- Неравенства второй степени с одной переменной;
- Алгоритм решения неравенств.
- Знать определение неравенства второй степени с одной переменной, алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной;
- Уметь решать неравенства второй степени с одной переменной.
- Какие есть способы решения квадратных уравнений?
- При каком условии квадратное уравнение не имеет корней?
- При каком значении коэффициента ветви параболы, графика квадратичной функции , направлены вверх?
Неравенства второй степени с одной переменной
В жизни вы часто сталкиваетесь со сравнениями: ценами в разных магазинах, доходов и расходов. Неравенства так же, как и уравнения, помогают решать важные задачи математики, экономики, практической жизнедеятельности. Например, в экономике есть зависимость прибыли от объема производства, и важно понимать, при каком объеме производства прибыль будет превышать издержки. Поэтому уметь решать неравенства также необходимо.
Одними из ключевых неравенств являются неравенства второй степени с одной переменной.
Неравенства вида и , где - переменная, , и - некоторые числа и называют неравенствами второй степени с одной переменной.
Алгоритм решения неравенства второй степени
Вам известно, что решение любого неравенства, в отличии от решения уравнения, в основном, есть промежуток или несколько промежутков. Тогда решить неравенство вида или означает найти промежутки, где выражение принимает положительные или отрицательные значения.
Решение неравенства второй степени очень похоже на решение квадратного уравнения. Отличие состоит в том, что после нахождения корней квадратного трёхчлена, которые разбивают область определения на промежутки, необходимо выбрать нужные промежутки. Приведем алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.
Алгоритм решения неравенств вида и
- Найти дискриминант квадратного трёхчлена и выяснить имеет ли трёхчлен корни.
- Если трёхчлен имеет корни, то отметить их на оси и через них провести схематически параболу, ветви которой направлены вверх при или вниз при ; если трёхчлен не имеет корней, то схематически изобразить параболу, расположенную в верхней полуплоскости при или в нижней полуплоскости при .
- Найти на оси промежутки, для которых точки параболы расположены выше оси (если решают неравенство ) или ниже оси если решают неравенство .
Пример 1
Решить неравенство .
Решение
1. Найдем корни трёхчлена , для этого решим уравнение:
,
,
, .
x2 – 3x + 2 > 0
2. Квадратный трёхчлен имеет два корня. Это значит, что парабола, заданная функцией , пересекает ось в двух точках, причём ветви параболы направлены вверх, так как .
3. Изобразим эту параболу и отметим промежутки, на которых парабола находится в верхней полуплоскости.
По рисунку 1 видно, что парабола лежит выше оси на промежутках и . Значит, решением неравенства является объединение этих промежутков, т.е. .
Ответ: .
По рисунку 1 также можно сделать вывод, что решением неравенства , будет интервал , т.к. на этом промежутке парабола лежит ниже оси .
Пример 2
Решить неравенство .
Решение
1. Найдем корни трёхчлена :
,
.
-x2 + 6x - 9 < 0
2. Квадратный трёхчлен имеет один корень. Это значит, что парабола, заданная функцией , пересекает ось в одной точке, ее ветви направлены вниз, так как .
Изобразим эту параболу и отметим промежутки, на которых парабола находится в нижней полуплоскости.
По рисунку 2 видно, что парабола лежит ниже оси на промежутках и . Значит, решением неравенства является объединение этих промежутков, т.е. .
Ответ: .
Обратим внимание, что неравенство не имеет решения, так как по рисунку 2 видно, что вся парабола лежит не выше оси .
Пример 3
Решить неравенство .
Решение
1. Найдем корни трёхчлена :
,
,
т.е. корней нет.
2. Квадратный трёхчлен не имеет корней. Это значит, что парабола, заданная функцией , не пересекает ось . Её ветви направлены вверх, так как .
3. Изобразим эту параболу и отметим промежутки, на которых парабола находится в верхней полуплоскости.
По рисунку 3 видно, что вся парабола лежит выше оси . Значит, решение – множество всех действительных чисел.
Ответ: - любое число.
Заметим, что неравенство не имеет решения, так как по рисунку 3 видно, что вся парабола лежит выше оси .
Упражнение
Решить неравенство:
Контрольные вопросы:
1. Как решить неравенство второй степени с одной переменной?
2. Может ли неравенство второй степени с одной переменной не иметь решения?
3. Чем отличается решение неравенства от решения неравенства из примера 1?
Упражнение
1. . 2. . 3. . 4. нет решений