Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Генетическая связь между классами неорганических соединений

Состав и классификация химических соединений

Генетическая связь между классами неорганических соединений

 

План урока

  • Генетическая связь
  • Генетический ряд металлов и неметаллов
  • Составление и решение цепочек взаимопревращения веществ

Цели урока

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
  • Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.

Разминка

  • Какие классы веществ вы знаете?
  • Что такое оксиды?
  • Что такое основания?
  • Что такое кислоты?
  • Что такое соли?
  • К какому классу соединений относятся вещества, дать им названия HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.

 

Генетическая связь

 

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.

 

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.


Генетическая связь  – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. 


Генетический ряд металлов и неметаллов

 

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.

 

Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями, т.е. имеют одно начало.


Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.


Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.

 

Металл → основный оксид → основание → соль.

 

Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание:

 

Металл → основный оксид → соль→ основание → основный оксид→ металл.

 

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же неметалл:

 

Неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

 

 

Составление и решение цепочек взаимопревращения веществ


Пример 1

 

Рис.1. Горение кальция в кислороде. Рис.1. Горение кальция в кислороде.

Осуществите цепочку превращений: 

 

Ca  CaO  CaOH2  CaCO3.

 

Ca — это металл. Сгорая, он образует оксид (негашеную известь):

 

2Ca + O2 = 2CaO (реакция соединения).

 

CaO — это основный оксид, растворяясь в воде образует малорастворимое в воде вещество гидроксид кальция (гашеную известь):

 

CaO + H2O = Ca(OH)2 (реакция соединения).

Рис.2. Гашение извести Рис.2. Гашение извести

Рис.3. Обнаружение углекислого газа. Рис.3. Обнаружение углекислого газа.

Гидроксид кальция взаимодействуя с угольной кислотой, углекислым газом и карбонатами образует карбонат кальция:

 

CaOH2 + H2CO3 = CaCO3 + 2H2O (реакция обмена);

 

CaOH2 + CO2 = CaCO3 + H2O (реакция обмена);

 

CaOH2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaOH (реакция обмена).


Пример 2

 

Осуществите цепочку превращений: 

 

C  CO2  H2CO3  CaCO3

 

C — неметалл, сгорая образует оксид углерода (IV) – углекислый газ. Это кислотный оксид:

 

C + O2 = CO2 (реакция соединения).

 

Углекислый газ растворяясь в воде образует угольную кислоту:

 

CO2 + H2O = H2CO3 (реакция соединения).

 

Угольная кислота реагируя с оксидом кальция, гидроксидом кальция и с солями кальция образует карбонат кальция:

 

H2CO3 + CaO = CaCO3 + H2O(реакция обмена);

 

H2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3 + 2H2O (реакция обмена);

 

H2CO3 + CaCl2 = CaCO3 + 2HCl (реакция обмена).


Упражнение

 

Осуществите цепочку превращений: 

 

     а) K  K2O  KOH  KCl;

     б) P  P2O5  H3PO4  Na3PO4.


Контрольные вопросы

 

  1. Дайте определение генетической связи.
  2. Что такое генетический ряд?
  3. Вставьте пропущенные формулы веществ, расставьте коэффициенты. Генетический ряд какого элемента можно составить в данном случае?

    а) P + ...  P2O5
    б) P2O5 + H2O  ...
    в) ... + NaOH  ... + H2O.


Выводы

Генетическая связь показывает взаимосвязь между классами неорганических веществ. Она характеризуется генетическим рядом — чередой превращений простых веществ — металлов и неметаллов. Металлы образуют растворимые и нерастворимые основания в зависимости от активности. Неметаллы превращаются в кислоты. Новые сложные вещества ряда образуются реакциями соединения, замещения, разложения и обмена.

Предыдущий урок
Вода. Основания
Состав и классификация химических соединений
Следующий урок
Закрепление материала: химические свойства кислот и солей
Состав и классификация химических соединений
  • Устное народное творчество. Песни и предания

    Литература

  • Действительные числа

    Алгебра

  • Реформы в области государственного управления. Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке