Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культурное пространство советского общества в 1920-30- е годы. Культура русского зарубежья

История России 20 века

24.04.2024
8584
0

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

 

План урока

  • Формирование «нового человека». Культ героев
  • Культурная революция
  • Достижения отечественной науки в 1930-е гг.
  • Советское искусство
  • Повседневность 1930-х гг.
  • Общественные настроения

Цели урока

  • Знать основные направления культурного развития в СССР в 1930-е гг.
  • Уметь раскрывать сущность явлений, процессов, реформ; определять значение понятий и терминов; объяснять поведение людей с точки зрения господствующих социальных норм; раскрывать значение научных открытий; определять собственное отношение к художественным произведениям, достижениям культуры

Основные понятия

 

  • Культурная революция
  • Социалистический реализм
  • Русское зарубежье
  • «Челюскинцы»
  • Коммунальный быт
  • Барак 1927 г. — учреждение звания «Герой Труда»

Основные личности и даты

 

  • 1934 г. — учреждение звания «Герой Советского Союза»
  • А. Н. Бенуа
  • Н. И. Вавилов
  • А. М. Горький
  • М. Н. Покровский
  • Д. Д. Шостакович
  • С. М. Эйзенштейн
  • И. В. Сталин
  • Г. В. Александров
  • А. А. Ахматова
  • М. А. Булгаков
  • И. О. Дунаевский
  • Б. А. Пильняк
  • А. П. Платонов
  • С. С. Прокофьев
  • В. И. Пудовкин
  • А. Г. Стаханов
  • А. Н. Толстой
  • Н. К. Черкасов
  • В. П. Чкалов
  • М. А. Шолохов
  • С. И. Вавилов
  • И. М. Губкин
  • А. Ф. Иоффе
  • П. Л. Капица
  • А. С. Макаренко
  • С. Ф. Платонов
  • Н. Н. Поликарпов
  • Н. А. Семашко
  • П. А. Сорокин
  • Е. В. Тарле
  • Ф. В. Токарев
  • А. Н. Туполев
  • О. Ю. Шмидт
  • А. С. Яковлев
  • А. Т. Твардовский

Введение

В 1930-х гг. советская власть постепенно реабилитировала часть традиционных ценностей: патриотизм (гордость за русскую историю и достижения культуры), крепкую семью. Для их утверждения стали снимать соответствующие кинофильмы, были запрещены аборты и затруднена процедура развода. На борьбу за приобщение массы советских граждан к культуре (в том числе к классическим образцам) были брошены значительные силы.

Формирование «нового человека». Культ героев

Рис. 1. Стахановцы маршируют. Худ. А. Дейнека

В 1930-х гг. руководители партии и государства не раз, говоря о народе, произносили: «трудящиеся массы», «партийные массы», «энергия масс». Все исторические источники подтверждают, что советские граждане действительно массово участвовали в общественных событиях.

 

По воспоминаниям одного из рабочих «Уралмаша» о стройках первых пятилеток: «По собственному желанию после трудового дня 3 часа вместе с семьями работали на субботниках (бесплатно). И всё это только потому, что одна мысль владела нами, одно желание было у нас: быстрее ввести гигантский... завод в строй действующих предприятий страны». Протоколы партийных, комсомольских, колхозных и профсоюзных собраний свидетельствуют, что доярки и шахтёры, трактористы и токари, учителя и врачи бурно обсуждали сталинскую Конституцию и решения правительства, не критикуя, а дружно выражая свое одобрение. Выступающие заявляли, что «мы все, как один» осуждаем оппозиционеров и уклонистов, стремимся разоблачить «врагов народа», мешающих строить социализм. Кадры кинохроники запечатлели, как на массовых демонстрациях во время советских праздников (7 ноября — день Октябрьской революции, 1 мая — День международной солидарности трудящихся) люди шли в колоннах своих предприятий или районов, держа над собой красные транспаранты с лозунгами-цитатами «товарища Сталина» или чучела поверженных врагов — «троцкистов», «фашистов», «вредителей». На регулярных выборах в Советы, профсоюзные и партийные комитеты люди дружно голосовали за кандидатов, которых рекомендовали «руководящие товарищи». Даже в личных письмах и частных разговорах граждане, в большинстве своём недавно выучившиеся читать и писать, привыкали публично — при сотрудниках и соседях — выражать свою политическую позицию: верность социализму, любовь к Стране Советов и её «рулевому товарищу Сталину».

Рис. 2. «Герой Труда» и «Герой Советского Союза»

«Новый человек» представлял собой строителя светлого коммунистического будущего, который должен быть верен делу партии, ненавидеть классовых врагов, любить вождей пролетариата, а также соблюдать трудовую дисциплину.

 

Образцовым поведением советского человека считалось самоотверженное исполнение партийных установок, которые приближали счастливую жизнь. Такие люди возводились в ранг героев и считались всеобщим примером для подражания. Официально это выразилось в утверждении званий «Герой Труда» и «Герой Советского Союза» 

Рис. 3. В. А. Дегтярёв и Ф. В. Токарев

Первое звание Героя Социалистического Труда Указом от 20 декабря 1939 г. присвоено И. В. Сталину. Вторым Героем Социалистического Труда стал В. А. Дегтярёв на основании Указа от 2 января 1940 г., третьим — Ф. В. Токарев (Указ от 28 октября 1940 г.).

 

Кроме этого, в рамках культурной революции необходимо было повысить образовательный уровень населения Советского Союза, приобщить его к достижениям культуры и обеспечить подготовку квалифицированных кадров. Поэтому в 1930-е гг. в советском образовании произошли серьёзные изменения. 1930-е гг. — консервативный переворот в образовании. Возвращается урочная система, домашние задания, строгая дисциплина, восстановлено преподавание истории и географии.

 

В начале 1930-х гг. начался переход к обязательному 4-летнему образованию, в 1937 г. — к семилетнему. В то же время резко выросло число школ (за 5 лет рост в 2 раза) и высших учебных заведений. К 1939 г. грамотность в СССР достигла показателя в 87,4 % от всего совершеннолетнего населения. К концу 1930-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учеников и студентов.


Кого считали истинными героями в Стране Советов? Почему? 


Культурная революция


Культурная революция — революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры — приобщение трудящихся к достижениям культуры.


Рис. 4. В начальной школе для рабочих. Фотография конца 1920-х гг.

Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

 

Культурная революция подразумевала, во-первых, рост образовательного уровня советских граждан, во-вторых, обеспечение проникновения и господства марксизма-ленинизма во все сферы духовной жизни страны.

 

Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной и в то же время преданной новому строю. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошёл переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть. В 1928 г. число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 г. — уже 810 тыс. человек, из них более 200 тыс. обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период 1-й пятилетки, 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы 2-й пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.


Что такое культурная революция? 

Расскажите о нововведениях в системе образования в СССР. 


Достижения отечественной науки в 1930-е гг.

«Все науки носят  политический характер…»

И. В. Сталин

Рис. 5. И. В. Сталин

Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физических проблем, машиноведения и др. С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках.

 

К концу 1930-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников.

В СССР активно развивались физика, химия, биология, математическая наука, астрономия, механика, физиология, медицина. Многие представители советской физической школы получили мировое признание. Среди них Сергей Иванович Вавилов, Абрам Фёдорович Иоффе, Пётр Леонидович Капица, Игорь Васильевич Курчатов.

Рис. 6. Академик С. В. Лебедев — массовое производство синтетического каучука; А. Ф. Иоффе, чьи труды заложили основы современной физики полупроводников; С. И. Вавилов — основоположник научной школы физической оптики и нелинейной оптики в СССР; И. В. Курчатов — основатель и первый директор Института атомной энергии, «отец» советской атомной бомбы

Несогласных с «партийной линией» учёных травили в печати, арестовывали. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив её «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свёрнуты, впоследствии многие из них были репрессированы, в том числе и Н. И. Вавилов.

Рис. 7. Трофим Денисович Лысенко, Выступление академика Т. Лысенко на сессии ВАСХНИЛ, 1948 г., Николай Иванович Вавилов

Рис. 8. Михаил Николаевич Покровский

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо контроль над ней означал контроль над памятью народа. 

 

Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства: Иван Грозный, Пётр I, Александр Невский. Резкой критике подверглась концепция учёного историка–марксиста М. Н. Покровского.

Рис. 9. История всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и советский плакат

Николай Александрович Семашко заложил основы советского здравоохранения, создал систему охраны материнства и младенчества, а также систему охраны здоровья детей и подростков.

 

Иван Михайлович Губкин выступил организатором советской нефтяной геологии. Благодаря интенсивным разведывательным работам были открыты новые залежи нефти и угля, что позволило сократить импорт некоторых видов сырья.

 

Конструкторская деятельность в основном была направлена на разработку новых образцов оружия и военной техники. 

 

Авиаконструктор Андрей Туполев (создатель знаменитого семейства самолетов «Ту»), конструктор реактивных двигателей (в будущем — космических ракет) Сергей Королёв и многие другие учёные были арестованы по доносам их завистников. Их отправили в ГУЛАГ, но не на лесоповал, а в специальные научные лаборатории из «зэков», так называемые «шарашки». Униженные, но не потерявшие веру в справедливость, они продолжали работать, получая за свой труд прибавку к пайку заключённого в виде нескольких кусочков масла и сахара.


Раскройте на примерах вклад отечественной науки в развитие Советской страны. Какие науки попали под жёсткий идеологический контроль? 


Советское искусство

Во всех видах искусства насаждался метод социалистического реализма. Художественные произведения должны были служить интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой она должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов.

 

Особое влияние на развитие духовной жизни советского общества оказало последовательное преследование властями церкви. Религия представлялась большевикам серьёзным идеологическим конкурентом. В 1932 г. была принята так называемая «безбожная пятилетка», цель которой определил Сталин: «К 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны». 

 

Самым массовым видом искусства стало кино. Событиям революции и гражданской войны были посвящены фильмы «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме.

Рис. 10. Постеры к фильмам: «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Юность Максима»

Фильм «Путёвка в жизнь» стал первым звуковым, а «Груня Корнакова» — первым цветным советским фильмом. Огромной популярностью пользовались комедии «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга, Волга», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Рис. 11. Постеры к фильмам: «Веселые ребята», «Волга, Волга», «Цирк», «Трактористы», «Свинарка и пастух»

Любимым жанром стали исторический картины. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Рис. 12. Фильмы «Пётр I», «Александр Невский», «Минин и Пожарский»

Развивалось и музыкальное искусство. В 1930-е гг. творили такие знаменитые композиторы, как Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Исаак Дунаевский.

Рис. 13. Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Были созданы коллективы, прославившие советскую музыкальную культуру: квартет имени Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии.

 

В живописи существовала жёсткая иерархия живописных жанров. На её вершине — так называемая тематическая картина с историко-революционным, батальным или историческим содержанием. Пейзаж и натюрморт считались мелкобуржуазными направлениями.

 

Классическими представителями соцреализма можно назвать Бориса Иогансона, Александра Дейнека, Юрия Пименова, Михаила Нестерова.

Рис. 14. Юрий Пименов «Новая Москва», 1937 г.; Борис Иогансон «Допрос Коммунистов», 1933г.; Александр Дейнека «Герои первой пятилетки», 1936 г.

В 1930-е гг. значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. 

Рис. 15. Вера Мухина «Рабочий и колхозница», «Крестьянка»; Иван Шадр «Булыжник — оружие пролетариата»

Вмешательство партии в искусство не лучшим образом отразилось на массовой литературе. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в условиях жёсткой цензуры советские литераторы смогли написать свои знаменитые произведения.

 

Среди них можно выделить «Жизнь Клима Самгина» и «Егор Булычов» Максима Горького, «Хождение по мукам» и «Пётр I» Алексея Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

 

В это же время творили такие писатели и поэты как Вениамин Каверин, Андрей Платонов, Константин Паустовский, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Александр Твардовский.

 

Детская литература была представлена книгами Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова.

 

Развивалось и театральное искусство. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нём выступали такие известные артисты, как Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Алла Тарасова.

 

Развитие советской культуры в 1930-е гг. имело противоречивый характер. Образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения. Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству через художественную самодеятельность.


Используя знания по литературе, дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг. 


Повседневность 1930-х гг.

Индустриальный рывок начала 1930-х гг. был также в значительной степени достигнут за счёт социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашён курс на сплошную коллективизацию, ударивший не только по кулакам, но и среднему крестьянству. Среди крестьян вспыхивали волнения, в ходе которых было убито около 10 тысяч представителей советской власти и колхозных активистов. Параллельно все частные лавки, магазины, мастерские, предприятия перешли в собственность государства.

 

В 1932–1933 гг. из-за голода погибло около 3–4 млн человек. В результате коллективизации и «ликвидации аграрного переселения» городское население в СССР значительно выросло. Росло население старых городов, стремительно увеличивалось количество городских посёлков, возникавших вокруг новых центров промышленности. Государство стремилось регулировать процесс миграции населения: в 1932 г. вводились паспорта, появился институт прописки населения, как крестьян, так и горожан. Колхозникам и единоличникам паспорта были не положены. При этом масштабного жилищного строительства в Москве и Ленинграде не велось. Горожане в основном жили в бараках и коммунальных квартирах в крайне стеснённых условиях. До конца 1934 г. основные продукты питания и промтовары распространялись среди населения по карточкам. При этом население распределялось на категории, в зависимости от принадлежности к той или иной группе устанавливался и размер пайка. Лишенцы, урезанные в гражданских правах (представители буржуазии, дворянства, лица духовного сословия), были вне системы распределения и покупали необходимые товары в магазинах. С начала 1935 г. карточная система была отменена, но вместо неё вводились ограничения на продажу товаров в одни руки. 1936 и 1939 гг. были неурожайными, что привело к острой нехватке продовольствия в городах. Ситуация со снабжением городского населения непродовольственными товарами также оставалась непростой, поскольку после свертывания НЭПа фактически не осталось кустарного производства, не хватало обуви и одежды, за ними выстраивались очереди в магазинах. Дефицит рождал появление спекулянтов. Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. В 1930 г. была закрыта последняя биржа труда, что означало решение проблемы безработицы. При этом рабочие сталкивались с крайне тяжёлыми бытовыми условиями: зачастую спали в палатках, страдали от перебоев со снабжением. В этих условиях власти решили поддержать инициативы рабочих и опереться на трудовой энтузиазм. В августе 1935 г. состоялся рекорд шахтера А. Г. Стаханова, добывшего 102 т угля за смену. Эти рекорды поддерживались властями мерами материального поощрения, имена ударников труда были известны всей стране. В тоже время в рабочей среде росло социальное недовольство, увеличивался разрыв в оплате труда между рабочими, повышались нормы труда.

 

Но власти не только поощряли ударников производства, но и ужесточали режим работы на предприятиях в условиях текучки кадров и увеличения брака на производстве. С 15 января 1939 г. в СССР вновь вводились трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. На следующий год был принят указ, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым. 

 

Как раз из-за массового заселения городов появилась пресловутая жилищная проблема с бараками, общежитиями и теми самыми коммунальными квартирами. Правда, в то время возможность иметь отдельную комнату казалась роскошью, а о просторных квартирах даже речи не велось. Квартирный вопрос, который задел Воланд в «Мастере и Маргарите», в годы репрессий решался доносами, когда опустевшую жилплощадь занимали новые жильцы.


Как изменялись быт и общественные настроения граждан СССР? 


Общественные настроения

В целом это время можно назвать периодом великого народного энтузиазма, воодушевления и подвижничества. Люди были готовы идти за своим вождём Сталиным, готовы были выполнять любые его приказы и даже готовы были верить во всё, что он скажет. В эти годы руководство страны боролось за народ, открывая санатории и давая ему бесплатную медицину, образовывая его и запрещая аборты, возвращая ему историю и великую литературу. С одной стороны, это время великих свершений, которые люди творили вопреки непростым условиям и в надежде на светлое будущее. А с другой, это время великой лжи и страшных преступлений, когда вчерашние герои становились «врагами», когда соседи, друзья и коллеги оказывались «троцкистами», «контрреволюционерами» и «шпионами». Это время борьбы с верой и Богом и, одновременно — время возвышения новых богов — Ленина и Сталина...

 

Парадоксальные годы...


Контрольные вопросы

 

1. Раскройте на примерах противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг. 

2. Можно ли утверждать, что культурная революция в 1930-х гг. была завершена? Своё мнение аргументируйте. 


Следующий урок
«Великий перелом». Индустриализация
История России 20 века
Поделиться:
  • А.П. Чехов. Новая драма. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Действующие лица и авторское отношение к ним

    Литература

  • Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах. Политическое развитие в 1920-е гг.

    История

  • Алкины

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке