Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Часть 2

Синтаксис и пунктуация

12.12.2024
2505
0

Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными цели, условия, причины, следствия, уступки

На предыдущем занятии мы с вами познакомились с пятью видами сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о видах обстоятельственных придаточных и поговорим о СПП с придаточными цели, условия, причины, следствия, уступки.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным
  • СПП с придаточным цели
  • СПП с придаточным условия
  • СПП с придаточным причины
  • СПП с придаточным следствия
  • СПП с придаточным уступительным

Цели урока

  • Знать особенности сложноподчинённых предложений с придаточными цели, условия, причины, следствия, уступки
  • Уметь находить СПП с придаточными цели, условия, причины, следствия, уступки в тексте, определять их вид, анализировать структуру

Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным цели


Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения.  Такие придаточные отвечают на вопросы для чего? зачем? с какой целью? 

 

Придаточное цели обычно относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы:

В этих сложноподчинённых предложениях иногда употребляется указательное слово затем:

                                 зачем?

Я приехал затем, чтобы объясниться.


Придаточные цели чаще всего следуют за главной частью сложноподчинённого предложения, но могут и предшествовать ей: 

                                                           зачем?

Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки (А. Пушкин).

 

Союзы, употребляющиеся в сложноподчинённом предложении с придаточными цели, часто бывают разделены запятой. При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения: 

 

Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна (К. Паустовский).

 

Обобщенная схема сложноподчинённого предложения с обстоятельственным придаточным цели будет выглядеть следующим образом:

Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным условия


Придаточные условия содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части предложения. Такие придаточные отвечают на вопрос при каком условии?

 

Придаточное условия обычно относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов если, ежели, когда (в значении союза если), коли (коль), коль скоро, раз, в случае если и др.:


Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.

 

В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если — то, если — так, если — тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной:

 

Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).

                                     

Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы).

 

Если бы я умел сочинять песни, то сочинил бы для тебя шедевр. 

 

Обобщенная схема сложноподчинённого предложения с обстоятельственным придаточным условия будет выглядеть следующим образом:

Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным причины


Придаточные причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главной части предложения.  Такие придаточные отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?

 

Придаточное причины относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др.:


Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.

 

Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза:

 

Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда! (М. А. Булгаков)

 

Обобщенная схема сложноподчинённого предложения с обстоятельственным придаточным причины будет выглядеть следующим образом:

Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия


Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главной части предложения. Такие придаточные отвечают на вопросы что произошло вследствие этого? что из этого следует?

 

Придаточное следствия относится ко всей главной части и присоединяется посредством союза так что:


Придаточное следствия всегда располагается после главной части:

 

Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М. Лермонтов)

 

Обобщенная схема сложноподчинённого предложения с обстоятельственным придаточным следствия будет выглядеть следующим образом:

Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным уступительным


В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главной части предложения.  При уступительных отношениях в главной части предложения сообщается о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Такие придаточные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

 

Придаточное уступительное относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов хотя, хотя ... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. и союзных слов в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни и др.: 

                                                        несмотря на что?

На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб).

 

                                                вопреки чему?

Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врожденного благородства (И. Ильф и Е. Петров).


Придаточные уступительные способны занимать любое положение по отношению к главной части. 

 

СПП с придаточными уступительными близки по значению к сложносочинённым предложениям с противительными союзами. Именно поэтому в главной части сложноподчинённого предложения с придаточным уступительным иногда могут употребляться противительные союзы но, а, однако, тем не менее, всё же. Они служат для усиления противопоставления:

 

Хоть юность в нём кипит, но не жесток в нём дух державный (А. С. Пушкин). 

 

Обобщенная схема сложноподчинённого предложения с обстоятельственным придаточным уступительным будет выглядеть следующим образом:


Проанализируем примеры

Перед нами сложноподчинённое предложение, в нём две предикативные части:

От главной части предложения задаём вопрос к придаточной (зачем? чтоб росли на нашем хлебе силачи-богатыри).  Средством связи предикативных частей является союз чтоб. Перед нами сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным цели.

                                               зачем?

Схема предложения: [- =], (чтоб = -).

Перед нами сложноподчинённое предложение, в нём две предикативные части:

От главной части предложения задаём вопрос к придаточной (при каком условии? когда в товарищах согласья нет).  Средством связи предикативных частей является союз когда. Перед нами сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным условия.

                                          при каком условии?

Схема предложения: Когда (=), [- =]. 

Перед нами сложноподчинённое предложение, в нём две предикативные части:

От главной части предложения задаём вопрос к придаточной (почему? так как она прочна и легка).  Средством связи предикативных частей является союз так как. Перед нами сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным причины.

                                               почему?

Схема предложения: [- =], (так как - =). 

Перед нами сложноподчинённое предложение, в нём две предикативные части:

От главной части предложения задаём вопрос к придаточной (что из этого следовало? так что становилось тяжело дышать).  Средством связи предикативных частей является союз так что. Перед нами сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия.

                                       что из этого следовало?

Схема предложения: [- =], (так что =). 

Перед нами сложноподчинённое предложение, в нём две предикативные части:

От главной части предложения задаём вопрос к придаточной (вопреки чему? несмотря на то что уже наступила ночь).  Средством связи предикативных частей является союз несмотря на то что. Перед нами сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным уступки.

                                              вопреки чему?

Схема предложения: [- =], (несмотря на то что = -). 


Контрольные вопросы:

 

  1. Как связаны между собой сложноподчинённые предложения причины и следствия?
  2. Что является средством связи предикативных частей в СПП с придаточным цели?
  3. Какое положение по отношению к главной части могут занимать придаточные уступительные?


Предыдущий урок
Пунктуация. Знаки препинания. Виды знаков препинания
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Виды СПП. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

    Алгебра

  • Изменения в повседневной жизни

    История

  • Транспорт веществ в организме. Удаление из организма конечных продуктов обмена

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке