Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах. Политическое развитие в 1920-е гг.

История России 20 века

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

 

План урока

  • Причины и значение образования СССР
  • Образование СССР. Конституция 1924 г.
  • Национально-государственное строительство
  • Политика «коренизации»

Цели урока

  • Знать причины объединения формально независимых советских республик в единое государство.
  • Уметь выявлять предпосылки исторического события, явления; объяснять причины исторических событий; характеризовать принципы государственного устройства; раскрывать сущность государственной политики; определять результаты (итоги) исторических событий, явлений.

Основные понятия:

 

  • Суверенитет
  • Унитарное государство
  • Федеративное государство
  • Автономизация
  • Коренизация

Основные личности и даты:

 

  • 30 декабря 1922 г. — создание СССР
  • 1924 г. — принятие первой Конституции СССР
  • В. И. Ленин
  • И. В. Сталин

Введение

Политический кризис в России, продолжавшийся на протяжении многих лет, привёл в 1917 году к её развалу на десятки государственных образований. Изначально СССР создавался как военное объединение. Работа по собиранию земель бывшей Российской Империи велась в ходе гражданской войны (1918–1922 гг.). Тогда сложился военно-политический союз советских республик.

Причины и значение образования СССР

 

Создание единой административно-территориальной системы — вот та проблема, которая встала перед государством, раздираемым последствиями великой гражданской войны. 92 % площади государства (это ещё на то время) пришлось на долю РСФСР. А в Союзе Советских Социалистических Республик тоже самое население составило около 70 %. Те проценты, которые остались, а это 8 %, начали делить между собой такие страны, как Беларусь, Украина, а также Закавказская Федерация. Именно Закавказская Федерация объединила в 1922 г. Азербайджан, Грузию и Армению. Точно также на востоке государства была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия в тот момент, когда началось образование Дальневосточной республики, состояла из двух народных республик — Хорезмская республика и Бухарская республика.

 

Октябрьская и Февральская революции — вот благодаря чему и образовалось СССР, но следует утверждать, что это не совсем верно потому, что даже до этих событий страна и земли никак не были отделены друг от друга и становились в приблизительно схожей направленности. В ходе данных революций было свергнуто царское правительство Российской Империи.

 

Образование такого государства, как СССР (30 декабря 1922 г.), определялось причинами, которые можно объединить в группы:

 

  • культурно-исторические причины;
  • территориальные причины;
  • экономические причины;
  • политические причины;
  • внешнеполитические причины.

Культурно-исторические причины: 

 

  • в течение очень долгого времени (проходили столетия), государства, которые входили в состав СССР, держались похожих обычаев. Помимо этого, было ещё и однообразным историческое наследие;
  • Украину, Белоруссию и Россию соединяла общность культуры — это с одной стороны, а с другой стороны — соединяла такие республики, как Армения, Азербайджан, Грузия. Многонациональная РСФСР — это звено, которое объединяет всё в представленном случае.

Территориальные причины: 

 

  • очень близкое размещение республик, которые в дальнейшем стали входить в состав СССР, содействовало соединению. В связи с этим появились возможности стать единым государством. Для этого нужно было элементарно раскрыть рубеж и при этом сохранить собственные границы;
  • граждане СССР имели возможность перемещаться по всей территории нового государств без преград, а также стало легче перевозить сырьё и товары между республиками – членами СССР.

Экономические причины: невозможно было не заключать торговых сделок и не создавать хозяйственных взаимосвязей при таком месторасположении. Помимо этого, Российская экономика в ходе Гражданской войны подорвалась.

 

Политические причины: схожие политические системы, а также партийное единство, образовавшиеся вследствие Октябрьской и Февральской революций, так же поспособствовали объединению республик. Потому что все коммунистические партии входили в состав РКП (б).

 

Внешнеполитические причины: государства не могли сами справиться из-за маленькой территории с тем, что появилась потребность отстаивать собственную независимость перед вражескими соседями. Все это происходило в государствах, где коммунистическая партия одержала победу и пришла к власти.

 

В связи с объединением государств решались наиболее важные задачи. 1917 год — это год, который стал переломным для всей нашей страны. Менялось все: и политика, и экономика, и общество, а также менялось само государство.

Рис. 1. В. И. Ленин и И. В. Сталин Рис. 1. В. И. Ленин и И. В. Сталин

Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение Сталина) и создание федерации равноправных республик. Проект И. В. Сталина «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23–24 сентября 1922 г. (рис. 1).

 

В. И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

Новый проект комиссии ЦК РКП(б) был окончательно утверждён на пленуме ЦК 6 октября 1922 г.


Каковы были причины создания укрепления союзного Советского государства? 

Используя знания из курса всеобщей истории и обществознания, раскройте сущность понятий: автономия, унитарное государство, федеративное государство. 

Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?

Вспомните, в результате чего Польша смогла присоединить территории, ранее входившие в состав России? 


Образование СССР. Конституция 1924 г.

Рис. 2. Образование СССР (1922 г.) Рис. 2. Образование СССР (1922 г.)

30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (рис. 3). 

Рис. 3. «Подписание договора об образовании СССР» С. Дудник Рис. 3. «Подписание договора об образовании СССР» С. Дудник

Декабрьский съезд вошёл в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей — и имел свой руководящий орган — Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР.

 

В союзных республиках формировались свои съезды Советов, своё правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наёмный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы. В 1924–1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной.


Составьте схему организации государственного управления в СССР. В чём особенности такой структуры власти? 


Национально-государственное строительство

 

Продолжалось национально-государственное строительство. Завершался процесс государственного устройства Российской Федерации (к 1925 г. в неё входили, кроме губерний, 9 автономных республик и 15 автономных областей). В 1924 г. БССР из РСФСР передан ряд уездов Смоленской, Витебской и Гомельской губерний, населённых главным образом белорусами, в результате чего территория БССР увеличилась более чем в 2 раза, а население почти втрое. В составе УССР образована Молдавская АССР. В 1924–1925 гг. проведено национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии, в результате которого народы Средней Азии получили возможность создания суверенных национальных государств. Из областей Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик, населённых узбеками и туркменами, образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. Из областей Туркестанской АССР и Бухарской республики, населённых таджиками, образовалась Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. Районы, населённые казахами, входившие ранее в Туркестанскую АССР, были воссоединены с Казахской АССР. Из районов, населённых киргизами, была образована Киргизская АО в составе РСФСР.

Рис. 4. Образование СССР Рис. 4. Образование СССР

3-й съезд Советов СССР (май 1925 г.) принял в состав СССР вновь образованные союзные республики — Узбекскую ССР и Туркменскую ССР (рис. 4).


Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики. 


Политика коренизации 

 

Коренизация предусматривала развитие просвещения на национальных языках, ведение делопроизводства на национальных языках, укрепление взаимоподдержки Советской власти и национальной интеллигенции, развитие национальных учреждений культуры и средств массовой информации на национальных языках, подготовку и продвижение на руководящие должности национальных «кадров», создание национально-территориальных автономий. Коренизация должна была преодолеть недоверие к коммунистическим идеям и Советской власти со стороны национально-ориентированных кругов советского общества, облегчить процесс просвещения, необходимых для модернизации страны.

 

Уже в ходе Гражданской войны 1918–1922 гг. Советская власть столкнулась с сопротивлением, вызванным не столько социальными причинами, сколько навязыванием русской культуры и языка народам бывшей Российской империи, в которых происходил подъём национальных движений. Реализации политики Советской власти мешало незнание советскими кадрами языка местного населения. Считая национальную проблематику вторичной по отношению к борьбе за «интересы рабочего класса», руководство РКП (б) было готово обеспечить осуществление культурных задач национальных движений при условии, что это не будет угрожать социальной политике и коммунистическому режиму. Это должно было привлечь широкие массы нерусского населения в советские институты и способствовать осуществлению политики Советской власти. На XII съезде РКП (б) в 1923 г. были выдвинуты задачи одновременной борьбы против великорусского шовинизма и шовинизма национальных меньшинств, широкого развития национальных культур. Приоритет получала культура «титульных» национальных групп данной республики. Чтобы обеспечить более чёткое разделение территорий с преимуществами тех или иных культур в 1924–1925 гг., было проведено национально-территориальное размежевание в Средней Азии и уточнение границ между РСФСР, УССР и БССР. В них проводились свои варианты политики коренизации — украинизация и белорусизация.

 

Помимо школ, вузов, культурных и научных учреждений, где работа велась на национальных языках, создавались воинские формирования, где служба шла не на русском языке.

 

В итоге политика коренизации способствовала развитию национальных культур народов СССР, повышению статуса их языков. Вместе с тем из-за коренизации многие выпускники национальных школ плохо владели русским языком, что мешало им поступать в русскоязычные ВУЗы. Помимо этого качество образования на местных языках значительно уступало качеству образования в русскоязычных школах. Таким образом, коренизация мешала развитию образования в СССР. В ряде республик, в особенности в Белоруссии и на Украине, население критически относилось к коренизации. Многим не нравилось, что им искусственно сверху навязывают украинскую или белорусскую национальность. В ответ коммунисты обвиняли противников коренизации в «великодержавном русском шовинизме», под которым понималось чувство превосходства русского народа над остальными народами СССР. В частности, проявлением великорусского шовинизма считалась господствовавшая в Российской империи концепция триединого русского народа, согласно которой русские, украинцы и белорусы на самом деле представляют собой один народ.


Что означает политика коренизации? В чём её главная задача? 


Гибкая политика большевиков в национальном вопросе позволила им собрать большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство — Союз Советских Социалистических Республик.

 

СССР был основан как федерация равноправных суверенных республик, хотя советская политическая система (однопартийная диктатура) превращала этот суверенитет в фикцию.

 

В 1920-е гг. советское руководство провозгласило «великодержавный шовинизм» первостепенной угрозой по сравнению с национализмом «угнетённых» наций и проводило в национальных республиках политику коренизации.

 

Результатом политики коренизации стал как расцвет национальных культур, так и рост межнациональных противоречий.


Советские республики объединены в новое государство — СССР, которое взяло курс на построение социализма в одной стране. Противоречивую теорию и практику этого процесса В. И. Ленин оставил в наследство своим соратникам, которым предстояло воплотить её в жизнь после смерти вождя в 1924 г. 

Предыдущий урок
Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны. Итоги и уроки Великой Победы
История России 20 века
Следующий урок
Человек и война: единство фронта и тыла
История России 20 века
  • Нефть и способы её переработки

    Химия

  • Решение задач о движении взаимодействующих тел

    Физика

  • A magazine article. Статья в журнале

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке