Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Синтаксис и пунктуация

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

На прошлом занятии мы с вами говорили о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. 

 

Желаем успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

Цели урока

  • Знать особенности сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным
  • Уметь находить СПП с придаточными изъяснительными в тексте, анализировать их структуру

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным


Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части (чаще всего сказуемые) сложноподчинённого предложения, лексическое значение которых таково, что они нуждаются в дополнительном пояснении. 

 

                              о чём?

Катя подумала , что лучше об этом сейчас не говорить. 


В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятие человека, его речь:

 

  • Глаголы (говорить, сообщить, спросить, думать, чувствовать и т.д.);
  • Прилагательные (рад, доволен, убеждён и т.д.);
  • Наречия и СКС (надо, ясно, понятно, жаль, нельзя, желательно и т.д.);
  • Существительные (вопрос, сообщение, известие и т.д.);
  • Устойчивые сочетания (проявить заботу, дать слово, высказать предположение и т.д.).

Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью:

 

  • Союзов (что, чтобы, как, будто);
  • Союзных слов (что, как, сколько, где, зачем, когда, куда, почему);
  • Частицы в роли союза (ли).

                                                   чем?

Туристы часто интересуются, сколько лет я уже работаю инструктором. 

                     о чём?

Я попросил, чтобы мне принесли воды. 

 

Придаточная часть, как правило, стоит после главной. 

 

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными могут иметь в своём составе указательные слова , которые чаще всего выражаются указательными местоимениями тот, то. Чаще всего это указательное местоимение изъять нельзя:

 

Я уверен в том , что завтра будет прекрасная погода.

Важно было то , что на это никто не обратил внимание.


Проанализируем пример

Это сложноподчинённое предложение, в нём две предикативные части:

 

  1. Трудно было понять (главная)
  2. о чём они говорили (придаточная).

 

От сказуемого в главной части мы задаём вопрос к придаточной что? Это СПП с придаточным изъяснительным. Средством связи выступает союзное слово о чём

                                              что?

Схема предложения: [=], (о чём …).


Контрольные вопросы:

 

1. Каковы особенности сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными?

2. Слова каких частей речи могут выступать в качестве поясняемых?

3. Что является средством связи предикативных частей сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным?


Предыдущий урок
Пунктуация. Знаки препинания. Виды знаков препинания
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Часть 2
Синтаксис и пунктуация
  • Многонациональное государство. Повседневная жизнь

    История

  • Альфа- и бета-распады. Правила смещения

    Физика

  • Электронные таблицы

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке