Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культурное пространство в годы войны. Образование, здравоохранение и наука в годы войны

История России 20 века

14.02.2025
10110
0

Образование, здравоохранение и наука в годы войны

 

План урока

  • Образование
  • Здравоохранение
  • Наука

Цели урока

  • уметь использовать фактический материал для конкретизации обобщающей характеристики; представлять результаты своей познавательной деятельности; оценивать поведение людей, их деятельность

Основные понятия

  • Всеобуч
  • Школа рабочей молодёжи

 

Основные личности

  • Н. Н. Бурденко
  • Г. А. Митерёв
  • А. Н. Бакулев
  • Л. А. Орбели
  • А. И. Абрикосов
  • И. В. Курчатов
  • С. В. Ильюшин
  • С. А. Лавочкин
  • А. И. Микоян
  • В. М. Мясищев
  • В. М. Петляков
  • Н. Н. Поликарпов
  • П. О. Сухой
  • А. Н. Туполев
  • А. С. Яковлев
  • В. Я. Климов
  • А. А. Микулин
  • С. К. Туманский

Введение

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского народа. Но, несмотря на ужасы и невзгоды военных лет, наука в Советском Союзе не умерла, учёные продолжали работать. Образование не прекратилось. Здравоохранение и медицина продолжали искать и разрабатывать методы спасения жизни и здоровья.

Образование

Сфера образования в СССР проходила долгий путь своего становления. На этом пути правительство Советского Союза столкнулось с проблемами, одной из которых стала Великая Отечественная Война. 

 

Военная обстановка не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности отечественной школы. Многие учащиеся старших классов, учителя и студенты ушли в народное ополчение, в армию и партизанские отряды. Они с первых же дней войны принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений, противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлолома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. 

 

В военных условиях перед советской школой были поставлены задачи воспитания и обучения молодого поколения как будущего страны, сохранения и развития школы и образования. Так же перед школой в военные годы были поставлены такие задачи: 

  • охват детей всеобщим обучением;
  • воспитание молодого поколения в духе патриотизма;
  • обеспечение необходимой физической подготовки учащихся;
  • организация труда школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве;
  • агротехническая подготовка молодёжи.

Рис. 1. Блокадный Ленинград, школьный урок. 1942 год. Фотограф Сергей Струнников. Федеральное архивное агентство, Москва

Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. В результате вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы; ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями, чернила для них изготавливали из сажи и красной свёклы, а вместо мела использовали белую глину. Карандаши, если они были, резали на части, чтобы обеспечить всех учеников. Занятия зачастую проводили при керосиновых лампах и свечах (рис. 1). 

 

Наркомпрос РСФСР пересмотрел учебные планы и программы всех типов общеобразовательной школы, в результате была составлена особая сетка недельных часов, которая фактически являлась временным учебным планом. Из программы исключались второстепенные предметы: рисование и пение во всех классах, черчение в 6 и 7 классах, основы дарвинизма в 9 классе. Также в новом учебном плане на 1942–1943 учебный год основной упор делался на патриотическое воспитание. 

Учебный материал каждого урока был адаптирован требованиям военного времени. Так на уроках физики учитель объяснял принципы работы двигателей в танках, самолётах, автомобилях, а также применение электричества в военном деле. При изучении химии уделялось внимание развитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. А в учебный план по географии входили такие темы как: «Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле», «Топографическая карта и её чтение», «Глазомерная съёмка во дворе и на поле». Также особое внимание уделялось истории, которая должна была взять на себя основную нагрузку по воспитанию патриотизма у школьников. 

 

Во всех школах страны была введена начальная и допризывная подготовка в 5–10 классах и военно-физическая подготовка в 1–4 классах. Целью этой программы была подготовка дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей, овладевших военным делом, способных действовать в составе отделения и взвода, а также на подготовку девушек к выполнению обязанностей санитарных дружинниц, радисток, телеграфисток и телефонисток. 

 

Огромное значение в школе военного времени отводилось трудовому обучению школьников, поскольку именно им предстояло заменить взрослых, ушедших на фронт, на производстве. В июле 1941 г. СНК СССР принял постановление, которое разрешало совнаркомам союзных республик, автономных республик, областным и краевым исполкомам привлекать в военное время учащихся 7–10 классов к участию в сельскохозяйственных работах колхозов, совхозов и подсобных хозяйственных предприятиях. Определялась продолжительность рабочего дня школьников в 6–8 часов в зависимости от возраста и характера деятельности. Бригады учащихся под руководством учителей было предложено формировать раздельными по половому признаку, чтобы рациональнее распределить нагрузку при работе. 

 

В июле 1943 г., с учётом военной обстановки в стране, вышли постановления СНК СССР и СНК РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах». Создание мужских и женских школ также было обусловлено учётом физиологических особенностей юношей и девушек. В мужских школах усиливалась военно-физическая и допризывная подготовка, а в женских изучали санитарное дело, готовились стать родителями, телефонистками и т. д. 

 

Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский край, Кузбасс, Омскую, Новосибирскую и другие области нашей страны. 

 

Реализация всеобуча затруднялась многими обстоятельствами: мобилизацией учителей в армию, использованием школьных зданий военными госпиталями, нехваткой учебного инвентаря, значительным оттоком учащихся из школ, иными причинами. 

 

С апреля 1942 г. педагогическими коллективами стала осуществляться система мер по полному охвату детей всеобщим обучением. В неё входили: систематические проверки микрорайона школы, изучение домашних условий детей, постоянная материальная помощь нуждающимся ученикам из фонда всеобуча и фонда военкомата, обучение больных на дому. 

 

И все же всеобщее обучение сталкивалось с некоторыми трудностями, которые партийные органы старались решить при помощи отделений народного образования. Основными мерами по решению проблем были: создание в школах фондов материальной помощи, обеспечение школьников (в первую очередь детей фронтовиков) одеждой и обувью, организация школьных буфетов и горячего питания учащихся, поддержание элементарных гигиенических условий в школьных помещениях, обеспечение учеников школьными принадлежностями. 

 

Несмотря на военное положение в стране, а также тот факт, что первоочередной целью всего населения стало обеспечение фронта самым необходимым (продукты питания, одежда), правительство также немало внимания уделяло обеспечению этим школьников. Для того чтобы учащиеся не голодали в школах, изыскивались различные способы для обеспечения их продуктами питания. Хорошим источником стали подсобные хозяйства с пришкольными участками и специально отведёнными землями. Коллективы школ выращивали картофель, различные овощи, просо и др. Благодаря этому часть школьников получала бесплатные обеды. Другими источниками были благотворительные концерты, разовые сборы, специальные стипендии райкомов и горкомов ВЛКСМ. Полученные деньги перечисляли в фонд детям фронтовиков на организацию питания. Для учеников собирали с населения картофель, овощи и молоко. Одной из причин, усугубляющих решение проблемы всеобуча, стала нехватка одежды и обуви. Иногда дети из одной семьи ходили в школу по очереди, т. к. была лишь пара ботинок или валенок на 2–3 ученика. Партийные и советские органы старались исправить положение и обязывали товаропроизводителей выпускать больше детской одежды и обуви, а торгующим организациям осуществлять целенаправленную продажу. Военные комиссариаты и отделы социального обеспечения взяли под особый контроль помощь детям фронтовиков. В школы стали поступать детские пальто, ботинки, валенки, различные швейные и трикотажные изделия. 

 

Годы войны породили проблему детской безнадзорности. Она была обусловлена призывом отцов на фронт и длительной работой матерей и других членов семей на производстве. Специальным постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Он предусматривал создание при областных (краевых) исполкомах авторитетных комиссий по борьбе с безнадзорностью, назначение инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создание сети приёмников и детских домов, организацию трудоустройства детей. Среди мероприятий по предупреждению детской безнадзорности эффективной формой стали организованные в 1943 г. учебно-производственные мастерские. В них производительный труд подростков сочетался с общеобразовательными и физкультурными занятиями. Учащиеся овладевали технологией производства, производственно-техническими навыками, необходимыми для массовых профессий, получали общественно-политическое воспитание. 

 

Значительную роль в решении проблемы всеобуча сыграли школьные интернаты. Они не только спасли много тысяч детей, но и способствовали их воспитанию в исключительно благоприятных условиях. В большинстве интернатов удалось организовать дружные детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь. 

 

С 1943 г. для работающих в промышленности подростков и юношей, которые не имели возможности посещать обычную школу, был создан новый тип общеобразовательной школы — школа рабочей молодёжи, дававшая неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства. 

 

В июле 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». В соответствии с документом и по инициативе комсомола в РСФСР начиная с 1943–1944 учебного года было организовано более тысячи школ рабочей молодёжи. 

 

Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1943 г. с 1944–1945 учебного года было введено обязательное обучение детей, начиная с семилетнего возраста. Понижение возрастного уровня на год имело важное народно-хозяйственное значение. Оно давало возможность закончить семилетнее образование в 14-летнем возрасте, поступить в учебное заведение трудовых резервов и получить профессию на год раньше. Это новшество ликвидировало существовавший разрыв между детским садом и школой и являлось целесообразным с педагогической стороны. Понижение возраста начала обучения в школе на один год, безусловно, отвечало общему уровню развития и подготовки детей к усвоению школьной программы и потому рассматривалось как новый важный шаг в осуществлении всеобщего обязательного обучения в стране. 

 

Таким образом, повсеместно и с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на все трудности и лишения военного времени. 


Почему в условиях войны не прекратилась борьба за всеобщее обучение?


Здравоохранение

В годы Великой Отечественной войны службы здравоохранения были нацелены на выполнение задач, обусловленных военным временем: оказание медицинской помощи раненым на этапах эвакуации, быстрейшее восстановление их боеспособности, предупреждение эпидемий. Решение этих задач происходило с неимоверными трудностями. Накануне войны 1941 г. медицинские учреждения были укомплектованы врачами лишь на 77 %. Остро ощущался недостаток в квалифицированных руководителях военно-медицинской службы, не была завершена перестройка медицинской службы Красной Армии, не разработаны основные положения деятельности военных медиков в боевой обстановке. Были разрушены многие медицинские учреждения, уничтожено имущество медико-санитарных учреждений, запасы лекарств, различное оборудование. Действиям военных медиков в первые 2 года войны особенно мешали устаревшие, но оставшиеся руководящими довоенные представления о тактике медицинской службы, в частности жёсткая регламентация расположения госпиталей. В этих условиях для выполнения своего профессионального долга от медиков требовалось напряжение всех сил, высокое мастерство, самостоятельность в работе. Благодаря этому удалось предотвратить массовые эпидемии, добиться возвращения в строй значительного процента раненых и больных.

Рис. 2. Николай Нилович Бурденко. 1900 год. Автор Генрих Ридель

Спустя некоторое время на основе единой военно-полевой медицинской доктрины была создана система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению, которая предусматривала проведение преемственных и последовательных мероприятий в сочетании с эвакуацией по медицинским показаниям и с учётом боевой обстановки. Впервые в истории отечественной военной медицины была организована специализированная медицинская помощь в соответствующих профилированных госпиталях, максимально приближенная к раненому. Раненым в голову, грудь, живот, бедро, суставы оказывали помощь компетентные специалисты. Была разработана и быстро внедрена система лечения легкораненых. Создание терапевтических госпиталей упорядочило систему лечения больных. Были разработаны не только методы лечения ран, травм, восстановления трудоспособности, переливания крови и кровезаменителей, борьбы с шоком и осложнениями, предложены эффективные лекарственные средства, но продолжались и фундаментальные исследования, определившие перспективу важнейших направлений современной медицинской науки. В 1944 г. была учреждена Академия медицинских наук СССР, объединившая ведущие научно-исследовательские институты медицинского и медико-биологического профиля. Первым президентом АМН СССР стал Н. Н. Бурденко (рис. 2).

Была создана эффективная система санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, охватывающих войска и гражданское население страны. Во всех республиках, областях, городах и районах были созданы чрезвычайные противоэпидемические комиссии, обладавшие широкими полномочиями. 

 

Нарком здравоохранения СССР Г. А. Митерёв был назначен уполномоченным Государственного Комитета обороны по противоэпидемической работе, что позволило сосредоточить в едином органе все меры по предотвращению эпидемий.


Георгий Андреевич Митерёв (1900–1977)

 

Крупный организатор здравоохранения, Министр здравоохранения СССР в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны, президент общества Красного креста и Красного полумесяца СССР, заведующий кафедрой общей гигиены 1960–1967 гг.


Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны?

Благодаря чему во время войны не возникло крупных эпидемий?


Наука

В годы Великой Отечественной войны именно наука внесла значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников.

 

Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

 

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками учёные нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получили прокат нового стандарта.

 

Благодаря учёным-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане.

 

Значительным был вклад учёных-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. 

 

Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семёнов. Учёные А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель и другие. Они успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.

 

Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.

 

Учёные СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. 

 

Огромное значение имела деятельность учёных-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. 

 

В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и миномётов. В этой области большая заслуга принадлежит учёным и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, В. А. Дегтярёва, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина. 

 

Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолётов и авиадвигателей. Самым массовым самолётом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолётов превосходили по своим характеристикам самолёты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолётов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский.

Учёные Всесоюзного института растениеводства (ВИР) Н. И. Вавилова совершили выдающийся подвиг во время осады Ленинграда. ВИР обладал огромным фондом ценных зерновых культур и картофеля. Чтобы сохранить ценный материал, который помог восстановить сельское хозяйство после войны, селекционеры, работающие в институте, не съели ни единого зернышка, ни одного картофельного клубня. Сами умирали от истощения, как и остальные жители блокадного Ленинграда.


Чем можно объяснить создание выдающихся открытий в различных отраслях науки в годы войны, лишений, испытаний и трагических утрат? 


Контрольный вопрос

 

Напишите сочинение-размышление на тему «Советский человек на войне: исторические корни героизма и мужества». 


Предыдущий урок
«Великий перелом». Индустриализация
История России 20 века
Следующий урок
Человек и война: единство фронта и тыла
История России 20 века
  • Географическая широта. Географическая долгота. Практика

    География

  • Сложение рациональных чисел. Свойства сложения рациональных чисел

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке