Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: «Великий перелом». Индустриализация

История России 20 века

18.01.2025
8729
0

«Великий перелом». Индустриализация

 

План урока

  • Разработка и принятие плана первой пятилетки
  • «Великий перелом»
  • Ход и особенности советской индустриализации
  • Цена и издержки индустриализации
  • Итоги и достижения индустриального развития

Цели урока

  • Знать понятия «индустриализация», «пятилетка»
  • Уметь группировать и систематизировать признаки явлений, процессов; высказывать суждения об уроках истории; обобщать факты и положения для подтверждения вывода; раскрывать роль государства в формировании определённого поведения людей; разъяснять смысл суждения исторической личности

Основные понятия

 

  • Великий перелом
  • Советская индустриализация
  • Спецпереселенцы
  • Шарашки
  • Ударники
  • Социалистическое соревнование
  • Стахановцы
  • Шахтинское дело
  • Комсомол
  • НКВД
  • ГУЛАГ
  • Торгсин
  • Карточная система снабжения

Основные личности и даты

 

  • 1925 г. ХIV съезд ВКП(б), взят курс на индустриализацию страны
  • 1928–1929 гг. свёртывание НЭПа
  • 1928 г. Шахтинский процесс
  • 1928–1932 гг. первая пятилетка
  • 1929 г. принятие первого пятилетнего плана
  • 1930 г. ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда
  • 1930–1935 гг. карточная система снабжения населения
  • 1933–1937 гг. вторая пятилетка
  • Н. И. Бухарин
  • А. И. Рыков
  • И. В. Сталин
  • П. Н. Ангелина
  • Н. А. Изотов
  • П. Ф. Кривонос
  • А. Г. Стаханов
  • А. Н. Туполев
  • В. В. Куйбышев
  • Г. М. Кржижановский

Введение

Проблема индустриализации страны стояла перед Россией ещё в начале XX в., т. к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача догнать страны 1 эшелона, т. е. перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т. е. отрасли тяжёлой промышленности. И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста самые высокие в мире до 8 % в год, но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Экономика страны была ослаблена сначала Первой мировой, а затем Гражданской войнами. Уже к 1925 г. страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам НЭПа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперёд, и в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации. В 1925 г. состоялся XIV съезд партии, на котором был дан старт индустриализации. Была провозглашена важнейшая задача: «Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их».

Разработка и принятие плана первой пятилетки

Характерные черты экономики СССР в послереволюционный период:

 

  • «выпадение» России из европейского экономического пространства как следствие социалистической революции и вынужденный переход к политике автаркии. Автаркия (он греческого autarkeia — самоудовлетворение) политика хозяйственного обособления, создания замкнутой самообеспечивающейся экономики;
  • невозможность России использовать европейский иностранный капитал, на базе которого в значительной степени развивалась национальная тяжёлая промышленность в дореволюционный период;
  • кризис лёгкой промышленности как результат износа основных промышленных фондов к середине 20-х гг. XX в.;
  • резкое понижение товарности сельского хозяйства вследствие уравнительного перераспределения земельного фонда в революционный период (закон «О социализации земли») и ликвидации основных очагов производства товарной продукции (культурное помещичье и крупное крестьянское хозяйства);
  • резкое увеличение цен на промышленную продукцию (по сравнению с сельскохозяйственной) на внутреннем рынке и невозможность экономическими способами разрешить проблему «ножниц цен» на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Советским руководством был выбран курс на ускоренную (форсированную) индустриализацию по целому ряду объективных и субъективных причин. Прежде всего, он снимал очень важную для большевиков с идеологической и политической точки зрения проблему «мелкобуржуазного перерождения» партии и общества под влиянием развивающегося капиталистического уклада в городе и деревне. Кроме этого, курс на ускоренную индустриализацию давал большевикам возможность вернуться к хорошо отработанным в революцию и Гражданскую войну «мобилизационно-штурмовым» методам управления экономикой и обществом. Наконец, в условиях неопределённо-долгой стабилизации экономики ведущих капиталистических стран мирового уровня и «замораживания» на неопределённый срок идеи мировой пролетарской революции, взятие курса на форсированную индустриализацию давало возможность большевикам в кратчайшие сроки создать надёжный промышленный (в том числе и военно-стратегический) фундамент «осаждённой большевистской крепости» СССР.


Какую экономическую политику проводили большевики в годы Гражданской войны?

Что заставило советскую власть перейти к НЭПу?

Почему к 1925 г. НЭП себя исчерпал?

В чём причина хлебозаготовительного кризиса 1927 г.?


Разработка экономистами 1-го пятилетнего плана под руководством председателя ВСНХ В. В. Куйбышева.


Рис. 1. Валериан Владимирович Куйбышев. 1935 год. Неизвестный автор.  Газета «Советское Искусство» №5 (231) от 29 января 1935 года

Куйбышев Валериан Владимирович российский революционер, советский партийный и государственный деятель (рис. 1). 

 

В 1923–1926 гг. нарком Рабоче-крестьянской инспекции, заместитель председателя Совета народных комиссаров (СНК) и Совета труда и обороны (СТО) СССР, член Центральной контрольной комиссии РКП (б). С 1926 г. председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1927 г. член ЦК и Политбюро ЦК ВКП(б). Один из авторов планов 1-й и 2-й пятилеток. Поддерживал пересмотр планов 1-й пятилетки в сторону увеличения. С ноября 1930 г. председатель Госплана СССР, одновременно заместитель председателя СНК и СТО. С февраля 1934 г. председатель Комиссии советского контроля, с мая 1934 г. 1-й заместитель председателя СНК и СТО. В феврале – апреле 1934 г. председатель правительственной комиссии по оказанию помощи экипажу парохода «Челюскин». Один из инициаторов 1-го издания Большой советской энциклопедии, член Главной редакции.

Рис. 2. Кржижановский Глеб Максимилианович. 1904 год. Неизвестный автор. Из книги В. Карцева «Кржижановский»

Кржижановский Глеб Максимилианович советский экономист и государственный деятель.

 

Обосновал необходимость опережающего развития энергетики на основе всестороннего учёта взаимосвязей между отдельными звеньями энергетического хозяйства, природно-географических условий, особенностей развития и обеспеченности энергоресурсами различных районов страны (рис. 2).


Август 1927 г. выпуск первого государственного займа индустриализации. 

 

Декабрь 1927 г. принятие на XV съезде ВКП(б) директив по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, ориентирующих на непосредственное осуществление индустриализации страны. Апрель 1929 г. утверждение плановых показателей на V Всесоюзном съезде Советов. 

 

В съездовских документах курс на ускоренное развитие промышленности не предусматривал «революционных» методов реконструкции индустриального производства. В директивах по составлению плана указывалось на необходимость соблюдения принципа равновесия между накоплением и потреблением. В этом было главное противоречие принятых решений, которое могло быть разрешено только волюнтаристическим способом.

Рис. 3. Николай Иванович Бухарин. До 1930 года. Фото из книги Стивена Коэна «Бухарин»

Октябрь 1928 г. начало осуществления 1-го пятилетнего плана и волюнтаристическая корректировка плановых показателей в сторону их увеличения (ноябрьский 1929 г. Пленум ЦК ВКП(б)). 

 

1929 г. переход к штурмовым способам («ускорение ускорения») в осуществлении индустриализации. 

 

Выдвижение задачи коренного улучшения подготовки инженерно-технических работников из среды рабочих и крестьян (Апрельский и Июльский Пленумы ЦК ВКП(б) 1928 г.).

 

1929 г. обвинение группы Н. И. Бухарина  в «правом уклоне» по отношению к крестьянству и начало её подавления сталинским руководством.

7 ноября 1929 г. была опубликована статья И. В. Сталина с символическим названием «Год великого перелома». 


Что такое индустриализация? Чем отличалась индустриализация в ведущих западных странах от индустриализации в СССР? Вспомните, как решались задачи индустриализации в России в конце XIX  начале XX в. Какие различные точки зрения существовали по проблеме индустриализации страны?


Великий перелом

Новая экономическая политика (НЭП), проводившаяся после окончания Гражданской войны и будучи по своей сути компромиссным и паллиативным решением острого кризиса, не могла обеспечить переход СССР от аграрной экономики к индустриальной. Одним из возможных путей развития могла быть дальнейшая экономическая либерализация и углубление НЭПа. Однако ВКП(б) под руководством Сталина избрала другой путь — создание мобилизационной экономики с предельной концентрацией ресурсов в руках государства и политические репрессии против целых классов и социальных групп — и прежде всего против крестьянства.

 

В своей статье «Год великого перелома: к 12-й годовщине Октября» Сталин назвал 1929 год «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства». По утверждению Сталина, в 1929 году партии и стране удалось добиться решительного перелома: в области производительности труда, что выразилось в «развёртывании творческой инициативы и могучего трудового подъёма миллионных масс рабочего класса на фронте социалистического строительства».

Ход и особенности советской индустриализации

К концу 1927 г. было завершено составление плана первой пятилетки с 1928 по 1932 гг. Вторая пятилетка приходилась на 1933–1937 гг. Таким образом, советская экономика окончательно сформировалась как плановая, административно-командная. 

 

Главной задачей первой пятилетки было развитие тяжёлой промышленности и энергетики. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость перехода от экспорта станков и машин к собственному производству. Задача выполнялась любой ценой, даже в ущерб лёгкой индустрии.

 

Это делалось не только, чтобы обрести экономическую независимость. В СССР индустриализация началась в тот момент, когда в мире разразился крупный экономический кризис, в результате которого в западных странах произошло значительное сокращение производства. Это послужило причиной сокращения поставок оборудования в СССР.

 

Сталин публично выразил свою оценку ситуации так: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». 

 

Первая пятилетка (1928–1932) реализовывалась под лозунгом «Пятилетку в четыре года!». Идею ускоренных темпов с энтузиазмом подхватили молодёжные комсомольские бригады, работавшие на стройках. Основные мероприятия это массовое строительство промышленных объектов.

 

За эти годы было сооружено более 1500 предприятий. Внимание страны было приковано к крупнейшим объектам: Днепрогэс, Магнитогорский, Кузнецкий и Запорожский металлургические комбинаты, Сталинградский тракторный завод, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Уралмаш (Уральский машиностроительный завод) и др. При этом проектные мощности уже строящихся предприятий постоянно росли, а в списки новостроек включали новые заводы, распыляя силы и средства и тормозя ввод предприятий в строй. За годы первой пятилетки в промышленность, строительство, транспорт пришли 12,5 млн новых рабочих, в том числе 8 млн выходцев из деревни. При этом жили они очень тяжело: в бараках, без воды, канализации, электричества. 

 

Созданная на производстве атмосфера «штурма» нередко оборачивалась неритмичностью работы и потерей качества. Манипулирование статистическими данными, когда за основу отчётов по выполнению планов брались лишь стоимостные показатели. Индустриализация продолжилась во второй пятилетке (1933–1937). Отрицательный опыт «большого рывка» заставил осторожнее подойти к составлению планов, снизив их многие показатели. Низкая квалификация рабочих из-за невысокого уровня образования и обилие производственного брака заставили уделить большее внимание их обучению. Вместо лозунга первой пятилетки «Техника решает всё!» был выдвинут лозунг «Кадры решают всё!». 

 

Получило развитие социалистическое соревнование. Имена шахтёра А. Г. Стаханова, ткачих Е. и М. Виноградовых, кузнеца А. Бусыгина, машиниста паровоза П. Кривоноса стали известны всей стране. Прекращение форсирования и внимание к освоению техники принесли свои плоды: в годы второй пятилетки производительность труда выросла вдвое. В 1935 г. увеличение поступлений продуктов в город позволило отменить карточное распределение.


Стахановское движение, названное по имени его организатора А. Г. Стаханова, забойщика шахты Донбасса «Центральная-Ирмино» в ночь на 31 августа 1935 г. вырубившего 102 тонны угля, что превышало норму в 14 раз, стало основной формой социалистического соревнования. Оно развивалось на основе рационализации организации труда и неограниченной индивидуальной сдельной оплаты. На основе стахановского движения в 1936 г. по сравнению с предыдущим годом удалось поднять производительность труда в тяжёлой промышленности на 25,5 % (рис. 4).

Рис. 4. Алексей Григорьевич Стаханов с товарищем - шахтером. 1930-е гг. Автор Элеазар Лангман. Библиотека Конгресса США, Вашингтон


За годы второй пятилетки (1933–1937) СССР уверенно вышел на второе место в мире (после США) по общему объёму промышленного производства. В 1927–1940 гг. было построено около 9 тыс. новых заводов, общий объём промышленной продукции вырос в 8 раз. Возникли новые отрасли промышленности тракторостроение, автомобилестроение, химическая. К концу 1930-х гг. СССР прекратил ввоз чёрных металлов, сельскохозяйственных машин.

 

Индустриализация изменила социальную структуру населения: численность промышленных рабочих достигла 10 млн чел. против 4 млн в канун первой пятилетки. Городское население составило в 1940 г. 63 млн чел. против 29 млн в 1928 г. 

Цена и издержки индустриализации

Однако цены в государственных магазинах определяли высшие чиновники из Госплана и Госкомцена. Частное предпринимательство и частная собственность были повсеместно ликвидированы. Вместо рыночной экономики времён НЭПа в СССР сложилась командно-административная плановая экономика. Передвижение людей по стране было ограничено введением паспортов и прописки, контролируемой милицией. Крестьяне не получили паспортов и оказались прикреплены к своим колхозам. Свобода выбора рабочих была ограничена введением трудовых книжек и государственным распределением молодых специалистов по предприятиям. 

 

За строительство заводов надо было платить. Тогдашний Советский Союз был аграрной страной. На внешние рынки, чтобы выручить валюту на покупку станков, «государство рабочих и крестьян» поставляло преимущественно сырье. Деньги предполагалось получить в том числе и от «правильной организации» сельского хозяйства, загнав крестьян в колхозы. Аграрные объединения должны были работать эффективнее множества мелких дворов.

Плюс индустриализация обеспечивала село техникой. Но на практике это обернулось массовым голодом начала 1930-х гг. в Российской СФСР, Украинской и Белорусской ССР. В апреле 1933 г. партия решила прекратить экспорт зерна из-за падения цен на него на внешних рынках, а также для обеспечения посевной кампании.

 

Первая пятилетка была новым буйством революционной практики. Конец 1920-х начало 1930-х гг. время политических процессов: «шахтинское дело», дело Промпартии, дело военных «Весна».


И. В. Сталин. Речь на пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в апреле 1929 г.

 

Нельзя считать случайностью так называемое шахтинское дело. «Шахтинцы» сидят теперь во всех отраслях нашей промышленности. Многие из них выловлены, но далеко ещё не все выловлены. Вредительство буржуазной интеллигенции есть одна из самых опасных форм сопротивления против развивающегося социализма. Вредительство тем более опасно, что оно связано с международным капиталом. Буржуазное вредительство есть несомненный показатель того, что капиталистические элементы далеко ещё не сложили оружия, что они накопляют силы для новых выступлений против Советской власти. 


Рис. 5. Я. Гуминер. Плакат первой пятилетки. 1931 год

Первую пятилетку СССР завершил досрочно, в 1933 г. Сталин высказал мнение, что в последующие годы нет необходимости так подхлёстывать и подгонять страну. «В результате успешного выполнения пятилетки нам удалось уже поднять обороноспособность страны на должную высоту», — оценил работу партии генсек (рис. 5).

 

Следующая пятилетка была уже другой. «Жить стало лучше, жить стало веселее», провозгласил отец народов в 1935 г. на совещании стахановцев  энтузиастов, многократно перевыполнявших нормы производства. А в следующем году советский лидер объявил, что социализм в основном построен, победив в отдельно взятой стране. Но споры о том, чем же стали для страны годы «великого перелома» и насколько оправданны были жертвы, ведутся до сих пор.

Итоги и достижения индустриального развития 

Цели:

  • создание мощной оборонной промышленности;
  • ликвидация технико-экономической отсталости;
  • достижение экономической независимости;
  • развитие базовых и новых отраслей отечественной промышленности.

Источники:

  • доходы лёгкой промышленности и сельского хозяйства;
  • доходы от монополии внешней торговли, привлечение средств населения;
  • труд заключённых, трудовой энтузиазм народа;
  • продажа сокровищ музеев.

Итоги:

  • 2 место в мире по развитию тяжёлой промышленности;
  • полная занятость трудоспособного населения;
  • СССР индустриально-аграрная страна;
  • созданы новые отрасли промышленности (сложное станкостроение, автомобильная и тракторная промышленность, комбайностроение, самолёто- и авиамоторостроение, производство мощных турбин и генераторов, производство качественных сталей, ферросплавов, алюминия, современная химическая промышленность, промышленность синтетического каучука, азота, искусственного волокна и др.);
  • достигнута экономическая независимость страны;
  • создан мощный военно-промышленный комплекс;
  • реконструирована материально-техническая база народного хозяйства.

Цена:

  • снижение жизненного уровня населения;
  • отставание лёгкой промышленности;
  • голод 1932–1933 гг.;
  • ограбление деревни;
  • репрессии.

В результате индустриализации государства в СССР за счёт перекачки средств из колхозной деревни создало крупную промышленность, обеспечило экономическую самодостаточность страны и повышение уровня жизни в городах. Ускоренная советская модернизация оценивается неоднозначно. C одной стороны, она привела к закабалению рабочих и крестьян командной государственной экономикой, раскрестьяниванию деревни, массовому голоду, гибели миллионов людей. С другой эта страшная цена была заплачена народом за обеспечение своей безопасности перед лицом внешних угроз.


Раскройте на примерах форсированный характер промышленной модернизации Советской страны. 

Как государство поощряло трудовую активность народных масс? 

Что такое ударничество, социалистическое соревнование, стахановское движение? 

Изложите главные итоги индустриализации в СССР. 

Определив по карте важнейшие стройки первых пятилеток, подумайте, чем объяснялся выбор данных районов.

Как вы понимаете смысл лозунгов «Техника решает всё», «Кадры решают всё»? Насколько они актуальны в наше время? (рис. 6).

Рис. 6. СССР, карта промышленности


Контрольные вопросы

 

И. В. Сталин в 1931 г. говорил: «...Отсталых бьют. <...> Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». 

1. Аргументируйте позицию И. В. Сталина.

2. Раскройте противоречивый характер советской индустриализации. 


Предыдущий урок
Первые революционные преобразования большевиков
История России 20 века
Следующий урок
Человек и война: единство фронта и тыла
История России 20 века
  • Клетка – структурная и функциональная единица

    Биология

  • Углеводы

    Химия

  • Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке