Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах. Политическое развитие в 1920-е гг.

История России 20 века

30.05.2024
10292
0

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

 

План урока

  • Причины и значение образования СССР
  • Образование СССР. Конституция 1924 г.
  • Национально-государственное строительство
  • Политика «коренизации»

Цели урока

  • Знать причины объединения формально независимых советских республик в единое государство.
  • Уметь выявлять предпосылки исторического события, явления; объяснять причины исторических событий; характеризовать принципы государственного устройства; раскрывать сущность государственной политики; определять результаты (итоги) исторических событий, явлений.

Основные понятия:

 

  • Суверенитет
  • Унитарное государство
  • Федеративное государство
  • Автономизация
  • Коренизация

Основные личности и даты:

 

  • 30 декабря 1922 г. — создание СССР
  • 1924 г. — принятие первой Конституции СССР
  • В. И. Ленин
  • И. В. Сталин

Введение

Политический кризис в России, продолжавшийся на протяжении многих лет, привёл в 1917 году к её развалу на десятки государственных образований. Изначально СССР создавался как военное объединение. Работа по собиранию земель бывшей Российской Империи велась в ходе гражданской войны (1918–1922 гг.). Тогда сложился военно-политический союз советских республик.

Причины и значение образования СССР

Создание единой административно-территориальной системы — вот та проблема, которая встала перед государством, раздираемым последствиями великой гражданской войны. 92 % площади государства пришлось на долю РСФСР. А в Союзе Советских Социалистических Республик тоже самое население составило около 70 %. Те проценты, которые остались, а это 8 %, начали делить между собой такие страны, как Беларусь, Украина, а также Закавказская Федерация. Именно Закавказская Федерация объединила в 1922 г. Азербайджан, Грузию и Армению. Точно также на востоке государства была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия в тот момент, когда началось образование Дальневосточной республики, состояла из двух народных республик — Хорезмская республика и Бухарская республика.

 

Октябрьская и Февральская революции — вот благодаря чему и образовалось СССР, но следует утверждать, что это не совсем верно потому, что даже до этих событий страна и земли никак не были отделены друг от друга и становились в приблизительно схожей направленности. В ходе данных революций было свергнуто царское правительство Российской Империи.

 

Образование такого государства, как СССР (30 декабря 1922 г.), определялось причинами, которые можно объединить в группы:

 

  • культурно-исторические причины;
  • территориальные причины;
  • экономические причины;
  • политические причины;
  • внешнеполитические причины.

Культурно-исторические причины: 

 

  • в течение очень долгого времени (проходили столетия), государства, которые входили в состав СССР, держались похожих обычаев. Помимо этого, было ещё и однообразным историческое наследие;
  • Украину, Белоруссию и Россию соединяла общность культуры — это с одной стороны, а с другой стороны — соединяла такие республики, как Армения, Азербайджан, Грузия. Многонациональная РСФСР — это звено, которое объединяет всё в представленном случае.

Территориальные причины: 

 

  • очень близкое размещение республик, которые в дальнейшем стали входить в состав СССР, содействовало соединению. В связи с этим появились возможности стать единым государством. Для этого нужно было элементарно раскрыть рубеж и при этом сохранить собственные границы;
  • граждане СССР имели возможность перемещаться по всей территории нового государства без преград, а также стало легче перевозить сырьё и товары между республиками – членами СССР.

Экономические причины: невозможно было не заключать торговых сделок и не создавать хозяйственных взаимосвязей при таком месторасположении. Помимо этого, Российская экономика в ходе Гражданской войны подорвалась.

 

Политические причины: схожие политические системы, а также партийное единство, образовавшиеся вследствие Октябрьской и Февральской революций, так же поспособствовали объединению республик. Потому что все коммунистические партии входили в состав РКП (б).

 

Внешнеполитические причины: государства не могли сами справиться из-за маленькой территории с тем, что появилась потребность отстаивать собственную независимость перед вражескими соседями. Все это происходило в государствах, где коммунистическая партия одержала победу и пришла к власти.

 

В связи с объединением государств решались наиболее важные задачи. 1917 год — это год, который стал переломным для всей нашей страны. Менялось все: и политика, и экономика, и общество, а также менялось само государство.

Рис. 1. В. И. Ленин и И. В. Сталин

Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение Сталина) и создание федерации равноправных республик. Проект И. В. Сталина «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23–24 сентября 1922 г. (рис. 1).

 

В. И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

Новый проект комиссии ЦК РКП(б) был окончательно утверждён на пленуме ЦК 6 октября 1922 г.


Каковы были причины создания укрепления союзного Советского государства? 

Используя знания из курса всеобщей истории и обществознания, раскройте сущность понятий: автономия, унитарное государство, федеративное государство. 

Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?

Вспомните, в результате чего Польша смогла присоединить территории, ранее входившие в состав России? 


Образование СССР. Конституция 1924 г.

Рис. 2. Образование СССР (1922 г.)

30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (рис. 3). 

Рис. 3. «Подписание договора об образовании СССР» С. Дудник

Декабрьский съезд вошёл в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей — и имел свой руководящий орган — Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР.

 

В союзных республиках формировались свои съезды Советов, своё правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наёмный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы. В 1924–1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной.


Составьте схему организации государственного управления в СССР. В чём особенности такой структуры власти? 


Национально-государственное строительство

Продолжалось национально-государственное строительство. Завершался процесс государственного устройства Российской Федерации (к 1925 г. в неё входили, кроме губерний, 9 автономных республик и 15 автономных областей). В 1924 г. БССР из РСФСР передан ряд уездов Смоленской, Витебской и Гомельской губерний, населённых главным образом белорусами, в результате чего территория БССР увеличилась более чем в 2 раза, а население почти втрое. В составе УССР образована Молдавская АССР. В 1924–1925 гг. проведено национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии, в результате которого народы Средней Азии получили возможность создания суверенных национальных государств. Из областей Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик, населённых узбеками и туркменами, образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. Из областей Туркестанской АССР и Бухарской республики, населённых таджиками, образовалась Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. Районы, населённые казахами, входившие ранее в Туркестанскую АССР, были воссоединены с Казахской АССР. Из районов, населённых киргизами, была образована Киргизская АО в составе РСФСР.

Рис. 4. Образование СССР

3-й съезд Советов СССР (май 1925 г.) принял в состав СССР вновь образованные союзные республики — Узбекскую ССР и Туркменскую ССР (рис. 4).


Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики. 


Политика коренизации 

Коренизация предусматривала развитие просвещения на национальных языках, ведение делопроизводства на национальных языках, укрепление взаимоподдержки Советской власти и национальной интеллигенции, развитие национальных учреждений культуры и средств массовой информации на национальных языках, подготовку и продвижение на руководящие должности национальных «кадров», создание национально-территориальных автономий. Коренизация должна была преодолеть недоверие к коммунистическим идеям и Советской власти со стороны национально-ориентированных кругов советского общества, облегчить процесс просвещения, необходимых для модернизации страны.

 

Уже в ходе Гражданской войны 1918–1922 гг. Советская власть столкнулась с сопротивлением, вызванным не столько социальными причинами, сколько навязыванием русской культуры и языка народам бывшей Российской империи, в которых происходил подъём национальных движений. Реализации политики Советской власти мешало незнание советскими кадрами языка местного населения. Считая национальную проблематику вторичной по отношению к борьбе за «интересы рабочего класса», руководство РКП (б) было готово обеспечить осуществление культурных задач национальных движений при условии, что это не будет угрожать социальной политике и коммунистическому режиму. Это должно было привлечь широкие массы нерусского населения в советские институты и способствовать осуществлению политики Советской власти. На XII съезде РКП (б) в 1923 г. были выдвинуты задачи одновременной борьбы против великорусского шовинизма и шовинизма национальных меньшинств, широкого развития национальных культур. Приоритет получала культура «титульных» национальных групп данной республики. Чтобы обеспечить более чёткое разделение территорий с преимуществами тех или иных культур в 1924–1925 гг., было проведено национально-территориальное размежевание в Средней Азии и уточнение границ между РСФСР, УССР и БССР. В них проводились свои варианты политики коренизации — украинизация и белорусизация.

 

Помимо школ, вузов, культурных и научных учреждений, где работа велась на национальных языках, создавались воинские формирования, где служба шла не на русском языке.

 

В итоге политика коренизации способствовала развитию национальных культур народов СССР, повышению статуса их языков. Вместе с тем из-за коренизации многие выпускники национальных школ плохо владели русским языком, что мешало им поступать в русскоязычные ВУЗы. Помимо этого качество образования на местных языках значительно уступало качеству образования в русскоязычных школах. Таким образом, коренизация мешала развитию образования в СССР. В ряде республик, в особенности в Белоруссии и на Украине, население критически относилось к коренизации. Многим не нравилось, что им искусственно сверху навязывают украинскую или белорусскую национальность. В ответ коммунисты обвиняли противников коренизации в «великодержавном русском шовинизме», под которым понималось чувство превосходства русского народа над остальными народами СССР. В частности, проявлением великорусского шовинизма считалась господствовавшая в Российской империи концепция триединого русского народа, согласно которой русские, украинцы и белорусы на самом деле представляют собой один народ.


Что означает политика коренизации? В чём её главная задача? 


Гибкая политика большевиков в национальном вопросе позволила им собрать большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство — Союз Советских Социалистических Республик.

 

СССР был основан как федерация равноправных суверенных республик, хотя советская политическая система (однопартийная диктатура) превращала этот суверенитет в фикцию.

 

В 1920-е гг. советское руководство провозгласило «великодержавный шовинизм» первостепенной угрозой по сравнению с национализмом «угнетённых» наций и проводило в национальных республиках политику коренизации.

 

Результатом политики коренизации стал как расцвет национальных культур, так и рост межнациональных противоречий.


Советские республики объединены в новое государство — СССР, которое взяло курс на построение социализма в одной стране. Противоречивую теорию и практику этого процесса В. И. Ленин оставил в наследство своим соратникам, которым предстояло воплотить её в жизнь после смерти вождя в 1924 г. 

Предыдущий урок
СССР накануне Великой Отечественной войны
История России 20 века
Следующий урок
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм
История России 20 века
Поделиться:
  • Suffixes for nouns and adjectives. Суффиксы для существительных и прилагательных

    Английский язык

  • Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

    Физика

  • Ароматические углеводороды, или арены

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке