Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек в ХХI веке

Право

29.03.2024
2468
0

Человек в XXI веке

 

План урока

  • Человек и глобальные вызовы современного общества
  • Человек в мире информации
  • Человек и ценности современного общества

Цели урока

  • уметь называть основные проблемы человечества в XXI веке, ведущие духовные ценности современного общества, позитивные и негативные стороны воздействия информационных потоков на человека, формулировать свою точку зрения

Разминка

Общество постоянно развивается, изменяется. Высокоразвитые страны во второй половине ХХ века осуществили переход к информационному (постиндустриальному) обществу. Некоторые исследователи считают, что и в России уже проявляются черты этой ступени развития. К чему же должен быть готов человек информационного общества? Относите ли вы себя к виду Homo informaticus?

Человек и глобальные вызовы современного общества

Конец XX в. ознаменовался обострением глобальных проблем, которые поставили вопрос уже не столько о прогрессе, сколько о выживании человечестваСреди проблем современности, обретающих планетарный характер, следует назвать экологическую проблему, которая находит своё отражение в нерациональном, хищническом использовании природных ресурсов, в продовольственных и топливно-энергетических кризисах, в разрушении природы как среды обитания человека.

Глобальной проблемой современности считается также и невиданное доселе распространение наркотиков, жертвами которых становится в основном молодёжь. Можно без преувеличения сказать, что наркотизация молодёжи представляет собой угрозу будущему человечества. Борьба с наркотрафиком, опутавшим своими сетями все континенты, невозможна без объединения усилий всех государств, которые создают сегодня международные организации для борьбы с этим опасным явлением.

Питательной средой проблем планетарного масштаба многие считают такое новое явление, как глобализация. Глобализация — это процесс интенсивной интеграции мирового сообщества в экономической сфере, оказывающий влияние на политику и культуру. Вы уже знаете, что глобализация находит своё выражение в появлении транснациональных корпораций, в глобальном переплетении финансовых рынков, в чрезвычайной плотности сферы международной торговли, в беспрецедентном распространении информационных технологий. Однако эти, казалось бы, естественные процессы, которые предоставляют широкие возможности самореализации человека в сфере образования, культуры, профессиональной деятельности, имеют и свою оборотную сторону. Неравномерность развития стран и регионов ставит в неравноправное положение развитые державы и страны с более низким уровнем экономического развития, которые начинают испытывать давление со стороны более сильных партнёров. Борьба за природные ресурсы, рынки сбыта, политическое доминирование неизбежно вызывают конфликты между странами.

Процесс глобализации имеет ряд негативных последствий, одна из них — национально-культурной идентичности. Затираются культурные границы, размываются, теряются ценности самобытных культур. Мы становимся примерно с одинаковыми потребностями: джинсы, быстрая еда, быстрая музыка. Именно против этого выступают антиглобалисты, тем самым провоцируя противостояние культур. 

По мере разрастания процесса глобализации усиливаются противоречия между насаждаемыми культурами, которые имеют транснациональный характер, и культурами, которые стремятся сохранить свою идентичность. Отсюда разного рода всплески национализма, цель которых сохранить свои традиции.

Пытаясь разобраться в причинах нарастания глобальных опасностей, многие современные мыслители говорят об «антропологическом кризисе», т. е. о кризисе самого человека. Сегодня, полагают они, окончательно подорвана вера в способность человека с помощью разума установить совершенный миропорядок. Недоверие к разуму порождает пессимистические варианты конца истории, спектр которых колеблется от физической гибели всего живого на Земле до погружения в безвременье, лишающее человека надежд на лучшее будущее. Сомнения в способности человеческого разума устранить или хотя бы смягчить глобальные угрозы приводит некоторых учёных к пессимистической идее грядущей эпохи «борьбы цивилизаций». Нарастание противоречий в сфере культуры, вызванных неравномерным развитием стран и народов, влечёт за собой «столкновение цивилизаций и континентов». Угроза третьей мировой войны коренится не в экономической и политической сферах, а в культурной. Нестабильность, неустойчивость современного мира расценивается как начало «конца» истории человечества в прямом смысле этого слова.

Человек в мире информации

Мудрецы говорят: «Кто владеет знанием, тот владеет миром!» Этот тезис с таким же успехом можно применить и к получению информации в современном человеческом обществе. Сегодня человек и информация тесно связаны между собой. И здесь хорошо срабатывает правило: кто первый узнал, тот и в выигрыше, а кто с опозданием — проиграл. Прежде чем говорить о взаимодействии современного человека и информации, необходимо понять, что же такое информация.

 


Информация — это все те сведения и знания, которые только есть в мире и которые доступны человеку (а сегодня при желании человек может получить доступ практически ко всему). 


 

И в современном мире этих сведений очень и очень много. Несоизмеримо больше, чем пятьдесят или сто лет назад. Человек того времени был бы шокирован количеством информации, которое современному населению кажется совершенно нормальным. Разнообразные новости, интересные факты, полезные советы и просто пустая болтовня постоянно сыплются на жителей всей планеты из многочисленных источников и посредников передачи информации: через телевидение, Интернет, радио, книги, журналы, разговорную речь и так далее. И из этого следуют вполне логичные и закономерные вопросы: являются ли все эти сведения действительно необходимыми? И может ли человек справиться с таким объёмом информации и как ему это сделать? 

Люди в современном мире привыкли жить в окружении информационных потоков. Сегодня человек за день получает столько информации, сколько 100–150 лет назад он получал за всю жизнь (во внимание мы принимаем усредненного человека: речь, конечно, не идёт о людях, у которых потенциальная возможность получать разнообразные сведения была выше, то есть о тех, кто принадлежал к высшему сословию. Большинство же населения составляли рабочие или крестьяне, которые всю свою жизнь проводили в замкнутом мирке собственного быта).

Если поразмыслить, вся ли эта информация человеку необходима? У каждого человека складываются свои потребности, в том числе и духовные. Кому-то интересны новостные страницы, информация о новшествах науки и техники. Он конечно же может не воспринимать другую информацию, но случайно услышанное слово уже заполняет мозг человека. А для действительно важной информации уже  недостаточно места. Теоретически человеческий мозг может хранить от 1 до 7 миллионов мегабайт информации. Однако даже этого не может быть достаточно при том количестве сведений, что существует сегодня в мире. 

Из этого следуют проблема номер два: что делать со всей этой информацией? Если попытаться провести условное разграничение, то можно выделить несколько путей или способов, с помощью которых люди пытаются справиться с бесконечным потоком данных. 

  • Первый и самый непродуктивный — поглощение всей информации без разбора. Некоторым индивидуумам кажется, что чем больше они знают обо всём, тем лучше, но в результате такое стремление объять необъятное ни к чему хорошему не приводит: в голове человека в полном беспорядке сохраняется огромное количество данных, применение которым иногда найти бывает очень сложно.
  • Второй способ — игнорирование бесполезной и ненужной информации в попытке оставить только необходимое. Увы, и у этого метода есть недостатки: иногда разделить сведения на важные и лишние бывает очень сложно, это приводит к тому, что человек просто отбрасывает всё вместе и остаётся без полезных для него данных.
  • Третий и наиболее оптимальный — стремление вычленить наиболее принципиальную информацию, не оставляя в стороне и всё остальное. К сожалению, такое удаётся человеку нечасто, опять же из-за неумения правильно разделить данные по важности. И это приводит к тому, что в результате люди просто оставляют попытки как-то совладать со всей этой информацией. Но так делать нельзя. Ведь не зря ещё в 1815 году Ротшильд произнёс слова, которые не раз доказали свою правдивость: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Тогда Ротшильду, первому узнавшему о разгроме Наполеона под Ватерлоо, удалось заработать 40 миллионов фунтов стерлингов на Лондонской бирже. То есть уже 200 лет назад люди поняли, насколько важно обладать информацией и управлять ею. В современном мире часто случается, что происходит подмена субъекта и объекта в отношениях между человеком и информацией: не человек управляет информацией, но она им. Зато те, кому удаётся подчинить информацию себе, в результате оказываются «у руля». Ведь чем меньше человек знает, тем меньше он понимает, и им можно управлять, и, соответственно, наоборот.

Отсюда же вытекает проблема открытости информации. Нужно ли человеку знать всё? И если нет, то сколько конкретно знать можно? На эти вопросы ответить сложно, если не невозможно. Вспомним скандальные WikiLeaks: с одной стороны, сколько возможностей они дали простому обывателю, с другой — сколько проблем принесли. Этот пример показателен как раз в том смысле, что мы не можем однозначно сказать, хотим ли сами знать действительно всё.

Человек и ценности современного общества

Рассматривая культуру определённого общества на конкретном историческом этапе, принято, прежде всего, характеризовать существующую в нём систему основных ценностей (т. е. менталитет данного общества), которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике и т. д. Сейчас в центре внимания учёных — философов, культурологов, социологов — находится вопрос о ценностях информационного общества.

В начале XXI в. сформировалась следующая система ценностей «информационного общества»: ориентация на «общество знаний» и на цифровую форму представления информации; на инновационную природу и виртуализацию производства в киберпространстве и как следствие — масштабное увеличение доли информационных продуктов и услуг в экономике.

Компьютерная революция во главе с такими создателями информационных технологий, как Стив Джобс, Билл Гейтс, Ларри Пейдж, Марк Цукерберг, Сергей Брин, Павел Дуров и Евгений Касперский интегрировала информационные технологии во все сферы человеческой деятельности. Под влиянием ИКТ сформировались ценности общества, среди которых отмечается:

  • информация — главная ценность и структурообразующая основа информационного общества; она способствует росту духовного потенциала людей, способствует их всестороннему развитию и совершенствованию; информация определяет жизнь человека в обществе;
  • знания — ключевой ресурс развития открытого общества; это осмысленная и понятая информация (включает понимание, осмысление, конкретизацию, отбор нужной информации и «отсечение» лишней);
  • информатизация — внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества; глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов; направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума;
  • глобализация — процесс, формирующий некий единый мир, разрушающий фрагментацию цивилизации, создающий черты нового «сетевого мира», в котором связываются все люди, государства и нации;
  • коммуникация — ключевой элемент информационного общества; принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов состоит в том, что оно ориентировано на нахождение взаимопонимания между социальными субъектами;
  • индивидуализация — верховенство индивидуального начала над всеобщим, многообразия над одинаковостью. Процесс индивидуализации личности проявляет себя в стремлении человека быть самим собой, выступать в качестве «оператора», имеющего возможность свободного выбора и комбинаций, быть отличным от других индивидов и поведением и вкусами, освободиться от предписываемых обществом ролей и социальных правил, нести ответственность за свою жизнь и оптимальным образом распоряжаться своим эстетическим, эмоциональным, физическим, чувственным и т. д. опытом, то есть быть самостоятельной личностью;
  • интеллект — умственные способности личности по переработке информации, связанные с пониманием, постижением, стилем и стратегией решения проблем, эффективностью индивидуального подхода к ситуации;
  • креативность — интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая ее способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей;
  • информационная культура — не только совершенное владение информационными технологиями, но способность личности определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать для постоянного саморазвития в течение всей жизни; признание культурной ценности информации
  • инновационность — способность создания, передачи, тиражирования, трансформации и использования новых знаний;
  • компетентность — интегральная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе нормативами и стандартами;
  • человеческий капитал, индивидуальная компетенция личности (знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности, моральные ценности, культура труда и др.); сущностная цель человека в информационном обществе — не накопление внешнего материального богатства в форме денежного капитала, а накопление внутреннего богатства в форме человеческого капитала;
  • информационная свобода — свобода доступа к информации, её выбора человеком; характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим, т. е. распространять её в обществе;
  • поликультурность — слияние различных культур в единую, стирание культурных различий, толерантность к различным культурам, взглядам, идеологиям, возникновение интегрированных культур.


ИТОГИ

 

Глобальные вызовы современности — это совокупность природных, культурных, социальных и экономических проблем, от решения которых зависит будущее цивилизации и прогресс человечества.

 

Человек должен уметь управлять информацией. Он уже умеет справляться с её объёмом, теперь ему нужно научиться использовать её во благо себе и другим. Существующее в мире огромное количество разнообразных сведений расширяет возможности человека до практически бесконечных, а значит он должен с их помощью совершенствовать самого себя и окружающий мир.

 

В современном динамичном мире способность творческого человека создавать новую информацию — единственный источник общественного прогресса, поэтому она выступает в роли абсолютной ценности.


Контрольные вопросы

 

1. В чём заключаются вызовы современного общества человеку?

2. Какие проблемы встают перед каждым человеком в XXI веке? Как они связаны с информацией?

3. Какие ценности современного общества близки вам? 

4. Изменение ценностей в глобальном мире благо или зло?

5. Относите ли вы себя к виду Homo informaticus? Почему?


Предыдущий урок
Право в системе социальных норм
Право
Следующий урок
Международная защита прав человека
Право
Поделиться:
  • Культурное пространство советского общества в 1920-30- е годы. Культура русского зарубежья

    История

  • Теплоёмкость тела. Удельная и молярная теплоёмкости вещества

    Физика

  • Индивидуальное развитие постэмбриональный период

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке