- Решение целых рациональных неравенств методом интервалов
- Решение дробных рациональных неравенств методом интервалов
- Кратность корней
- Уметь решать целые рациональные неравенства
- Уметь решать дробные рациональные неравенства
- Уметь определять кратность корней
- Знать, как применять кратность корней в методе интервалов
- Что произойдет со знаком неравенства, если обе его части умножить или разделить на одно и то же отрицательное число? Положительное число?
- Что такое корни многочлена?
- Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?
Решение целых рациональных неравенств методом интервалов
До сих пор мы имели дело с линейными и квадратными неравенствами с одной переменной, а мы должны уметь решать разные неравенства. Одним из самых эффективных и универсальных методов решения неравенств является метод интервалов. С помощью это метода можно решить целое рациональное или дробное рациональное неравенство.
Начнем изучение метода интервалов с целых рациональных неравенств. С целыми рациональными уравнениями вы уже знакомы. Дадим определение для целого рационального неравенства.
Целым рациональным неравенством с одной переменной называют неравенство вида или , где — многочлен стандартного вида.
Самым удобным способом решения целых рациональных уравнений было разложение многочлена стандартного вида на множители. Поэтому прежде, чем решать целое рациональное неравенство вида или , необходимо разложить многочлен на множители.
Чтобы решить целое рациональное неравенство или , где — многочлен стандартного вида нужно:
- найти корни многочлена ;
- изобразить на координатной прямой получившиеся корни (корни разобьют прямую на промежутки);
- определить знак многочлена на каждом получившемся промежутке;
- выбрать промежутки со знаком " + " для неравенства или со знаком " − " для неравенства .
Обратим внимание на пункт 3 алгоритма. Чтобы определить знак на промежутке, достаточно подставить в многочлен любое число, принадлежащее этому промежутку, и проверить, какого знака будет значение выражение: положительное (знак " + ") или отрицательное (знак " − ").
Вообще, достаточно определить знак лишь на одном промежутке, а дальше чередовать знаки между собой.
Пример 1
Решите неравенство .
Решение
1. Многочлен уже разложен на множители, поэтому приравняем к нулю выражение в левой части и найдем корни:
или ,
или .
2. Отметим числа и на координатной прямой (рис. 1). Они разбили прямую на промежутки , и .
3. Определим знак на самом правом промежутке . Для этого в выражение подставим число из этого промежутка, например,
.
Получили положительное число, поэтому на самом правом промежутке ставим знак " + ". Дальше идем влево и чередуем знаки (рис. 1)

4. Выбираем промежутки со знаком " − ". Решение неравенства — промежуток .
Ответ: .
Упражнение 1
Решите неравенство:
1.
2.
Решение дробных рациональных неравенств методом интервалов
Определим алгоритм действий при решении дробных рациональных неравенств.
Дробным рациональным неравенством с одной переменной называют неравенство вида или , где , — многочлены стандартного вида.
Наличие области определения у дробного рационального неравенства — это важное его отличие от целого неравенства. Дробное неравенство содержит переменную в знаменателе, поэтому при решении всегда необходимо учитывать, что знаменатель не должен обраться в нуль, т. е. .
Значения переменной , при которых числитель обращается в нуль будем называть нули числителя , а значения , при которых знаменатель равен нулю — нули знаменателя . Причём, нули знаменателя выколоты всегда, а нули числителя — для строгих неравенств (содержащих знак " > " или " < ").
Чтобы решить дробное рациональное неравенство или , где , — многочлены стандартного вида нужно:
- найти нули числителя и знаменателя;
- изобразить на координатной прямой получившиеся нули (они разобьют прямую на промежутки);
- определить знак выражения на каждом получившемся промежутке;
- выбрать промежутки со знаком " + " для неравенства или со знаком " − " для неравенства
Точно также, как и для целых неравенств, в пункте 3 достаточно определить знак на одном из промежутков, а дальше — чередовать их.
Пример 2
Решите неравенство: .
Решение
1. Найдем нули числителя. Для этого к нулю приравняем выражение :
,
.
Найдем нули знаменателя. Для этого к нулю приравняем выражение :
.
2. Отметим число на координатной прямой точкой, а числа и — выколотыми точками (рис. 2). Они разбили прямую на промежутки , , и .
3. Определим знак на самом правом промежутке . Для этого в выражение подставим число из этого промежутка, например, :
Получили отрицательное число, поэтому на самом правом промежутке ставим знак " − ". Дальше идем влево по промежуткам и чередуем знаки (рис. 2).

Рис. 2. Решение неравенства
4. Выбираем промежутки со знаком " + ". Решение неравенства — промежутки и .
Ответ: .
Упражнение 2
Решите неравенство:
1. , 2.
Кратность корней
Метод интервалов включает в себя одну важную особенность. Дело в том, что чередовать знаки на промежутках можно не всегда. С этой особенностью связано понятие — кратность корня.
Кратность корня некоторого выражения , где — многочлен или дробное рациональное выражение, — это число, показывающее сколько раз двучлен входит в выражение .
Например, некоторое значение переменной , равное , может обращать в нуль и числитель, и знаменатель, или выражение, нулем которого является , стоит в четной степени.
Если кратность корня чётная, то знак при переходе через этот корень не меняется, другими словами, знаки справа и слева от этого корня должны совпадать.
Рассмотрим, как учитывать кратность корней на примере.
Пример 3
Решите неравенство:
Решение
1. Найдем нули числителя. Для этого к нулю приравняем выражение :
, .
При этом является корнем четной кратности. Найдем нули знаменателя. Для этого к нулю приравняем выражение :
,
или ,
или .
2. Отметим числа , и на координатной прямой выколотыми точками (рис. 3). Они разбили прямую на промежутки , , и .
3. Определим знак на самом правом промежутке . Для этого в выражение в левой части неравенства подставим, например, :
Получили положительное число, поэтому на самом правом промежутке пишем знак " + ". Дальше чередуем, учитывая кратность нуля , т. е. справа и слева от числа знаки должны совпадать. (рис. 3).

Рис. 3. Решение неравенства
4. Выбираем промежутки со знаком " − ". Решение неравенства — промежуток .
Ответ: .
Упражнение 3
Решите неравенство: .
Контрольные вопросы
1. Какие неравенства можно решить с помощью метода интервалов?
2. Зачем в дробном рациональном неравенстве разделять нули числителя и нули знаменателя?
3. Как определить кратность корня?
4. На что влияет кратность корня?
Упражнение 1
1. . 2.
Упражнение 2
1. . 2. .
Упражнение 3
.