Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Синтаксис и пунктуация

21.12.2024
2901
0

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

На прошлом занятии вы познакомились с различными видами сложного предложения. Сегодня на уроке вы более подробно узнаете об особенностях строения сложносочинённого предложения, а также о правилах постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Сложносочинённое предложение
  • Средства связи частей сложносочинённого предложения
  • Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Цели урока

  • Знать определение сложносочиненного предложения
  • Знать средства связи предикативных частей сложносочиненного предложения
  • Знать правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении
  • Уметь расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении
  • Уметь составлять схемы сложносочинённых предложений


Сложносочинённое предложение

Сложносочиненное предложение (ССП) – это такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами:

 

Зима была снежная, и все ждали сильного половодья (Д. Н. Мамин-Сибиряк).

 

Данное предложение состоит из двух предикативных частей:

 

1) Зима была снежная; 

2) Все ждали сильного половодья.

 

Эти предикативные части не зависят друг от друга: от одной части нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочиненного предложения связаны между собой сочинительной связью.

 

Хотя предикативные части, входящие в состав сложносочиненного предложения, имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение.

Средства связи частей сложносочиненного предложения

Связь предикативных частей в составе сложного предложения передается с помощью:

 

  • Интонации (голос повышается в конце первой части предложения и понижается к концу всего предложения);

 

  • Сочинительных союзов.

 

Помните о том, что сочинительный союз не входит ни в одну из частей предложения и не является членом предложения. 

 

Кроме того, иногда в ССП используются дополнительные средства связи:

 

  • Наличие общего второстепенного члена для частей предложения: Вчера были первые заморозки и все деревья покрылись серебристым инеем.
  • Употребление слов, требующих пояснения: Мы были дружны, и именно это нам помогло одержать победу.

Схема ССП предложения в общем виде выглядит следующим образом: [= –], и [– =].

 

Предикативные части ССП предложения изображаются квадратными скобками, внутри скобок указываются главные члены предложения, знак препинания и союз находятся между скобками, в конце обязательно ставится знак препинания.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочиненного предложения передаются на письме с помощью знаков препинания. 

 

Между частями ССП могут ставиться такие знаки препинания, как:

 

  • Запятая;
  • Точка с запятой (если части ССП сильно распространены или осложнены);
  • Тире (если передается резкое противопоставление по отношению к первой части).

Запятая перед союзом И не ставится, если в ССП имеется общий второстепенный член, который относится к обеим частям этого предложения: 

 

В лесу шумели деревья и пели птицы. Обстоятельство «в лесу» относится к обеим частям сложного предложения.


Примеры сложносочинённого предложения

 

1) Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьётся-бежит среди зелёных лугов знакомая наезженная дорога (И. Соколов-Микитов).

 

Это сложносочиненное предложение, в нем есть две предикативные части (грамматические основы: 1 - осталась колокольня, 2 - вьется-бежит дорога). Части ССП соединены интонацией и сочинительным соединительным союзом да, который выражает значение одновременно происходящих событий. 

Схема предложения: [= -], да [= -].

 

2) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А. С. Пушкин).

 

Это сложносочиненное предложение, так как в нем есть две предикативные части (грамматические основы: 1 - набежала туча, 2 - брызнул дождь). Они соединены интонацией и общим второстепенным членом (обстоятельство вскоре после восхода), поэтому запятая перед сочинительным соединительным союзом И не ставится. 

Схема предложения: [-.- = -] и [= -].

 

3) Тут раздался лёгкий свист — и Дубровский умолк (А. С. Пушкин). 

 

Это ССП предложение, так как в нем две предикативные части (грамматические основы: 1 - раздался свист, 2 - Дубровский умолк). Они соединены интонацией и сочинительным соединительным союзом И. В предложении стоит тире, так как происходит резкая смена событий. 

Схема предложения: [= –] – и [– =].

 

4) Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Ф. М. Достоевский).

 

Это ССП предложение, так как в нем две предикативные части (грамматические основы: 1 - стало грустно, 2 - что-то похожее на смех зашевелилось). Они соединены интонацией и сочинительным противительным союзом однако. Части разделяет точка с запятой, так как обе части значительно распространены. 

Схема предложения: [=]; однако [– =].


Контрольные вопросы:

 

1. Что такое сложносочинённое предложение?

2. Какие средства связи используются для связи предикативных частей сложносочиненного предложения? 

3. При каком условии части сложноподчиненного предложения не разделяются запятой?


Предыдущий урок
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Сложноподчиненное предложение

    Русский язык

  • Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения

    Химия

  • История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Строение и эволюция Вселенной

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке