Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Синтаксис. Словосочетание

Синтаксис и пунктуация

18.04.2024
2099
0

Синтаксис. Словосочетание

План урока

  • Синтаксис и пунктуация
  • Словосочетание
  • Типы словосочетаний
  • Синтаксический разбор словосочетаний

Цели урока

  • Знать, что такое синтаксис, пунктуация, словосочетание и предложение, главное слово, зависимое слово, именное словосочетание, глагольное словосочетание
  • Уметь расчленять предложение на словосочетания, находить главное и зависимое слова в словосочетании

В речи мы используем не отдельные слова, а сочетания слов – словосочетания и предложения. Разберемся с этим более детально. 

Синтаксис. Пунктуация


Синтаксис – это раздел лингвистики, который изучает связи слов в словосочетании и предложении.


Слово синтаксис возникло от греческого слова «syntaxis», что значит «соединение, сочетание, порядок». Происхождение термина указывает на то, что синтаксис изучает особенности построения словосочетаний и предложений.

 

Изучить построение предложения в науке — это изучить связи и отношения частей: найти главное и зависимое, определить последовательность частей, построить схемы, выявить общие смыслы на основе конкретных значений. 
Особенности значения и структуры предложений помогают передать знаки препинания (. ! ? … , — : и т.д.), которые ставятся по строгим правилам — правилам пунктуации. Пунктуацией (от греч. «punctum» — точка) называют раздел лингвистики, изучающий постановку знаков препинания в предложении.

 

Неверно расставленные знаки препинания могут исказить смысл всего высказывания.

 

Сравните предложения: 

 

Тебя зовут Игорь? — Тебя зовут, Игорь!

Мы выиграли...  — Мы выиграли?

Словосочетание


Словосочетание  — это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание слов, связанных грамматически и/или по смыслу: 

 

           какое?     х

прочное строение

 

           х     где?

гулять в парке


Словосочетаниями не являются главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — и однородные члены предложения

Перед нами обычные предложения. Из них невозможно вычленить словосочетания, т.к. они состоят только из грамматической основы или грамматической основы и однородных членов. 

 

Словосочетания могут быть только в распространенных предложениях (предложениях с второстепенными членами):

В этом предложении 3 словосочетания: 

           какие? х

перелётные птицы;

             х   когда?
прилетели вчера; 

         х    откуда?

прилетели с юга.

 

Словосочетания сами по себе в речи не существуют, они всегда являются частью предложения, но на уроках русского языка мы их рассматриваем как отдельные синтаксические единицы: любимые звери, южные страны, момент радости, опоздать на урок, заплакал от горя, трудно решить, очень сильный и т.п.

 

Словосочетания состоят из главного и зависимого слово. 

 

От главного к зависимому ставится чёткий вопрос:

        х

птицы (какие?) перелётные

         х

прилетели (когда?) вчера 

         х

прилетели (откуда?) с юга

 

 

Грамматическая связь выражается с помощью окончания зависимого слова или с помощью окончания и предлога:

 

птицы (какие?) перелётные (окончание прилагательного мн.ч.)

 

прилетели (откуда? с чего?) с юга (окончание существительного в Р.п. + предлог с)

 

Неизменяемые слова (наречия) связаны с главным словом только по смыслу:

 

прилетели (когда?) вчера

Типы словосочетаний

Тип словосочетания определяется по частеречной принадлежности главного слова в словосочетании. Если главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, то перед нами именное словосочетание, а если главное слово выражено глаголом, то глагольное.

 

Именные словосочетания:

 

старыми дорогами 

очень старыми 

мои подарки

Глагольные словосочетания:

 

пользовались часто

бережно храним

храним в памяти

храним у себя

Синтаксический разбор словосочетаний

План синтаксического разбора словосочетания:

 

1. Найти главное слово и зависимое от него. Поставить вопрос к зависимому.

2. Указать, какими частями речи являются оба слова в словосочетании. 

3. Назвать средства грамматическое связи: окончание, предлог и окончание.

 

Образец устного разбора словосочетания:

 

хорошие друзья — словосочетание.

 

В словосочетании главное слово друзья, зависимое — хорошие. От главного слова задаётся вопрос какие? Главное слово выражено именем существительным, зависимое — прилагательным. Главное и зависимое слово связаны по смыслу и грамматически. Средством грамматической связи выступило окончание зависимого слова -ие.

 

Образец письменного разбора словосочетания: 

какие?            х

хорошие друзья (прил. + сущ.)


Контрольные вопросы

 

 

  1. Что такое синтаксис?
  2. Назовите знаки препинания русского языка, которые вам знакомы.
  3. Что такое пунктуация?
  4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
  5. Как связаны слова внутри словосочетания?
  6. Назовите типы словосочетаний и примеры каждого типа.


Предыдущий урок
Обстоятельство
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Прямая речь. Диалог
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Орфоэпия. Произношение звуков

    Русский язык

  • Фонетика. Звуки. Слог. Ударение

    Русский язык

  • Голосеменные растения. Особенности строения

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке