Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Кислоты, их классификация и химические свойства

Состав и классификация химических соединений

23.04.2024
2747
0

Кислоты, их классификация и химические свойства

 

План урока

  • Классификация кислот
  • Химические свойства кислот

Цели урока

  • обобщить и систематизировать знания о классификации кислот
  • изучить  химические свойства кислот

Разминка

  • Какие вещества называются кислотами?
  • Какие бывают кислоты?

Классификация кислот

Вы уже знакомы классом химических соединений “кислоты”. На данном этапе необходимо обобщить уже имеющиеся знания о кислотах и познакомимся с химическими свойствами кислот.

 

Классификация кислот по основности (по количеству атомов водорода)

 

 

Химические свойства кислот

 

  1. Действие индикаторов:

    H2SO4 + лакмус → красный
                 + фенолфталеин → бесцветный
                 + метилоранж → красный
Рис. 1. Действие индикатора лакмуса в кислой среде

       2. Кислота + металл = соль + водород

Практическим путём учёные смогли выяснить, какие металлы вытесняют водород из растворов кислот. Был составлен электрохимический ряд напряжения металлов, или ряд активности металлов Н. Н. Бекетова — по имени русского учёного, в XX веке изучавшего взаимодействие металлов со сложными веществами.


Электрохимический ряд напряжений металлов


Если металл находится в ряду до водорода, то он реагирует с кислотами, если после, то нет. Запомните: чем левее стоит металл, тем активнее он вытесняет водород.

 

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

 

Cu + HCl 

 

       3. Кислота + основный оксид = соль + вода


CuO + H2SO4  CuSO4 + H2O

 

       4. Кислота + растворимое основание (щелочь) = соль+ вода

 

К 2–3 мл раствора гидроксида калия добавляем 2–3 мл раствора фенолфталеина. Как изменилась окраска? Стала малиновой.

 

По каплям добавляем раствор серной кислоты и следим за исчезновением окраски. Что происходит при постепенном приливании раствора кислоты? Происходит нейтрализация раствора — малиновый цвет исчезает.

Рис. 2. Реакция нейтрализации между кислотой и щёлочью

 

H2SO4 + KOH  K2SO4 + H2O

 

       5. Кислота + нерастворимое основание = соль + вода

 

CuOH2 + 2HCl  CuCl2 + 2H2O

 

       6. Кислота + соль = новая соль + новая кислота

 

Для составления уравнений реакций кислот с солями следует пользоваться рядом вытеснения кислот, в котором каждая предыдущая может вытеснить из соли последующую.

 

Na2CO3 + H2SO4  Na2SO4 + H2O + CO2


Ряд вытеснения кислот


Пример 1

 

Какое вещество лишнее? Назовите его, ответ объясните.

 

а) HCl;   HBr;   HNO3

б) HCl;   HNO3;   HClO4

 

Решение:

 

а) HNO3 — кислородсодержащая кислота;

б) HCl — бескислородная кислота.

 


Пример 2

 

Допишите уравнения реакций:

 

а) HCl + Al 

б) Li2SO4 + HNO3 

в) NaOH + H3PO4 

 

Решение:

 

а) 6HCl + 2Al 2AlCl3 + 3H2

б) Li2SO4 + 2HNO3  реакция не идёт, так как все вещества растворимы 

в) 3NaOH + H3PO4  Na3PO4 + 3H2O


Упражнение

  1. Какое вещество лишнее? Назовите его, ответ объясните.

    а) H2SO4;   H3PO4;   H2CO3
    б) HBr;   HCl;   H2CO3
     
  2. Допишите уравнения реакций: 

    1) H2SO4 + Mg 
    2) H2SO4 + CaOH2 
    3) H2SO4 + Na2S  


Контрольные вопросы

  1. Может ли выделить водород из раствора соляной кислоты алюминий и почему?
  2. Будет ли реагировать с серной кислотой золото?
  3. Какой элемент будет реагировать активнее: цинк или свинец?


Ответы

Упражнение

  1. а) H3PO4 — трёхосновная кислота;
    б) H2CO3 — кислородсодержащая кислота.
     
  2. 1) H2SO4 + Mg  MgSO4 + H2
    2) H2SO4 + CaOH2  CaSO4 + 2H2O
    3) H2SO4 + Na2S  Na2SO4 + H2S

Предыдущий урок
Оксиды, их классификация и химические свойства
Состав и классификация химических соединений
Следующий урок
Соли, их классификация и химические свойства
Состав и классификация химических соединений
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Оксиды, их классификация и химические свойства

    Химия

  • Строение и функции мышц. Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы

    Биология

  • Виды иммунитета. Нарушения иммунитета. Свёртывание крови. Группы крови

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке