Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Синтаксис и пунктуация

21.12.2024
2963
0

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

На предыдущем занятии мы познакомились с бессоюзными сложными предложениями со значением причины, пояснения, дополнения. Сегодня на уроке мы поговорим о БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия

Цели урока

  • Знать особенности бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления, времени, условия и следствия
  • Уметь находить БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия в тексте, правильно расставлять в них знаки препинания

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия


Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия характеризуются тем, что между их частями в устной речи делается пауза, а на письме ставится тире: 

 

Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу пропал (К. Паустовский).


Интонационный рисунок в таких бессоюзных сложных предложениях может быть двух видов:

 

  • в БСП со значением следствия или вывода голос после первой части понижается, далее следует долгая пауза, и вторая часть произносится с обычной завершающей интонацией:

  • в БСП со значением противопоставления, времени, условия, сравнения голос повышается к концу первой части, далее следует долгая пауза, вторая часть произносится с обычной завершающей интонацией:

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия соотносятся с различными сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями. Соотношение БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия с другими видами сложных предложений представлено в Таблице 1. 

 

Таблица 1. Соотношение БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия с другими видами сложных предложений

 

Значение БСП

Пример БСП

С каким сложными предложением соотносится

Пример

Противопоставление одной части предложения другой

Служить бы рад – прислуживаться тошно (А. С. Грибоедов).

ССП с противительными союзами

Служить бы рад, но прислуживаться тошно (А. С. Грибоедов).

В первой части предложения значение времени или условия

Будет дождик – будут и грибки (А. С. Пушкин).

СПП с придаточным времени, условия

Если будет дождик, будут и грибки (А. С. Пушкин).

Во второй части предложения значение следствия или вывода применительно к тому, о чём говорилось в первой части 

Я умираю – мне не к чему лгать (И. С. Тургенев).

СПП с придаточным следствия

Я умираю, поэтому мне не к чему лгать (И. С. Тургенев).

Во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части

Молвит слово – соловей поёт (М. Ю. Лермонтов).

СПП с придаточным сравнения

Молвит слово, будто соловей поёт (М. Ю. Лермонтов).

 

Кроме того, тире в БСП и ССП ставится, если вторая предикативная часть содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий:

 

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (И. А. Крылов).


Проанализируем примеры

                                                                       

1)Дунул ветервсё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький).

 

Перед нами бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть содержит указание на быструю смену событий, поэтому ставим тире.

 

Схема предложения: [= -] - [- =, =, =]. 

 

2)Я бы в лётчики пошёлпусть меня научат (В. Маяковский).

 

Перед нами бессоюзное сложное предложение со значением следствия (Я бы в лётчики пошёл, поэтому пусть меня научат.)

 

Схема предложения: [- =] - [=].


Контрольные вопросы:

 

  1. Каковы особенности бессоюзных сложных предложений со значением противопоставления, времени, условия и следствия?
  2. Какой знак препинания ставится между предикативными частями БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия?
  3. Каковы особенности интонации в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия?


Предыдущий урок
Понятие о бессоюзном сложном предложении
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • А.И. Солженицын. «Матренин двор»

    Литература

  • Речевые жанры: путевые заметки

    Русский язык

  • Создание Web-сайта: оформление сайта, размещение сайта в Интернете

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке