Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Великая российская революция. Октябрь 1917 г.

История России 20 века

Великая Российская революция: октябрь 1917 г.

План урока

  • Рост влияния большевиков
  • Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде
  • Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров

Цели урока

  • Дать оценку событиям октября 1917 г.
  • Уметь на основе систематизации исторического материала делать обобщения, выводы; формулировать аргументы за и против выдвинутого суждения; оценивать мнение и позиции представителей разных социальных групп; разъяснять смысл названия; давать расшифровку сокращённых названий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе интернет-ресурсов.

Введение

После Февральской революции 1917 года к власти в России пришло Временное правительство. Оно столкнулось с множеством проблем, которые не смог решить царский режим: неудачи и многочисленные потери России в мировой войне, развал экономики, социальная напряженность. В течении полугода работы правительства один кризис сменялся другим. В результате к октябрю в России кроме большевиков не осталось ни одной политической силы, которая могла бы эффективно действовать в сложившихся условиях. Руководство партии очень точно почувствовало настроение масс, учло опыт Временного правительства и в своих программах предложило населению то, что было на тот момент необходимо: мир и землю. В результате Октябрьская революция стала не просто возможной, а практически неизбежной.

Рост влияния большевиков

 

После подавления этого мятежа Временное правительство, где преобладали эсеры и меньшевики, 1 сентября провозгласило Россию республикой. 25 сентября было создано третье коалиционное правительство, куда вошли и кадеты, отказавшиеся от идеи военной диктатуры. А.Ф. Керенский остался премьером и Верховным главнокомандующим. Началась подготовка к выборам в Учредительное собрание, назначенным на ноябрь. 

 

Но за лето 1917 г. резко выросла популярность большевиков: в феврале членов их партии было 24 тыс., в мае – 100 тыс., в сентябре – 500 тыс.! Это объяснялось как привлекательностью их лозунгов («немедленный мир»), так и размахом пропаганды: неожиданным ростом тиражей большевистских газет и листовок. Сохранились свидетельства (оспариваемые сторонниками большевиков), что деньги на эту агитацию большевики получали от немецкого Генштаба. Свидетельством авторитета большевистской партии стали перевыборы Петроградского Совета в начале сентября, где большевики получили большинство. Председателем Петросовета стал Л. Д. Троцкий.


Рис. 1. Лев Давидович Троцкий Рис. 1. Лев Давидович Троцкий

Лев Давидович Троцкий (или Лейба Бронштейн) (1879–1940 гг.) родился в семье зажиточного арендатора земли Херсонской губернии. В 1897 году он участвовал в организации рабочего союза. В 1898 году первый раз попал в тюрьму. Был осужден за революционную деятельность и выслан. В 1905 году Лев Давыдович нелегально вернулся в Россию и возглавил работу Петроградского совета. В 1906 году был задержан, осужден на вечную ссылку в Сибирь и лишился всех гражданских прав, но по пути в ссылку ему снова удалось бежать. В 1917 году Троцкий вернулся в Россию и сразу стал членом Петросовета, оппозиционного Временному правительству. За свою деятельность по пропаганде большевизма он попал в тюрьму, откуда вышел после провала Корниловского мятежа. Сразу стал членом ЦК, руководителем Петросовета и членом фракции от РСДРП в Учредительном собрании. Фактически он был вторым лицом в государстве и ведущим организатором Октябрьской революции (Рис. 1).



Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде

 

К осени, после трех кризисов Временного правительства, ситуация в России обострилась до предела. Положение дел внутри страны стало катастрофическим. Вести с фронта тоже не радовали: немцы перешли в наступление, захватили ряд территорий в Прибалтике, вынудили русский флот отойти в Финский залив и приближались к Петрограду.

 

В сентябре большевики под лозунгом «Вся власть Советам!» начали подготовку к вооруженному восстанию. В начале октября на заседаниях Центрального комитета Российской социал-демократической рабочей партии большевиков (ЦК РСДРП(б)) развернулись дискуссии по поводу действия в сложившейся ситуации. Каменев и Зиновьев предложили мирный путь: прийти к власти предполагалось путем выборов в Учредительное собрание. По мнению Троцкого, вопрос о власти мог быть решен только на II Всероссийском съезде Советов. Эти предложения приняты не были, началась подготовка к восстанию, целью которого было свержение Временного правительства. Центром подготовки стал военно-революционный комитет (ВРК), выбранный в Петроградском Совете. ВРК руководил гарнизоном, по его указанию в государственных учреждениях и военных частях на место назначенных правительством комиссаров становились большевики.


Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров

Рис. 2. Крейсер Рис. 2. Крейсер "Аврора"

Захват власти большевиками и их союзниками в Петросовете (левыми эсерами и анархистами) произошёл 25–26 октября (7–8 ноября по новому стилю) 1917 г. В течение 25 октября отряды Красной гвардии (рабочие, матросы) по приказу Военно–революционного комитета Петросовета захватили вокзалы, телеграф, телефонную станцию. В Неву вошёл крейсер «Аврора» (Рис. 2). Временное правительство в Зимнем дворце охраняли 2700 человек – женский батальон, юнкера и казаки. На заседании Петроградского совета В. И. Ленин объявляет революцию свершившимся фактом. Красная гвардия окружает Зимний дворец и начинает просачиваться на его территорию, а защитники Временного правительства постепенно расходятся. 

Рис. 3. Штурм Зимнего дворца Рис. 3. Штурм Зимнего дворца

26 октября в 00 часов 50 минут, не встретив сопротивления, большевики заняли Зимний дворец (Рис. 3). 

 

00 часов 50 минут ночи 26 октября – захват Зимнего дворца и арест комиссаром ВРК В. А. Антоновым–Овсеенко членов Временного правительства.

 

В ту же ночь с 25 на 26 октября в Петрограде открылся Второй всероссийский съезд Советов, среди делегатов которого преобладали большевики и левые эсеры. Представители правых эсеров и меньшевиков, возмущённые большевистским захватом власти, покинули съезд. В 5 часов утра 26 октября большинством голосов оставшихся делегатов была принята резолюция, передававшая «Всю власть Советам». Съезд из общественной организации превращался в орган власти (выбранный не всеми гражданами, а только представителями части рабочих и крестьян).  

Рис. 4. Декреты о мире и о земле в газете Известия Рис. 4. Декреты о мире и о земле в газете Известия

Вечером того же дня съездом был принят «Декрет о мире». В этом документе большевистское правительство обращалось к народам воюющих стран, предлагая начать переговоры «о справедливом демократическом мире». Кроме того, большевики приняли «Декрет о земле». Согласно этому документу, помещичьи, царские и церковные земли вместе с инвентарем и постройками подлежали конфискации и безвозмездной передаче крестьянским комитетам и советам (Рис.4). На этом же съезде было сформировано временное рабоче-крестьянское правительство – Совет народных комиссаров во главе с В.И.Лениным, а также  избран Всероссийский Центральный комитет, более чем на 60% состоящий из большевиков.

Оказать какое-либо сопротивление большевикам ни Керенский, ни другие члены Временного правительства не могли, однако Керенский пытался организовать борьбу. В Петроград был направлен корпус генерала Краснова, но это наступление уже ничего не могло изменить.  2 ноября 1917 года Керенский подписал заявление и сложении с себя обязанностей премьер-министра и Верховного главнокомандующего (Рис. 5).

Рис. 5. Картина В.А.Серова Рис. 5. Картина В.А.Серова "Ленин провозглашает советскую власть"

В целом установление советской власти в России прошло мирно. Одним из исключений стала Москва, где в распоряжении контрреволюционеров оказалось около 20 тысяч офицеров, юнкеров военных училищ и школ прапорщиков. Больше недели в Москве происходили вооруженные стычки, множество людей погибли и были ранены. Лишь после того как были стянуты силы из близлежащих городов, революционерам удалось взять Кремль и подавить сопротивление.

 

Причины победы большевиков:

  • Безынициативность других партий, предпочитавших скорей пассивную позицию вместо активных действий (например, ожидая созыва Учредительного собрания и агитируя за это).
  • Близость призывов большевиков к стремлениям широких народных масс. Особенно выигрышными были лозунги о земле и мире, которые обещали решение самых злободневных проблем того времени.
  • Ораторский талант Ленина быстро убеждал в своей точке зрения и привлекал в партию новых членов.
  • Предельная осторожность Временного правительства, которое из-за желания действовать с наименьшими потерями, по сути, не имело четкой программы.
  • Популярность большевиков в воинских частях осенью 1917 года.


После Февральской революции и свержения самодержавия перед Россией оказалось несколько путей развития. Первый путь – буржуазно-демократический – реализовался бы в том случае, если бы А.Ф. Керенскому удалось решить основные проблемы, стоящее перед страной. Второй – «однородносоциалистический» - был бы возможен, если бы согласно резолюции II съезда Советов правительство было сформировано из представителей всех социалистических партий. Приход к власти большевиков привел к реализации третьего пути развития – леворадикального, в результате чего страна на 70 лет стала однопартийным тоталитарным государством.


Контрольные вопросы

 

1. Сравните революционные события февраля и октября 1917 г. Что в них общего, а что различного? 

2. Чем был обусловлен рост влияния большевиков?

3. Каковы итоги революции?

4. В чем заключались причины победы большевиков?


Коллективизация в сельском хозяйстве

История России 20 века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История