- Причины послеоктябрьской эмиграции
- Социальный состав и численность российской эмиграции (1917–1922)
- Основные центры эмиграции в Европе
- Культура русского зарубежья
- Литература русского зарубежья
- Искусство русского зарубежья (балет, музыка, живопись)
- Знать культура русского зарубежья в 20-30-е гг. ХХ в.
- Уметь выявлять основные причины отъезда эмигрантов (понять, почему такое огромное количество деятелей культуры покинуло Родину после Октябрьской революции и Гражданской войны); определять основные центры эмиграции
Основные личности
- Н. А. Бердяев
- И. А. Ильин
- А. Карсавин
- В. К. Зворыкин
- П. Сорокин
- З. Н. Гиппиус
- Д. С. Мережковский
- И. А. Бунин
- С. П. Дягилев
- Ф. И. Шаляпин
- С. В. Рахманинов
- И. Ф. Стравинский
- А. Н. Вертинский
- К. Коровин
- М. Шагал
- Л. Бакст
- В. Кандинский
Как мы уже узнали, одним из последствий Гражданской войны стала масштабная эмиграция российских граждан.
В последнее время в России пробудился и растет интерес к истории и культуре русской эмиграции, происходит понимание единства и неделимости русской культуры. Существуя почти 70 лет в трагической оторванности от родной земли, эта культура имеет свой непростой облик, свою историю, которую долгие годы не могли изучать. В последнее время возвращается ушедшая и долгое время отвергавшаяся память.
После посещения парижского кладбища Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие российские эмигранты, Р. Рождественский написал такие стихи:
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по гражданской войне
Как бы хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..
…Как они после забытые, бывшие
— Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на неё, победившую,
Пусть непонятную,
Пусть непростившую
Землю родимую! И — умереть!
Полдень;
Березовый отсвет покоя,
В небе — российские купола,
И облака, будто белые кони
Мчаться над сенью Сен-Женевьев де Буа.
Какие чувства представителей белой эмиграции отразил поэт в этом стихотворении?
Причины послеоктябрьской эмиграции, социальный состав, численность
Революция и гражданская война в буквальном и переносном смысле раскололи Россию надвое. Одна её часть утратила своё исконное имя — Россия и стала называться РСФСР, а затем — СССР. Другая, побеждённая правительством В. И. Ленина, не признавшая РСФСР и бежавшая из неё, образовала Россию за рубежом — русское зарубежье. Эта часть русского общества, находясь в изгнании, продолжала сохранять свое единство, надеясь, что пребывание вне Родины окажется временным.
Среди причин, вызвавших эту массовую эмиграцию и отечественные и зарубежные исследователи называют: гибель старой российской государственности, ставшую результатом Февральской и Октябрьской революций 1917 г., жестокую Гражданскую войну, разгром Белого движения и установление Советской власти.
Как вы думаете, кто в первую очередь вынужден был покинуть свою Родину?
К белой эмиграции относились все те, кто не принял новую рабоче-крестьянскую власть и покинул Советскую Россию после 7 ноября 1917 г. или же боролся против неё и вынужден был после поражения бежать за границу, все те, кто остался за рубежом был лишён потом советского гражданства. В настоящее время существует и другая точка зрения на то, кого же относить к эмигрантам. Не все историки в настоящее время признают определение российской послереволюционной эмиграции как эмиграции «белой», «контрреволюционной». Считается, что эмигрировали представители всех социальных слоёв старой России, которых объединил страх перед «красным террором» и массовое неприятие нового большевистского режима. Самым важным является утверждение, что в эмиграции были представлены практически все слои дореволюционного русского общества, хотя и в несколько измененных пропорциях. Среди эмигрантов было немало людей из семей интеллигенции.
Летом 1922 г. без суда в административном порядке из страны были высланы многие учёные — это была русская культурная элита: крупные писатели, художники, артисты, музыканты, известные учёные, философы, видные инженеры, экономисты, кооператоры. Среди высланных за границу были философы Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, литераторы Ю. А. Айхенвальд, ректор МГУ проф. Новиков (зоолог), ректор Петроградского университета проф. Карсавин (филолог), экономист Зворыкин и многие другие.
Что заставило большевиков принять такое решение? Может представители интеллигенции сами захотели оставить Родину?
