Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Восток в первой половине XX в.

История Новейшего времени

31.03.2025
11182
0

Восток в первой половине XX в.

 

План урока

  • Традиции и модернизация
  • Китай
  • Индия в первой половине ХХ века

Цели урока

  • знать основные понятия: кемалистская революция, гандизм, модернизация
  • уметь анализировать признаки модернизации в странах Востока в первой половине XX в., устанавливать взаимосвязи между общественными (народные восстания и революции в Китае, кампании ненасильственного сопротивления в Индии и т. д.) и политическими (установление нового политического строя в Китае, получение независимости Индии) событиями

Введение

В первой половине XX века в понятие «Восток» входили страны Азии и Северной Африки. В связи с бурным развитием капитализма на Западе (в Европе и Америке) страны Востока, не желающие нарушать традиции и поддаваться внешнему влиянию, остались далеко позади в своём развитии.

Традиции и модернизация

Рис. 1. Президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. 1930-е годы. Неизвестный автор Рис. 1. Президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. 1930-е годы. Неизвестный автор

Главным тормозом в развитии восточных государств по-прежнему оставалась политика колониальных держав. Вырваться из колониальной закрепощённости оказалось трудной задачей. 

 

В 1918–1923 гг. в Турции вспыхнула революция под руководством М. Кемаля Ататюрка (кемалистская революция) (рис. 1). Началась она после поражения Турции в Первой мировой войне в условиях угрозы утраты государственного суверенитета. Революция была направлена против господства иностранного капитала и султанского феодально-клерикального строя во имя построения нового независимого турецкого государства.

 

Синьхайская революция привела к свержению Цинской монархии и созданию республики в Китае. Такое название она получила в соответствии с названием года Синьхай, который длился с 1911 г. по 1912 г. Главным идеологом революционного движения стал Сунь Ятсен.

Начинается модернизация Востока. Исторически модернизация — это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX вв. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. — на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.

 

Однако речь идёт не о простом повторении и копировании западного опыта (хотя такие попытки имели место в истории), а о синтезе традиции и модернизации.

 

Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.

 

В большинстве стран Азии и Африки процесс ломки традиционных структур общества начался в начале XX в. Об этом свидетельствуют революции или восстания в Турции, Иране, Мексике, Китае, Корее и др.

 

В этих и подобных конфликтах сталкивались две тенденции — сохранение традиций и необходимость модернизации, характерные для обществ переходного периода развития.

 

В одних странах на пути модернизации стояли прежде всего колониальные порядки (Индия), в других — внутренние «тормоза» развития (маньчжурская династия и двор, сепаратизм провинциальных милитаристов в Китае, коллективистская и государственная система собственности и религии во многих восточных обществах), в третьих — традиции и модернизация дали специфический сплав (Япония).

Китай

Рис. 2. Сунь Ятсен. 1910-е гг. Мавзолей Сунь Ятсена, Нанкин Рис. 2. Сунь Ятсен. 1910-е гг. Мавзолей Сунь Ятсена, Нанкин

Всю первую половину ХХ века Китай вёл войны исключительно на своей территории. 

 

В 1905 г. под руководством Сунь Ятсена были объединены несколько крупных буржуазно-демократических и националистических организаций. За основу своей программы были взяты три постулата Сунь Ятсена: «национализм» — свержение чужеземной маньчжурской династии, «народовластие» —  ликвидация монархии и установление республики, «народное благосостояние» — уравнение прав на землю (рис. 2). 

 

Первые годы нового столетия в Китае показали необходимость коренных изменений в политическом строе страны, назревал системный кризис. Основными причинами революционных событий Синьхайской революции стали:

  • императорская власть ослабла после смерти императрицы Цы Си, на престоле оказался 2-х летний Пу И;
  • на протяжении долгих лет население Китая было недовольно тем, что на престоле находятся иностранцы — маньчжурская императорская династия;
  • конфуцианские устои превратили Китай в консервативное изолированное государство. Молодёжь, уезжающая учиться в Европу, приезжала с новыми прогрессивно-демократическими взглядами;
  • отголоски российской революции 1905 года открыли китайцам возможность коренного перелома в политическом устройстве империи;
  • голодные «сельские» мятежи, отказавшиеся платить налоги в казну подрывали устоявшиеся имперские позиции власти.

Сложная политико-экономическая обстановка в стране привела к оживлению революционных движений, некогда возглавляемых Сунь Ятсеном.

Рис. 3. Юань Шикай. 1912 год. Неизвестный фотограф. Интернет архив, Сан-Франциско Рис. 3. Юань Шикай. 1912 год. Неизвестный фотограф. Интернет архив, Сан-Франциско

Для завершения революционных движений и установления мира в стране Сунь Ятсен отказался от президентских полномочий, передав их Юань Шикаю, который стал первым президентом Китая. Таким образом юг и север страны объединились (рис. 3). Столицей вновь стал Пекин.

 

Созданная Сунь Ятсеном партия Гоминьдан не смогла защитить права беднейших китайских слоёв в правительстве и вскоре была изгнана из парламента, а сам парламент был распущен. Первый президент смог удержать власть в своих руках недолго, в 1916 году он был отстранён.

 

Синьхайская революция 1911–1912 гг. ликвидировала императорскую власть в Китае, однако установить новый политический строй не удалось, у «руля» не оказалось мощной политической силы, которая бы смогла удержать в своих руках всю полноту власти, что привело к череде новых революционных событий.  

В 1925 г. вспыхнула Национальная революция, направленная на восстановление государственного единства и проведение модернизации страны.

 

Началом революции принято считать «движение 30 мая» — массовые забастовки и приход к власти на юге Китая генерала Чана Кайши.


Народная революционная армия была готова выступить против милитаристов севера. Начало народных выступлений совпало с обострением разногласий внутри Народного фронта. Гоминьдан и коммунистическая партия расходились по основным стратегическим вопросам. 20 марта 1926 года в Кантоне в результате государственного переворота к власти пришёл Чан Кайши. Он проводил аресты коммунистов, поэтому КПК пошла на уступки. Осуществление похода на север стало реальным.

 

Народные массы стали требовать от властей проведения аграрных преобразований. Начавшаяся аграрная революция напугала буржуазию и интеллигенцию и заставила их изменить революции. 15 июля контрреволюционный переворот в Ухане завершил революцию в Китае.

Рис. 4. Чан Кайши и Мао Цзэдун в Чунцине, 1945 год. Фотограф Джек Уикс Рис. 4. Чан Кайши и Мао Цзэдун в Чунцине, 1945 год. Фотограф Джек Уикс

Началась Гражданская война (1927–1937). Северный поход 1927 года привёл к окончательному разрыву союза Гоминьдана, возглавляемого Чан Кайши, с коммунистической партией Китая. Возглавив поход, Чан Кайши стремился решить две задачи: разгромить бэйянских милитаристов и изгнать иностранцев из открытых портов. Гоминьдан рассчитывал, что таким образом удастся восстановить стабильность в государстве. Коммунисты предлагали несколько другие варианты выхода из возникшего кризиса. Окончательный разрыв двух партий произошёл после Шанхайской резни.

 

В 1929 году гоминьдановцы распустили КПК. Мао Цзэдун приказал коммунистам перебраться из Шанхая в столицу Пекин. 27 сентября коммунисты устроили террористический акт в штабе правящей партии. Приказ Чана Кайши найти и уничтожить Мао не был выполнен. В июне 1932 года коммунисты повторили кровавый акт, казнив Бая Чуйси. Гоминьдан оказался на грани поражения. В 1935 году японцы объявили войну Китаю. Чан Кайши и Мао Цзэдун смогли пойти на компромисс ради защиты Отечества (рис. 4).

Индия в первой половине ХХ века

Рис. 5. Махатма Ганди. Лондон. 1931 год. Фотостудия Эллиотт и Фрай Рис. 5. Махатма Ганди. Лондон. 1931 год. Фотостудия Эллиотт и Фрай

К началу ХХ века Индия оставалась крупнейшей колонией Великобритании. Капитализм медленно развивался. Англия контролировала всю систему производства Индии.

 

Во главе Индийского национального конгресса в начале XX века встал выдающийся политический деятель Индии Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) (рис. 5). Ганди создал собственную философскую теорию — гандизм. Конечной целью бытия он считал освобождение человека от страданий и создание общества всеобщего благоденствия. Этого можно достичь путём морально-этических средств — самоочищения и самосовершенствования личности и общества. Эти идеи распространялись и на общественно-политическое развитие Индии. 

М. Ганди является основоположником особой тактики борьбы — пассивного сопротивления. Принцип ненасилия он объяснял особенностями менталитета и религией населения Индии. Главными методами несотрудничества были: 

  • отказ от работы в английских административных учреждениях;
  • отказ от обучения в английских учебных заведениях;
  • бойкот английских товаров;
  • митинги, демонстрации;
  • забастовки.

Высшей формой борьбы М. Ганди считал неуплату налогов. Его личным методом протеста против любых форм насилия в обществе было голодание, других он к этому не призывал.

 

В 1937 году были проведены выборы в провинциальные законодательные собрания, которые завершились победой ИНК. В конце 30-х годов Ганди активизировал свою работу среди различных слоёв населения. Усилила свои позиции и Мусульманская лига. Начались контакты английских правительственных кругов с представителями Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги, которые прерывались очередными репрессиями и арестами. В целом полемика закончилась тем, что после Второй мировой войны Британская Индия получила независимость мирным путём и была разделена на религиозной основе на два доминиона: Индию и Пакистан.


Контрольные вопросы

 

1. В чём проявлялась отсталость Востока от Запада?

2. Каковы итоги синьхайской революции в Китае?

3. В чём заключались постулаты Сунь Ятсена?

4. Какова политика Ганди?


Восток в первой половине XX в.

 

План урока

  • Традиции и модернизация
  • Китай
  • Индия в первой половине ХХ века

Цели урока

  • знать основные понятия: кемалистская революция, гандизм, модернизация
  • уметь анализировать признаки модернизации в странах Востока в первой половине XX в., устанавливать взаимосвязи между общественными (народные восстания и революции в Китае, кампании ненасильственного сопротивления в Индии и т. д.) и политическими (установление нового политического строя в Китае, получение независимости Индии) событиями

Введение

В первой половине XX века в понятие «Восток» входили страны Азии и Северной Африки. В связи с бурным развитием капитализма на Западе (в Европе и Америке) страны Востока, не желающие нарушать традиции и поддаваться внешнему влиянию, остались далеко позади в своём развитии.

Традиции и модернизация

Рис. 1. Президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. 1930-е годы. Неизвестный автор Рис. 1. Президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. 1930-е годы. Неизвестный автор

Главным тормозом в развитии восточных государств по-прежнему оставалась политика колониальных держав. Вырваться из колониальной закрепощённости оказалось трудной задачей. 

 

В 1918–1923 гг. в Турции вспыхнула революция под руководством М. Кемаля Ататюрка (кемалистская революция) (рис. 1). Началась она после поражения Турции в Первой мировой войне в условиях угрозы утраты государственного суверенитета. Революция была направлена против господства иностранного капитала и султанского феодально-клерикального строя во имя построения нового независимого турецкого государства.

 

Синьхайская революция привела к свержению Цинской монархии и созданию республики в Китае. Такое название она получила в соответствии с названием года Синьхай, который длился с 1911 г. по 1912 г. Главным идеологом революционного движения стал Сунь Ятсен.

Начинается модернизация Востока. Исторически модернизация — это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX вв. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. — на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.

 

Однако речь идёт не о простом повторении и копировании западного опыта (хотя такие попытки имели место в истории), а о синтезе традиции и модернизации.

 

Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.

 

В большинстве стран Азии и Африки процесс ломки традиционных структур общества начался в начале XX в. Об этом свидетельствуют революции или восстания в Турции, Иране, Мексике, Китае, Корее и др.

 

В этих и подобных конфликтах сталкивались две тенденции — сохранение традиций и необходимость модернизации, характерные для обществ переходного периода развития.

 

В одних странах на пути модернизации стояли прежде всего колониальные порядки (Индия), в других — внутренние «тормоза» развития (маньчжурская династия и двор, сепаратизм провинциальных милитаристов в Китае, коллективистская и государственная система собственности и религии во многих восточных обществах), в третьих — традиции и модернизация дали специфический сплав (Япония).

Китай

Рис. 2. Сунь Ятсен. 1910-е гг. Мавзолей Сунь Ятсена, Нанкин Рис. 2. Сунь Ятсен. 1910-е гг. Мавзолей Сунь Ятсена, Нанкин

Всю первую половину ХХ века Китай вёл войны исключительно на своей территории. 

 

В 1905 г. под руководством Сунь Ятсена были объединены несколько крупных буржуазно-демократических и националистических организаций. За основу своей программы были взяты три постулата Сунь Ятсена: «национализм» — свержение чужеземной маньчжурской династии, «народовластие» —  ликвидация монархии и установление республики, «народное благосостояние» — уравнение прав на землю (рис. 2). 

 

Первые годы нового столетия в Китае показали необходимость коренных изменений в политическом строе страны, назревал системный кризис. Основными причинами революционных событий Синьхайской революции стали:

  • императорская власть ослабла после смерти императрицы Цы Си, на престоле оказался 2-х летний Пу И;
  • на протяжении долгих лет население Китая было недовольно тем, что на престоле находятся иностранцы — маньчжурская императорская династия;
  • конфуцианские устои превратили Китай в консервативное изолированное государство. Молодёжь, уезжающая учиться в Европу, приезжала с новыми прогрессивно-демократическими взглядами;
  • отголоски российской революции 1905 года открыли китайцам возможность коренного перелома в политическом устройстве империи;
  • голодные «сельские» мятежи, отказавшиеся платить налоги в казну подрывали устоявшиеся имперские позиции власти.

Сложная политико-экономическая обстановка в стране привела к оживлению революционных движений, некогда возглавляемых Сунь Ятсеном.

Рис. 3. Юань Шикай. 1912 год. Неизвестный фотограф. Интернет архив, Сан-Франциско Рис. 3. Юань Шикай. 1912 год. Неизвестный фотограф. Интернет архив, Сан-Франциско

Для завершения революционных движений и установления мира в стране Сунь Ятсен отказался от президентских полномочий, передав их Юань Шикаю, который стал первым президентом Китая. Таким образом юг и север страны объединились (рис. 3). Столицей вновь стал Пекин.

 

Созданная Сунь Ятсеном партия Гоминьдан не смогла защитить права беднейших китайских слоёв в правительстве и вскоре была изгнана из парламента, а сам парламент был распущен. Первый президент смог удержать власть в своих руках недолго, в 1916 году он был отстранён.

 

Синьхайская революция 1911–1912 гг. ликвидировала императорскую власть в Китае, однако установить новый политический строй не удалось, у «руля» не оказалось мощной политической силы, которая бы смогла удержать в своих руках всю полноту власти, что привело к череде новых революционных событий.  

В 1925 г. вспыхнула Национальная революция, направленная на восстановление государственного единства и проведение модернизации страны.

 

Началом революции принято считать «движение 30 мая» — массовые забастовки и приход к власти на юге Китая генерала Чана Кайши.


Народная революционная армия была готова выступить против милитаристов севера. Начало народных выступлений совпало с обострением разногласий внутри Народного фронта. Гоминьдан и коммунистическая партия расходились по основным стратегическим вопросам. 20 марта 1926 года в Кантоне в результате государственного переворота к власти пришёл Чан Кайши. Он проводил аресты коммунистов, поэтому КПК пошла на уступки. Осуществление похода на север стало реальным.

 

Народные массы стали требовать от властей проведения аграрных преобразований. Начавшаяся аграрная революция напугала буржуазию и интеллигенцию и заставила их изменить революции. 15 июля контрреволюционный переворот в Ухане завершил революцию в Китае.

Рис. 4. Чан Кайши и Мао Цзэдун в Чунцине, 1945 год. Фотограф Джек Уикс Рис. 4. Чан Кайши и Мао Цзэдун в Чунцине, 1945 год. Фотограф Джек Уикс

Началась Гражданская война (1927–1937). Северный поход 1927 года привёл к окончательному разрыву союза Гоминьдана, возглавляемого Чан Кайши, с коммунистической партией Китая. Возглавив поход, Чан Кайши стремился решить две задачи: разгромить бэйянских милитаристов и изгнать иностранцев из открытых портов. Гоминьдан рассчитывал, что таким образом удастся восстановить стабильность в государстве. Коммунисты предлагали несколько другие варианты выхода из возникшего кризиса. Окончательный разрыв двух партий произошёл после Шанхайской резни.

 

В 1929 году гоминьдановцы распустили КПК. Мао Цзэдун приказал коммунистам перебраться из Шанхая в столицу Пекин. 27 сентября коммунисты устроили террористический акт в штабе правящей партии. Приказ Чана Кайши найти и уничтожить Мао не был выполнен. В июне 1932 года коммунисты повторили кровавый акт, казнив Бая Чуйси. Гоминьдан оказался на грани поражения. В 1935 году японцы объявили войну Китаю. Чан Кайши и Мао Цзэдун смогли пойти на компромисс ради защиты Отечества (рис. 4).

Индия в первой половине ХХ века

Рис. 5. Махатма Ганди. Лондон. 1931 год. Фотостудия Эллиотт и Фрай Рис. 5. Махатма Ганди. Лондон. 1931 год. Фотостудия Эллиотт и Фрай

К началу ХХ века Индия оставалась крупнейшей колонией Великобритании. Капитализм медленно развивался. Англия контролировала всю систему производства Индии.

 

Во главе Индийского национального конгресса в начале XX века встал выдающийся политический деятель Индии Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) (рис. 5). Ганди создал собственную философскую теорию — гандизм. Конечной целью бытия он считал освобождение человека от страданий и создание общества всеобщего благоденствия. Этого можно достичь путём морально-этических средств — самоочищения и самосовершенствования личности и общества. Эти идеи распространялись и на общественно-политическое развитие Индии. 

М. Ганди является основоположником особой тактики борьбы — пассивного сопротивления. Принцип ненасилия он объяснял особенностями менталитета и религией населения Индии. Главными методами несотрудничества были: 

  • отказ от работы в английских административных учреждениях;
  • отказ от обучения в английских учебных заведениях;
  • бойкот английских товаров;
  • митинги, демонстрации;
  • забастовки.

Высшей формой борьбы М. Ганди считал неуплату налогов. Его личным методом протеста против любых форм насилия в обществе было голодание, других он к этому не призывал.

 

В 1937 году были проведены выборы в провинциальные законодательные собрания, которые завершились победой ИНК. В конце 30-х годов Ганди активизировал свою работу среди различных слоёв населения. Усилила свои позиции и Мусульманская лига. Начались контакты английских правительственных кругов с представителями Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги, которые прерывались очередными репрессиями и арестами. В целом полемика закончилась тем, что после Второй мировой войны Британская Индия получила независимость мирным путём и была разделена на религиозной основе на два доминиона: Индию и Пакистан.


Контрольные вопросы

 

1. В чём проявлялась отсталость Востока от Запада?

2. Каковы итоги синьхайской революции в Китае?

3. В чём заключались постулаты Сунь Ятсена?

4. Какова политика Ганди?


Предыдущий урок
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома
История России 20 века
Следующий урок
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Венгрия. Польша. Румыния. Испания. Фашистский режим в Италии
История Новейшего времени
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке