетки были расширены возможности для рабочих и крестьян на получение высшего профессионального образования. В результате только за этот период почти 140 тыс. рабочих и крестьян поступили в вузы и перешли затем в разряд интеллигенции. Эти выдвиженцы составляли костяк управленческих кадров страны вплоть до 1970-х гг.
Во многом благодаря созданию принципиально новой системы образования СССР в довоенные годы добился практически всеобщей грамотности населения. В 1930-е гг. число учителей в стране удвоилось, изменилась не только структура, но и содержание учебных предметов. В результате в предвоенные годы сформировалось поколение людей, не подвергавших сомнению правильность общественной системы, в которой оно начинало жизнь.
Сформированная в предвоенные годы советская интеллигенция была достаточно многочисленной и эффективно выполняла свои профессиональные задачи.
«Бывшие»
Прежняя элита российского общества была ликвидирована уже в первые годы советской власти: помещики, аристократия, крупные предприниматели перестали существовать не только как социальная группа, но и как физические лица — большинство из них либо были уничтожены, либо уехали за границу. Правда, нэпманская буржуазия прекратила существование вместе с самим нэпом лишь в конце 1920-х гг. В начале 1930-х гг. в разряде «бывших» оказались кулаки.
В условиях начавшегося «великого перелома» гонения на «бывших» усилились. В ходе выборов в Советы в 1929 г. избирательного права лишились практически все представители данной категории. В 1929–1930 гг. в учреждениях прошли чистки, во время которых были лишены работы «социально чуждые элементы». Им не давали продовольственных карточек, детей «бывших» исключали из вузов и школ, зачастую эти семьи лишались квартир. Особо активно преследовались семьи священников различных конфессий.
Семьи кулаков и тех крестьян, которых таковыми определили, кроме указанных выше мер, ожидали высылки, а порой и заключения только за сам факт непролетарского происхождения. Высланные в сибирские просторы кулаки обращались к председателю ВЦИК М. И. Калинину: «...Помогите хоть нашим детям... Выбросили нас в поле под открытое небо, мочили нас дожди, теперь засыпает нас пыль. Умереть, конечно, когда-нибудь нужно, но не голодной бы смертью... Ежедневно умирает по 50 ч. и больше, и скоро цифра этих невинных детей будет пугать людей — она теперь уже превысила три тысячи...»
В ходе «большого террора» численность репрессированных «социально вредных» и «социально опасных» лиц увеличилась со 100 тыс. в 1937 г. до 300 тыс. в 1939 г., составив почти четверть всех заключённых ГУЛАГа. Ещё 1 млн человек составляли спецпереселенцы, осуждённые по этим же статьям.
Чтобы избежать расправы, многим приходилось отрекаться от своих родителей, супругов и других родственников. Были вынуждены отрекаться от сана и некоторые священники, тут же провозглашавшие с церковных амвонов атеистические лозунги.
Лишь в Конституции СССР 1936 г. были сняты ограничения на политические права, связанные ранее с социальным происхождением. Однако в многочисленных анкетах при поступлении на работу, вступлении в партию и комсомол специальные пункты требовали ответить на вопрос о социальном происхождении и занятиях ближайших родственников до 1917 г.
Советский человек
Уровень материального и бытового устройства советских людей оставался весьма низким. По обеспеченности жильём городского населения страна даже к началу войны имела показатели более низкие, чем до революции (сказывалось переселение в города миллионов селян). Высокой была детская смертность. Минимальное снабжение продуктами питания с конца 1920-х гг. осуществлялось по карточкам. Примитивной оставалась сфера обслуживания: здесь был сделан явный шаг назад по сравнению с дореволюционным временем.
Однако, несмотря на бытовую неустроенность, большинство людей верило официальной пропаганде и вполне осознанно и самоотверженно участвовало в общественных преобразованиях. В полной мере это проявилось и в росте численности партии и общественных организаций. Всего за 10 лет (с 1930 по 1940 г.) ряды профсоюзов, например, увеличились более чем вдвое — с 12 до 25 млн человек. Численность Коммунистического союза молодёжи, ставшего ещё в 1920-е гг. единственной молодёжной организацией, составила к началу войны 5 млн человек.
Стремясь компенсировать отсутствие средств для нужд индустриализации, руководство страны поддержало в 1929 г. почин молодёжи о начале массового социалистического соревнования и ударничества, в ходе которого неоднократно пересматривались (в сторону увеличения) нормы выработки. Советские газеты в конце августа 1935 г. сообщили, что донецкий шахтер А. Г. Стаханов выполнил за одну смену 14 сменных норм, положив начало движению, названному его именем. Сам же рекорд нужен был властям для того, чтобы на его основе увеличить нормы выработки для всех работников добывающей промышленности, причём для них никто тепличных условий не создавал. Впрочем, отличительной чертой стало использование новых приёмов труда. Участие в соревновании способствовало приобщению массы новых рабочих, вчерашних крестьян, к передовым формам труда, повышало уровень их квалификации, давало человеку возможность проявить себя. Одним из его последствий стало формирование новой «рабочей аристократии», обладавшей более привилегированным положением на производстве и в быту (рис. 3).
Прочтите текст. Какую роль играла коммунистическая партия? Каким образом и кем определялись интересы трудящихся?
Из Конституции СССР 1936 г.
Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодёжи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Значительную социальную группу, начиная с 1930-х гг., составляли узники ГУЛАГа, арестованные и осужденные по различным мотивам.
В 1936 г. новую социальную структуру советского общества закрепила Конституция СССР, впервые после революции предоставившая политические права всем гражданам страны.
Однако декларировавшиеся в ней политические права и свободы практически оставались лишь на бумаге.
Таким образом, в 1930-е гг. сложилась советская социальная система, значительно отличавшаяся не только по своей структуре, но и по численности и качественному составу от той, что существовала в России до 1917 г.
Контрольные вопросы
1. Покажите, что изменилось в положении рабочего класса в 1930-е гг. по сравнению:
а) с началом XX в.;
б) с первыми годами советской власти.
2. Как изменилась структура советского общества за десятилетие — с середины 1920-х до середины 1930-х гг.? Что можно назвать общими тенденциями этих изменений?
3.* Что такое номенклатура? Какая роль отводилась обозначаемому этим словом явлению в советской системе?
4. Объясните, как отражались «структурные изменения» в жизни конкретных людей в 1930-е гг. Приведите примеры из жизни членов своей семьи, из воспоминаний своих бабушек, дедушек.
5.* Что включало в себя понятие «советский человек»? Каковы типичные черты официального образа советского человека в 1930-е гг.? Приведите примеры произведений литературы и искусства, в которых утверждался соответствующий идеал человека. Что можно прибавить к официальному образу?