- Правовая база противодействия терроризму в России
- Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму
- Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму
- знать основные понятия: терроризм, экстремизм, НАК
- уметь характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму, описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму
Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, «скорой помощи» влечёт за собой административное наказание, включающее сравнительно небольшой штраф. В то же время заведомо ложное сообщение о минировании здания, об угрозе террористического акта считается уголовным преступлением, санкции за него гораздо более серьёзные, вплоть до лишения свободы сроком на три года. Чем вызвано такое различие в юридической оценке на первый взгляд схожих действий, которые иногда считают просто телефонным хулиганством?
Правовая база противодействия терроризму в России
В настоящее время проблема терроризма и экстремизма остаётся одной из самых серьёзных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими и террористическими группировками входит в число самых актуальных задач современного общества. Понятие экстремизма, или экстремистской деятельности включает пропаганду расовых, межнациональных и религиозных конфликтов с использованием методов агрессивного и незаконного воздействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности. Экстремистская деятельность выражается в различных формах гражданского неповиновения, в том числе террористических акциях, направленных против органов государственного управления и представителей властных структур, а также мирного населения.
Таким образом, терроризм — одно из проявлений экстремизма, форма политической борьбы, связанная с применением идеологически мотивированного насилия.
Правовые основы противодействия экстремистской
деятельности — это правовое обеспечение в области борьбы с экстремистской деятельностью. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», но и в ином законодательстве.
Прежде всего необходимо назвать Конституцию РФ, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права. По сути экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ.
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности.
Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.
Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму
Согласно перечисленным выше нормативным документам определены полномочия в сфере противодействия терроризму органов государственной власти — Президента и Правительства РФ, а также структур, созданных с целью повышения эффективности координации антитеррористической деятельности — Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, а также антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах РФ. Президент РФ определяет основные направления государственной антитеррористической политики, устанавливает компетенцию непосредственно руководимых им федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, а также принимает решение об использовании воинских и специальных подразделений за рубежом для борьбы с террористическими проявлениями против Российской Федерации и её граждан.
Правительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти (руководство деятельностью которых оно осуществляет) в сфере противодействия терроризму, организует разработку и реализацию антитеррористических мероприятий, всестороннее обеспечение антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Координатором действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года
№ 116 «О мерах по противодействию терроризму» определён Национальный антитеррористический комитет.
В субъектах РФ координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые главами субъектов РФ.
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета образован Федеральный оперативный штаб.
Управление контртеррористическими операциями в субъектах РФ осуществляют сформированные в них для этой цели оперативные штабы.
Деятельность антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах РФ координируется и контролируется Национальным антитеррористическим комитетом.
Председателем Комитета по должности является Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Основные направления деятельности НАК:
- координация деятельности по профилактике терроризма (разработка общегосударственных мер; координация и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах РФ; международное сотрудничество в области противодействия терроризму);
- координация деятельности по борьбе с терроризмом (организация оперативного реагирования на террористические угрозы; планирование применения сил и средств оперативных штабов при проведении контртеррористических операций и др.);
- информационная деятельность (взаимодействие со СМИ в области информационно-пропагандистского сопровождения деятельности НАК; противодействие распространению среди населения искажённой или недостоверной информации о преступлениях террористов);
- аналитическая деятельность (разработка и сопровождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму и др.).
Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму
Особую роль в борьбе с терроризмом играют средства массовой информации. Организаторы террористических актов заинтересованы в широком освещении этих событий в массмедиа, чтобы посеять панику среди населения, дестабилизировать политическую ситуацию. В истории борьбы с террором бывало, что СМИ становились трибуной для пропаганды взглядов террористов, когда журналисты брали интервью у их главарей. Бывало, что позиции террористов подавались как проявление национально-освободительной борьбы. В этих случаях СМИ создавали своего рода информационное прикрытие для террористической деятельности.
Средства массовой информации обязаны сообщать об актах терроризма. Но освещение таких событий требует особого подхода и целого ряда ограничений. Союз журналистов России принял этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции. Они предполагают, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв; журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции; при работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.
Профилактика экстремизма и терроризма — задача не только государства, но в немалой степени и представителей гражданского общества. Данная работа зависит от деятельности общественных и религиозных организаций, выступающих как инструмент утверждения мира.
Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно в молодёжной среде. Участие гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму состоит в том, чтобы раскрыть назначение и сущность того, что выдаётся за «конфликт», а по сути является преступностью и бандитизмом. Гражданскому обществу важно осознать, что экстремисты и террористы и их пособники живут в данном обществе, подвержены его информационному, эмоциональному и психологическому воздействию. А само информационно-психологическое влияние общества может быть по своей форме различным. Важно, чтобы влияние было направлено на нетерпимость к любому роду и виду проявления ненависти и насилия внутри общества, обличение преступной сущности экстремизма и терроризма.
ИТОГИ
Одной из приоритетных задач обеспечения безопасности государства является противодействие экстремистской и террористической деятельности. Одними из основных направлений антитеррористической защищённости населения выступает разработка и совершенствование нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Организация борьбы с терроризмом предполагает серьёзную систематическую работу, связанную с анализом причин возникновения и распространения терроризма, выявлением субъектов террористической деятельности, обеспечением взаимодействия различных субъектов противодействия терроризму и др.
Средства массовой информации (СМИ), являясь важнейшим средством социальной коммуникации, в сфере противодействия терроризму и экстремизму предназначены обеспечить своевременную и достоверную информацию о террористических угрозах, о действиях государственной власти и правоохранительных органов по обеспечению безопасности.
Контрольные вопросы
1. Что такое НАК и каковы основные направления его деятельности?
2. Какие документы регулируют антитеррористическую деятельность органов власти в РФ?
3. Почему СМИ называют важнейшим средством политики противодействия терроризму?
4. Как институты гражданского общества могут помочь государству в борьбе с терроризмом?
Словарь урока
Экстремизм — это приверженность крайним взглядам и, в особенности, к мерам.
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, организациями местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением насилием и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Национальный антитеррористический комитет (НАК) —федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.