С точки зрения политической целесообразности, высылка группы интеллигенции представляется необъяснимой, за высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения. Представляет интерес разъяснение этой акции, которую дал Троцкий: «Те элементы, которых мы высылаем, сами по себе политически ничтожны. Но они потенциальное оружие в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений… все эти наши непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политическими агентами врага. Вот почему мы предпочли сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно».
Изгнание людей из России в 1922 г. явилось логичным шагом в развитии внутренней политики власти. Её главной причиной можно считать стремление политического руководства установить жёсткий идеологический контроль, удалив из страны тех, кто мог критиковать существующий строй.
К каким последствиям, с вашей точки зрения, могла привести подобная акция?
Численность русской эмиграции оценить сложно. Наиболее достоверные данные в обзоре Лиги наций. Согласно этому обзору, общее число беженцев в 1922 г. составляло около 1 млн чел., а их численность в Европе немного превышала 700 тыс. чел.
А по мнению В. И. Ленина, высказанном им в выступлении на IV конгрессе Коминтерна в 1922 г. «число русских эмигрантов, которые расселились по всем заграничным странам, в 1,5 или 2 млн». Последнюю цифру В. И. Ленин назвал и на Х съезде РКП(б) 9 марта 1921 г.
В письме В. И. Ленину по поводу лечения своего мужа А. И. Рыкова за границей Н. С. Рыкова называет цифру 2 млн.: «…Мой муж страшно противится поездке за границу. Кроме давнишней неприязни к загранице ему неприятно встретиться с кем-либо из двух миллионов убежавших русских, неприятно жить в стране, языка которой он не знает, неприятно быть оторванной от России…» (письмо датировано 1 июня 1921 г.).
Оценки масштабов послереволюционной эмиграции весьма противоречивы. Точную цифру, вероятно, назвать трудно, ибо сразу по окончании Гражданской войны весьма сложно было определить, кто погиб в белой армии, кто ушёл в эмиграцию, кто остался в России, переменив имя и фамилию, что в те годы было сделать не так трудно.
Поэтому, если говорить о численности эмигрантов в целом, то максимальная цифра — примерно 2 млн человек — относится к первой половине 1921 г.
Основные центры российского зарубежья
География рассеяния русских эмигрантов оказалась необычайно широкой.
Представители зарубежной России были рассеяны по разным странам. Центры Русского Зарубежья сформировались там, где значительные по численности группы творчески активных в науке или искусстве эмигрантов находили более или менее стабильные условия для своей деятельности. Центрами русского зарубежья были Берлин, Париж, Прага, в меньшей степени — Белград, Рига и София. Большое число русских проживало в Балтийских государствах, Польше, Румынии, Югославии, Греции, в сельских поселениях Болгарии и Чехословакии.
Покажите на карте эти государства (рис. 2).
Константинополь стал первым значительным пунктом расселения эмигрантов.
Именно этот город превратился в «главные ворота», через которые покинули Россию остатки белых армий и беженцы из центральных и южных районов страны. Болгария, Чехословакия, Югославия также были центрами, т. к. близость языков и общность религии способствовали быстрой ассимиляции русских. К тому же эти страны нуждались в квалифицированных военных, кадрах для университетов и школ. Берлин стал «умственной столицей» русского зарубежья. Германия была одной из самых «дешёвых» стран Западной Европы. В условиях послевоенной инфляции русский рубль периода НЭПа имел превосходный обменный курс.
Париж тоже был центром, т. к. несколько факторов способствовали этому: французский язык был распространён в среде русской интеллигенции; накануне в Париже (и в Берлине тоже) было большое число фондов, организаций, которые поддерживали русскую интеллигенцию.
Как вы думаете, почему именно Константинополь?
Деятельность творческой интеллигенции в эмиграции, её судьба
Среди эмигрировавшей интеллигенции было много поэтов и писателей. Уехали на чужбину и великие композиторы, актёры, художники. Их судьба складывалась по-разному, но всех их тянуло на Родину. Они не были счастливы на чужбине. В этом признавались Шаляпин, Рахманинов, А. Павлова, Куприн, Цветаева и многие другие.
Русскую эмиграцию отличала необычайная концентрация культурных сил, вытесненных из России. Русские эмигранты твёрдо верили, что главная цель изгнания состоит в том, чтобы сохранить, развить и преумножить русскую культуру.
Изгнанники, создавшие Россию за рубежом, сумели выполнить двойную задачу — сохранить и развить дальше наследие национальной культуры. В этом смысле история зарубежной России и её культурной жизни была и всегда будет неотъемлемой частью истории всей России.
Русские писатели-эмигранты не забывали своей Родины, всегда были обращены к России и работали ради неё. Мечтали вернуться в Россию, хотя бы в виде своих произведений:
«Кончаю земное хожденье по мукам, хожденье по мукам, что видел во сне.
С изгнаньем, любовью тебе и грехами, но я не забыл, что завещано мне — воскреснуть, вернуться в Россию — стихами». Георгий Иванов.
Культура русского зарубежья
В больших европейских городах, где поселились эмигранты из России, открывались русские гимназии, институты, научные и культурные заведения. В середине 1920-х гг. за границей выходили 364 газеты и журнала на русском языке. Русские зарубежные издательства выпускали книги А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и т. д.
Литература русского зарубежья
В эмиграции оказались, наверное, лучшие российские писатели. Многие из них там и продолжали свою деятельностью. Почти все книги, написанные русскими писателями в эмиграции, были посвящены России и проникнуты тоской по Родине.
За пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных носителей прежней культуры, ведущих творцов философии и искусства Серебряного века. В целом создалась уникальная ситуация. Нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, а культура есть.
И. А. Бунин был олицетворением лучших традиций русской литературы. Все признавали его талант, хотя он мало общался с парижской литературной богемой. Но для большинства русских литераторов за границей лидерство И. А. Бунина было вне сомнений.
Никто, кроме него, в русской литературе не умел с таким мастерством передать запахи, ощущения. Описаниями «тёмных аллей» и жизни в старых русских усадьбах писатель словно делал читателя своим земляком, так же, как он, хорошо знавшим родные места. Надо ли говорить, какое впечатление такая проза производила на тосковавшего по родине эмигранта?
Но настоящим, полноценным литературным салоном, подобным тем, что существовали в России «золотого» пушкинского века, были воскресные собрания в квартире З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского на улице Колонель Боннэ. Здесь собирались и литературные мэтры и молодые литераторы эмиграции, политики, философы, иногда заходил и Бунин.
Царицей салона была сама хозяйка — «великолепная Зинаида». Атмосфера дискуссий, высокого культурного творчества, царившая в их доме, переносила сюда привычки 1910-х гг. к спорам, поиску нового, ценности индивидуальности, оригинальности, культ творчества. Утверждали, что на воскресных встречах было запрещено говорить только о двух вещах: о погоде и о быте.
Искусство русского зарубежья (балет, музыка, живопись)
Ещё до революции С. П. Дягилев оказался со своим балетом за границей. Его труппа гастролировала по многим странам. Оттуда вышло немало замечательных мастеров мирового балета.
В 1929 г. состоялось его последнее выступление. В том же году Дягилев скончался. Друзья похоронили его в Венеции, а в Монте-Карло ему был установлен памятник, так же во Франции в его честь названа площадь.
Мировое признание получила музыкальная культура русского зарубежья. На сценах оперных театров мира выступал Фёдор Иванович Шаляпин. Он познакомил западного слушателя с лучшими образцами русского оперного искусства.
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов много ездил по миру как пианист-виртуоз. Его транслировали по радио, записывали на пластинки.
Игорь Фёдорович Стравинский уехал из России ещё до революции. В эмиграции он написал множество музыкальных произведений.
Но для самих эмигрантов, тосковавших по потерянной родине, наиболее близка была песенная культура. Концерты А. Н. Вертинского собирали полные залы.
В гораздо выгодном положении в эмиграции оказались русские художники. Ведь язык живописи интернационален. Они по-настоящему принадлежали уже не только русской культуре — они стали частью мировой культуры. Это было иное решение дилеммы сохранять или ассимилироваться.
Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед дилеммой выживания или адаптации. Здесь разграничение прошло не между выбором сохранить или приспособиться, а между теми, кто оказался в эмиграции, и теми, кто остался. Русская пореволюционная эмиграция выполнила свою историческую миссию и угасла, когда иссякли внутренние источники культурного развития в рамках традиций Серебряного века.
Контрольный вопрос
В чём вы видите феномен культуры русской эмиграции?