- Защита прав и свобод человека средствами ООН
- Европейская система защиты прав человека
- Проблема отмены смертной казни
- Международные преступления и правонарушения
- Полномочия международного уголовного суда
- уметь характеризовать функции и полномочия ООН в области прав человека, описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы, называть виды международных преступлений
20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс, который часто называют «судом истории», так как он поставил точку в разгроме нацистов. Впервые в истории за военные преступления расплачивались конкретные личности. Количество злодеяний фашистов и их помощников, которые смогли установить и придать огласке в Нюрнбергском трибунале, порой становится сложно представить. Фантазия нацистских злодеев не имела себе равных в жестокости и античеловечности. Обвиняемые не признавали никаких конвенций и рамок, возродив рабство и изобретая методы массовых убийств. Факты бесчеловечных опытов, газовых печей — это лишь часть ужаса, который пережил мир.
Может ли сейчас мир жить спокойно? Какие меры принимает мировое сообщество, чтоб защитить человека?
Защита прав и свобод человека средствами ООН
В 1945 году возникла Организация Объединённых Наций. Её цель состояла в организации сотрудничества стран, в том числе по вопросам защиты прав человека (рис. 1).
Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
ООН состоит из целого ряда органов, к которым относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и другие. Они занимаются созданием различных рекомендаций и проектов, подготовкой и проведением конференций, а также могут проводить исследования или оказывать помощь государствам.
ООН и действующие под её эгидой организации добиваются реализации прав и свобод человека, осуществляют их защиту в условиях мирного и военного времени. Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).
Главным административным должностным лицом ООН является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной ассамблеей ООН. Особое место в системе органов ООН принадлежит Верховному комиссару по правам человека.
Это должностное лицо ООН, отвечающее за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми своих прав.
В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека, которой была поручена работа с Международным биллем о правах человека. В него входят несколько соглашений.
Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека:
- право на жизнь;
- право на свободу;
- право на личную неприкосновенность;
- право на равенство.
В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребёнка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.
Европейская система защиты прав человека
Во второй половине XX в. в европейской практике оформилась эффективная система судебной защиты прав человека (европейская система защиты прав человека, ЕСПЧ) (рис. 2), которая представляет собой совокупность содержащихся в европейских конвенциях и инкорпорированных в национальное законодательство европейских государств правовых норм о защите прав человека, а также деятельность Совета Европы и его органов по их реализации государствами-членами Совета Европы. Он был создан в 1949 году как европейская организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Он объединяет сегодня уже четыре десятка стран, включая и нашу.
Существует более 150 европейских документов, касающихся прав человека, но это многосторонние документы. Исследователи подсчитали, что в этих 150 документах содержится 75 тысяч односторонних обязательств, ведь большую часть деятельности Совета Европы занимает именно защита прав человека.
Во-первых, перечень прав и основных свобод содержится в двух важнейших документах: Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской Социальной Хартии. Эти два договора закрепляют перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку в государствах-членах и каждому человеку, который находится под юрисдикцией государств, вступивших в Совет Европы. Они также гарантируют коллективные системы надзора и гарантии соблюдения этих прав. Эти документы были дополнены ещё одним документом — Конвенцией о предупреждении пыток, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращений. Кроме того, есть ещё большое количество других актов по очень широкому кругу проблем, но в основном они посвящены защите прав человека.
Конвенция и её механизмы не предназначены для того, чтобы как-то заместить собой национальные системы защиты прав человека. Их цель — лишь предоставить дополнительную гарантию тем системам защиты прав человека, которые созданы национальными правовыми системами.
Обращения в ЕСПЧ бывают двух видов: в форме жалоб государств и индивидуальных жалоб (рис. 3).
Субъектами индивидуальных жалоб могут быть не только физические, но и юридические лица и организация (например, газеты или профсоюзы. В качестве заявителей могут выступать и группы лиц. В этой группе лиц каждое лицо подаёт жалобу на нарушение, совершённое в отношении каждого из них.
При подаче заявления в Европейский Суд необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий:
- во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами;
- во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии;
- в-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом;
- в-четвёртых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции;
- в-пятых, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права и прежде всего судебные средства.
Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Каковы последствия принятия решений? В первую очередь, это выплата компенсации жертве нарушения прав. Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов. Обычно, если Суд констатирует нарушение, он принимает решение о возмещении вреда, причинённого нарушением. Компенсации бывают достаточно существенными, поэтому это серьёзный рычаг воздействия на государство, виновное в нарушении прав. Комитет Министров, который надзирает за выполнением решений, не имеет права непосредственно вмешиваться в надзор и в исполнение этих решений, но имеет право налагать определённые санкции. В том числе могут применяться санкции приостановления членства Совета Европы или вообще исключения из членов организации, что имеет очень большое политическое значение.
Проблема отмены смертной казни
В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств-членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.
Смертная казнь является весьма строгим способом наказания преступников в уголовном праве, иногда, конечно, справедливым, но всё же жестоким. Этот процесс имеет и сторонников, и противников, и те и другие приводят свои аргументы, касательно данного наказания, поэтому этот вопрос остаётся всегда открытым. Проблема смертной казни вызывает множество дискуссий, споров, дебатов. Её актуальность связана с тем, что смертная казнь, используемая во многих государствах мира, нарушает самое главное естественное право
человека — на жизнь.
На протяжении последних 30 лет Совет Европы работал над запретом смертной казни в Европе. За последние 10 лет ни в одной из 47 стран в составе Совета Европы не был исполнен ни один смертный приговор. В большинстве из этих стран смертная казнь юридически запрещена. Смертная казнь как мера наказания в РФ была запрещена Конституционным судом в 2009 году. Россия вступила в Совет Европы, после чего её обязали уложиться в срок, равный трём годам, по отмене смертной казни. А если отмены не произойдет, то Российская Федерация подвергалась риску быть исключённой из Совета.
Право на жизнь и запрещение пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения лежат в основе Европейской Конвенции о правах человека. Эта Конвенция, составленная Советом Европы и принятая в 1950 году, излагает фундаментальные принципы, которые гарантируют соблюдение прав человека на территории 47 государств-членов, где проживают более 800 миллионов европейцев. Запрет на смертную казнь в мирное время обеспечивает
Протокол № 6, и все страны, кроме одной, подписали и ратифицировали его. Протокол № 13 распространяет этот запрет на все обстоятельства, включая военное время. Сегодня этот протокол ждёт ратификации со стороны восьми стран. В данный момент государства смягчают законодательство: отменяя или приостанавливая смертную казнь.
Какие же возникают проблемы применения смертной казни, и какие существуют «за» и «против» её применения?
Во-первых, применение данного вида наказания придерживает многих преступников от того, чтобы совершать разного рода преступления. Помимо этого, кардинальный способ воздействия на преступников исключает риски рецидивов, то есть при отмене смертной казни преступник может вновь повторить свой поступок, а при наличии смертной казни такого уже не случится. Есть ещё один аргумент, который выступает «за»: так можно экономить денежные средства, которые идут на содержание преступников.
Но смертная казнь имеет и противников, которые выдвигают разные аргументы за её отмену. Например, многие считают, что человек может перевоспитаться посредством менее кардинального и сурового наказания и встать на праведный путь, тогда как смертная казнь не даёт человеку выбора и возможности на исправление.
Веским аргументом является то, что государство не придерживается заповеди, гласящей «не убий». Нарушение прав человека не должно караться нарушением права на жизнь. Запрет на смертную казнь не означает проявления мягкости к преступлениям: люди, совершившие тяжкие преступления, должны быть строго наказаны, они должны осознать, что их поведение недопустимо.
Может показаться парадоксальным, что насильнику и убийце даётся право на жизнь несмотря на то, что жертвы их преступлений так жестоко пострадали. Тем не менее убийство, санкционированное государством (чем, в сущности, и является смертная казнь) никак не отстаивает прав жертвы. Убийство преступника — это ещё одно преступление, которое никак не может исправить прошлого, какие бы страдания и боль не испытала на себе его жертва. Оно не может воскресить жертву, но лишь расширяет круг насилия и жестокости.
То есть получается так, что правоохранительные органы борются с преступностью, с совершениями убийств, а сами могут взять и лишить жизни человека, хоть он и является преступником.
Очень важной и серьёзной проблемой применения смертной казни является то, что она является необратимым процессом. Если вдруг впоследствии будет доказана невиновность человека, то его уже будет не вернуть, такие случаи неоднократно происходили за всю историю проведения смертной казни. Вообще смертная казнь может быть принята государством, но вот только это совсем не означает, что ей необходимо пользоваться, она может существовать и просто теоретически, не применяясь при этом на практике. Ведь таким образом исключатся риски ошибок в связи с наказанием осуждённого, также это будет правильным решением исходя из гуманистических соображений.
Практическое задание 1
В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Как вы относитесь к проблеме смертной казни?
Международные преступления и правонарушения
Научно-технический прогресс, а также активное развитие международных экономических отношений, межкультурных связей, транспортной сети и сетей связи, являются высоким достижением современной цивилизации. Однако указанные изменения принесли с собой и совершенствование преступной деятельности. Постепенно проблема преступности становится международной, сначала обусловленной необходимостью подавления революционных движений, а затем и широким развитием общеуголовных преступлений. С течением времени некоторые действия самих государств стали определяться как преступные, которые нарушают интересы не только одного конкретного государства, но также и ставят под угрозу мировой правопорядок в целом.
Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты). Международные преступления являются опасными для всего мира нарушениями принципов и норм международного права.
Международное преступление — это тяжкое международное противоправное деяние, которое посягает на основы существования государств, подрывает всеобщие принципы международного права, а также угрожает международному миру и безопасности (рис. 4).
Такие преступления посягают на отношения против мира и безопасности человечества, а также представляют высокую степень опасности для нормальных отношений между государствами независимо от их социально-политических условий.
Особенностями международных преступлений являются:
- преступления совершаются государствами, должностными лицами, которые используют механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;
- преступления совершаются в непосредственной связи с государством;
- деяния посягают на международный мир, безопасность, а также угрожают основам международного правопорядка.
Среди всех видов международных преступлений особняком стоят военные преступления. Эти международные преступления представляют собой нарушения законов и обычаев войны. К ним относятся: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находившихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др.
Преступления против мира и безопасности человечества — понятие в международном праве, характеризуемое как планирование, развязывание и ведение агрессивной войны в нарушение международных соглашений или договорённостей. Общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие мирное сосуществование и развитие государств, а также безопасность человечества в целом.
К преступлениям против мира относятся:
- планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;
- публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;
- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;
- наёмничество.
Преступления против безопасности человечества:
- разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;
- применение запрещённых средств и методов ведения войны;
- геноцид;
- экоцид.
Преступления против человечности. К этим преступлениям относятся убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершённые в отношении гражданского населения до или во время войны.
В перечень преступлений против человечности включены также пытки, насильственное исчезновение людей и апартеид, когда они совершаются в
рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых
гражданских лиц.
К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных нарушений Женевских конвенций 1949 года, а также других законов и обычаев войны. В качестве примеров военных преступлений основными выступают действия германской армии в период Великой Отечественной войны.
Полномочия международного уголовного суда
1 июля 2002 г. на основе международного договора, принятого на Дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 г., был учреждён постоянно действующий судебный орган — Международный уголовный суд (далее — МУС или Суд), который осуществляет юрисдикцию в отношении лиц, совершивших международные преступления.
Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также с 2010 г. за преступления агрессии.
Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды («государство пребывания»). МУС имеет с государством пребывания соглашение о штаб-квартире, одобренное Ассамблеей государств-участников, заключённое председателем Суда от имени МУС.
Всего в Суде 18 судей. Состав Суда должен обеспечить представительство основных правовых систем мира, справедливое географическое представительство и справедливое представительство женщин и мужчин. В настоящее время двое судей представляют Восточную Европу, двое — Азию,
трое — Африку, четверо — Латинскую Америку, а остальные семь — Западную Европу и другие государства. Официальных языков шесть: английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский. В качестве рабочих языков используются только английский и французский.
Суд может осуществлять свои функции и полномочия, как это предусмотрено в Статуте МУС, на территории любого государства-участника и по специальному соглашению на территории любого другого государства.
Согласно данным на сайте Международного уголовного суда, сейчас суд ведёт 11 расследований, в предварительном порядке изучает ещё 10 дел. Среди них предполагаемые преступления, совершённые в Бурунди, Кении, Центральноафриканской Республике, Мали, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Афганистане, Уганде и др.
За годы своего существования МУС так и не смог привлечь к ответственности ни одного действующего политического деятеля или хотя бы политика или военного, выступающего в конфликте на стороне государства. Пока все обвиняемые в МУС — это либо бывшие свергнутые лидеры, либо оппозиционеры-мятежники. Расследования и процессы над действующими политиками пока успехом не увенчались.
ИТОГИ
Международная защита прав человека — совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств для поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.
Европейская система защиты прав человека и в частности Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), нацелена на установление справедливого баланса между национальной безопасностью и правами человека. Защита национальной безопасности составляет одно из важнейших оснований ограничения прав, закреплённых в Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод.
Одной из особенностей современного общества является существование международно-правовой системы защиты прав человека, которая действует наряду с государственными правовыми системами. Она призвана поддерживать порядок, охранять общепризнанные права, создавать нормы, отвечающие переменам в общественной жизни.
Контрольные вопросы
1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?
2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?
3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?
4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?
5. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны?
Словарь урока
Апартеид — международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации и угнетения.
Сегрегация — это принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни.
Геноцид — действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.
Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
ЖЕНЕВСКИЕ КОНФЕНЦИИ 1949 ГОДА — многосторонние международные соглашения, установившие гуманитарные правила ведения войны.