- Политика новой власти в области образования и науки
- Власть и интеллигенция
- Отношение новой власти к Русской православной церкви
- Повседневная жизнь
- Общественные настроения
- Знать об идеологии и культуре периода Гражданской войны
- Уметь устанавливать связь между социально-политической и культурной жизнью общества; анализировать ситуацию под заданным углом зрения и прогнозировать последствия исторических процессов, явлений; определять цели государственной политики; характеризовать взаимоотношения между государством (властью) и социальными группами общества
Основные понятия
- Атеизм
- Мешочники
- Карточная система
- Субботник
- Отделение церкви от государства
- Первая волна эмиграции
- «Окна сатиры РОСТА»
- Большевистский план монументальной пропаганды
- Рабфак
- Пролеткульт
Основные личности и даты
- 23 января 1918 г. — Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
- В. И. Ленин
- А. А. Блок
- В. И. Вернадский
- А. М. Горький
- Н. Е. Жуковский
- Б. М. Кустодиев
- В. В. Маяковский
- В. Э. Мейерхольд
- Д. С. Моор
- Патриарх Тихон
- Ф. И. Шаляпин
- А. А. Ахматова
- М. А. Булгаков
- С. С. Прокофьев
С первых революционных лет лидеры большевиков заявили о создании новой пролетарской культуры, которая пришла на смену старой буржуазной. Лишними для строительства социализма провозглашались религия, немарксистская наука, национальный патриотизм; ставился вопрос о скором отмирании семьи; подчёркивалась ненужность классической литературы, «старого искусства».
Политика новой власти в области образования и науки

На следующий день после завершения работы II-го Всероссийского съезда Советов 27 октября 1917 г. совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, обязанная обеспечить руководство всей системой народного образования и культуры. Во главе этой комиссии в качестве председателя был назначен Анатолий Васильевич Луначарский (рис. 1).
В её состав входили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский и др. (рис. 2 и 3). В декрете устанавливалось, что существующее Министерство народного просвещения должно «играть роль исполнительного аппарата при Государственной Комиссии». Но даже подобной ограниченной миссии Министерству не суждено было выполнить, так как его сотрудники враждебно встретили большевистский политический переворот. В связи с этим Министерство и как технический аппарат в первые дни после Октябрьской революции ликвидировалось. Следующий этап перестройки системы народного образования в стране происходил уже во время начавшейся Гражданской войны.

Введя в 1918 г. единую трудовую школу, новая власть обеспечила выдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919 гг. было открыто 13 тысяч школ. К середине 1920-х гг. школьное образование представляло собой многообразную систему. Действовала четырёхлетняя начальная школа I-ой ступени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, семилетняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи (ШКМ), школа II-ой ступени (5–9 классы) с профессионализацией обучения в 8–9 классах в ряде учебных заведений. Данная программа действий, определившая черты советской системы образования в период её становления, должна была превратить школу в надёжный инструмент социокультурных преобразований в стране в целом. Школа становилась одним из главных государственных институтов, нацеленных на создание гражданина нового советского типа.

1919 г. — Издание декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». По этому декрету «все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию».
Образование (июль 1921 г.) и деятельность Государственного учёного совета (ГУС) под председательством М. Н. Покровского по созданию и внедрению новых подходов к образовательному процессу (20-е гг.).
Сущностью новых подходов к образовательному процессу в данный период развития советской образовательной системы стала попытка отказа от предметной системы в начальной школе и переход к комплексным программам обучения.
- Выдвижение идей дестандартизации учебных пособий и создания «рабочих книг» и «рассыпных учебников».
- Переоценка в 1920-е гг. руководящими органами системы образования СССР воспитательной составляющей обучения на принципах партийно-классовой идеологии в ущерб конкретным знаниям. Социологизация и схематизация преподавания общественных дисциплин. Ликвидация систематических курсов истории в школе и подмена их обществоведением с целью формирования коммунистического мировоззрения.
- Ревизия кадрового состава и системы обучения в вузах на принципах партийно-классовой идеологии. Коренное изменение программ в институтах и университетах, удаление их них профессоров и преподавателей, нелояльных советской власти, введение новых общественных дисциплин: исторического материализма, истории пролетарской революции, истории советского государства и права, политической экономии диктатуры пролетариата.
- Создание Института красной профессуры (ИКП) для подготовки кадров партийных руководителей и преподавателей высшей школы (1921 г.).
В результате реформ в стране возникла школьная система, состоявшая из школ трёх типов: начальные (1–4 классы), неполные средние (1–7 классы), средние (1–9, позже 1–10 классы). В однотипных школах преподавались одинаковые предметы, обучение велось по одним учебникам. Серьёзные изменения претерпела система высшего и среднего специального образования. В годы Гражданской войны отменили вступительные экзамены в вузы, открывались сотни новых учебных заведений, зачастую не обеспеченных материально-технической базой и квалифицированными преподавательскими кадрами. Постепенно вводился классовый принцип отбора студентов в вузы — дети «бывших» (дворян, духовенства, офицеров царской армии, купцов, чиновничества) лишались права получить высшее образование.
Большевистское руководство страны понимало необходимость сохранения и развития научного потенциала страны. Видным учёным (особенно представителям естественнонаучных дисциплин), лояльным к новой власти, обеспечивались условия для работы. Они продолжали исследования, начатые ещё до революции, сотрудничали с государством, помогая ликвидировать последствия гражданской войны.
Научная деятельность в области физиологии И. П. Павлова, в области генетики — Н. И. Вавилова, в области геохимии — В. И. Вернадского, в области гелиобиологии и историометрии — А. Л. Чижевского, в области математики, физики — П. А. Флоренского, аэродинамики — Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, в области физиологии растений — К. А. Тимирязева, в области селекции растений — И. В. Мичурина (рис. 4).

С 1918 г. действовал при активном участии Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др.
В 1920-е гг. начинал свою исследовательскую деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН СССР. Продолжают работу теоретик ракетной техники К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер. Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) Н. И. Вавилов стал основоположником современного учения о биологических основах селекции, его брат, академик, президент АН СССР С. И. Вавилов стал основателем научной школы физической оптики.
Власть и интеллигенция
В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели культуры Серебряного века. Они поняли, что искусство будет поставлено под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, избрали удел эмиграции (рис. 5).
Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и
М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.


Ряд выдающихся деятелей культуры, оставаясь на Родине, ушёл в глубокую духовную оппозицию.
Многие творческие люди считали, что революция может омолодить страну и разбудить созидательные силы народа. Революционным поэтом был Владимир Маяковский. Однако даже он в стихотворении «Ода революции» выказал своё двоякое отношение к происходящим событиям. Революционным событиям посвящена поэма Александра Блока «Двенадцать».

Борис Кустодиев в 1920 г. написал картину «Большевик». Она явно отражает грандиозность масштабов происходящего. Фигура большевика на картине монументальна. Она передаёт ощущение бунтарства и бесконтрольности. На пути большевика стоит церковь — символ самодержавия и сохранения старых порядков. И именно на церковь движется исполинская фигура (рис. 6).
Появились новые тенденции в области культуры. Была создана литературно-художественная и культурно-просветительская организация — Пролеткульт. Она призывала «выбросить» на свалку истории все культурные достижения прошлого.

Изменения коснулись изобразительного искусства. Новое время требовало новых форм, которые бы воздействовали на чувства и призывали к борьбе. В этот период расцвело искусство плаката. Одним из основоположников советского политического плаката стал Виктор Дени (рис. 7).
Широкую известность получил плакат Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?». Он призывал вступать в ряды Красной Армии (рис. 8).
Особое место занимали «Окна РОСТА» (российского телеграфного агентства). Это были сатирические плакаты на злобу дня. Их главной особенностью стала моментальная реакция на происходящие в стране события. Сопровождались плакаты стихотворными текстами. «Окна РОСТА» должны были разоблачать противников молодой советской республики.

Выставлялись они, как правило, в витринах пустых магазинов. Активную роль в создании «Окон РОСТА» играл Владимир Маяковский (рис. 9).
Советская власть придавала большое значение монументальному искусству, так как считала, что оно на долгие годы может запечатлеть революционные образы.
В апреле 1918 г. был подписан декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Был составлен список людей, которым должны были поставить памятники в первую очередь. Среди них были революционеры, писатели, художники, философы и артисты (рис. 10).

Почему творческая деятельность А. А. Ахматовой, М. А. Волошина,
М. М. Пришвина, М. А. Булгакова была, по сути, оппозиционна новой власти?
Как в российской культуре времён революции и Гражданской войны отражались противоречивые общественные настроения?
Отношение новой власти к Русской православной церкви
Целью большевиков было воспитание «нового человека», достойного жить при коммунизме. Борьба с религией объяснялась стремлением устранить конкурентов в духовной жизни страны.
В декабре 1917 г. появился декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения.
В январе 1918 г. помещения Александро-Невской лавры были переданы Комиссариату государственного призрения. Это естественно вызвало возмущение прихожан. Большевиками был убит Киевский митрополит Владимир. За это патриарх Тихон предал большевиков анафеме.
Закрывались храмы и монастыри. Их имущество передавалось на революционные нужды. В 1920 г. была закрыта Троице-Сергиева лавра. Священники подвергались аресту, их отправляли на принудительные работы. Дети духовенства лишались возможности поступать в высшие учебные заведения.
Во время Гражданской войны патриарх Тихон старался придерживаться нейтральной позиции и не выступал с открытой поддержкой Белого движения. Он подчёркивал, что церковь не должна себя связывать с определённым образом правления. Большевики, наоборот, продолжали наступать на церковь. В 1918 г. началась кампания по вскрытию мощей святых. 29 июля 1920 г. было принято решение о захоронении или передаче в музеи всех вскрытых мощей.
Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.
Повседневная жизнь
Революция и Гражданская война внесли коррективы и в повседневную жизнь людей. Символами этого периода стали слова «голод» и «еда». Не хватало продовольствия. Современники писали, что мысли о еде приобретали навязчивый характер.
В годы революции и Гражданской войны серьёзным изменениям подверглось жилье — «пространство, где чаще всего реализуются практики повседневности». Первоначально предлагалось массовое строительство домов-коммун. Однако чуть позже началось «уплотнение» — жителей казарм стали переселять в «барские» квартиры. Бывшим собственникам жилья оставляли по одной комнате на каждого взрослого члена семьи и дополнительно ещё одну для детей. В августе 1918 г. был принят Декрет СНК «Об отмене частной собственности на недвижимое имущество». Появились домкомы и другие организации, которые обязаны были быть «глазами и ушами» режима на вверенных им объектах.
Фактически с этого времени началось разрушение и разграбление жилого фонда. Недавние жители фабричных окраин не умели пользоваться лифтами и ванными комнатами, им казались абсолютно бесполезными ковры на лестницах и хромированные детали на дверях, дворники и консьержки. Дискомфорт в непривычной обстановке новые жильцы компенсировали привычными для них способами «релаксации». В январе 1921 г., следуя принципам уравнительного распределения, советская власть полностью отменила квартплату и оплату коммунальных услуг. Отсутствие средств ещё более ускорило разрушение жилищного фонда в городах.

Искусство выживания привело к беспрецедентному расцвету таких аномальных явлений, как спекуляция и мешочничество (рис. 11).
Декретом СНК «О спекуляции» от 22 июля 1918 г. устанавливалась судебная ответственность «за скупку, сбыт или хранение с целью сбыта в виде промысла монополизированных государством продуктов питания, нормированных товаров, драгоценных металлов и ценных бумаг». Мерами наказания были принудительные работы, конфискация всего имущества, лишение свободы до 5 лет, а «виноватые в неразрешенных законом скупке, сбыте или хранении платины или серебра, или золота в сыром виде, в слитках или в монете» — до 10 лет с конфискацией. Однако даже эти грозные санкции не могли предотвратить такого «массового общественного движения как мешочничество, в котором в 1918 г. участвовало до четверти взрослого трудоспособного населения страны; другая четверть занята была «вялым, режимным трудом на предприятиях, а оставшаяся половина служила в канцеляриях». Мешочничество было вариантом самоснабжения в условиях национализации, гиперинфляции, запрета свободной легальной торговли. Востребована в повседневной практике была также контрабанда.
Реальная жизнь раннесоветского общества продемонстрировала способность рядового человека к выживанию в самых сложных условиях. Жизненный опыт, выработанный и апробированный в годы революции и Гражданской войны, был неоднократно востребован в другие периоды жизни в СССР.
Общественные настроения
Крестьяне получили землю. Они были довольны и старались избегать политической борьбы. Крестьяне использовали любую возможность, чтобы нажиться на продовольственном кризисе.
Но чрезвычайная политика большевиков в деревне и массовая мобилизация в Красную Армию всё равно втягивали крестьян в политическую жизнь страны. Недовольство вызывали продразвёрстка, реквизиция лошадей, антирелигиозная политика большевиков. Начались массовые волнения, в ходе которых крестьяне принимали сторону белых.
Однако и с ними они долго не сотрудничали. Во многом это объяснялось аграрной политикой Белого движения. Крестьяне уклонялись от мобилизации в Красную Армию.
Опорой большевиков стали рабочие крупных промышленных центров. Однако и они разочаровались в большевизме. Сокращение производства и безработица привели к снижению уровня жизни рабочих. При этом не наблюдалось массовых выступлений рабочих против большевиков.
Исключением стало восстание в Ижевске и Воткинске, прошедшее под лозунгом «За Советы без большевиков!». Повстанцами была создана народная армия, которая вступала в бои с красногвардейцами. После подавления восстания эта армия воевала на стороне Колчака.
Отношение белых к рабочим было негативным. На занятых белыми территориях рабочие подвергались жесточайшему террору. Любые попытки договориться о зарплатах или правах рабочих воспринимались как неповиновение. Правительство Деникина отменило восьмичасовой рабочий день. Владельцы предприятий были восстановлены в своих правах. Такое отношение быстро развеяло симпатии рабочих к белым.
Непросто складывались отношения советской власти с интеллигенцией. Либерально настроенные её представители примкнули к Белому движению. Но многие работники умственного труда и офицеры перешли на службу новой власти. Объяснялось это в первую очередь бытовой незащищенностью. Люди были озабочены проблемой выживания. Иногда даже выдача пайка воспринималась как шаг советской власти навстречу интеллигенции.
Итоги
- Большевики активно выступали за ликвидацию безграмотности среди населения России.
- Многие деятели культуры Серебряного века поддерживали революцию и посвящали ей свои произведения.
- В период Гражданской войны расцвело искусство плаката.
- Борьба большевиков с религией объяснялась стремлением устранить конкурентов в духовной жизни страны.
Писатель Борис Васильев призывал «понять, что Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей... Пусть над красным и белым обелисками вознесёт Россия венок скорби и уважения. Тогда придёт покаяние. И только тогда закончится Гражданская война». Придумайте макет памятника или создайте коллаж, призывающий к примирению противоборствующих сторон Гражданской войны.