Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Синтаксис и пунктуация

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

На предыдущем занятии мы узнали, что от значения бессоюзного сложного предложения зависит выбор знака препинания, разделяющего его предикативные части. Сегодня на уроке мы подробно поговорим о бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

Цели урока

  • Знать особенности бессоюзных сложных предложений со значением перечисления
  • Уметь находить БСП со значением перечисления в тексте, правильно расставлять в них знаки препинания

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления


Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий характеризуются перечислительной интонацией в устной речи (голос равномерно повышается в конце каждой предикативной части и снижается в конце всего предложения):


Между предикативными частями такого предложения возможна постановка двух знаков препинания: запятой и точки с запятой. 

 

Запятая ставится, если части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу:

 

Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).

 

Точка с запятой ставится, если между его частями нет тесной смысловой связи или они значительно распространены и имеют внутри себя запятые:

 

На светофоре загорелся зеленый свет; мужчина, посмотрев по сторонам, перешел через дорогу.


Проанализируем примеры

                                                                       

1)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (М. Ю. Лермонтов).

 

Перед нами бессоюзное сложное предложение со значением перечисления, в нём две предикативные части:

  1. Налево чернело глубокое ущелье 
  2. за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари

Вторая часть значительно распространена и осложнена двумя причастными оборотами, поэтому между предикативными частями стоит точка с запятой. 

 

Схема предложения: [= -]; [- =]. 

 

2)Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес. (Н. А. Некрасов).

 

Перед нами бессоюзное сложное предложение со значением перечисления, в нём три предикативные части:

  1. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес 
  2. ель надломленная стонет
  3. глухо шепчет темный лес

Все части тесно связаны между собой по смыслу и не осложнены, поэтому между предикативными частями сложного предложения стоят запятые. 

 

Схема предложения: [- =], [- =], [= -]. 


Контрольные вопросы:

 

  1. Каковы особенности бессоюзных сложных предложений?
  2. При каких условиях в БСП ставится запятая, а при каких – точка с запятой?
  3. Каковы особенности интонации в БСП?


Предыдущий урок
Сложноподчиненное предложение. Виды СПП. Повторение
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Бессоюзное сложное предложение. Повторение
Синтаксис и пунктуация
  • Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. Решение задач динамики равномерного движения по окружности

    Физика

  • Нарастание социальных противоречий. Причины и начало Первой российской революции

    История

  • Traits of character. Черты характера

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке