Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Генетическая связь между классами неорганических соединений

Состав и классификация химических соединений

08.12.2024
3084
0

Генетическая связь между классами неорганических соединений

 

План урока

  • Генетическая связь
  • Генетический ряд металлов и неметаллов
  • Составление и решение цепочек взаимопревращения веществ

Цели урока

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах
  • сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ

Разминка

  • Какие классы веществ вы знаете?
  • Что такое оксиды?
  • Что такое основания?
  • Что такое кислоты?
  • Что такое соли?
  • К какому классу соединений относятся вещества? Дать им названия: HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.

Генетическая связь

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трёхосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно так же не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.

 

Между классами существует важная связь, которую называют генетической (генезиз по-гречески обозначает «происхождение»). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.


Генетическая связь — это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями, и отражающая единство их происхождения. 


Генетический ряд металлов и неметаллов

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой — неметаллами.

 

Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют «родственные вещества», которые взаимосвязаны между собой генетическими связями, т. е. имеют одно начало.


Генетический ряд — это ряд веществ разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.


Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.

 

Металл → основный оксид → основание → соль

 

Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание:

 

металл → основный оксид → соль→ основание → основный оксид → металл.

 

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же неметалл:

 

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

Составление и решение цепочек взаимопревращения веществ


Пример 1

 

Рис. 1. Горение кальция в кислороде

Осуществите цепочку превращений: 

 

Ca  CaO  CaOH2  CaCO3.

 

Ca — это металл. Сгорая, он образует оксид (негашёную известь):

 

2Ca + O2 = 2CaO (реакция соединения).

 

CaO — это основный оксид, растворяясь в воде, образует малорастворимое в воде вещество гидроксид кальция (гашёную известь):

 

CaO + H2O = Ca(OH)2 (реакция соединения).

Рис. 2. Гашение извести

Рис. 3. Обнаружение углекислого газа

Гидроксид кальция, взаимодействуя с угольной кислотой, углекислым газом и карбонатами, образует карбонат кальция:

 

CaOH2 + H2CO3 = CaCO3 + 2H2O (реакция обмена);

 

CaOH2 + CO2 = CaCO3 + H2O (реакция обмена);

 

CaOH2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaOH (реакция обмена).


Пример 2

 

Осуществите цепочку превращений. 

 

C  CO2  H2CO3  CaCO3

 

C — неметалл, сгорая, образует оксид углерода (IV) — углекислый газ. Это кислотный оксид:

 

C + O2 = CO2 (реакция соединения).

 

Углекислый газ, растворяясь в воде, образует угольную кислоту:

 

CO2 + H2O = H2CO3 (реакция соединения).

 

Угольная кислота, реагируя с оксидом кальция, гидроксидом кальция и с солями кальция, образует карбонат кальция:

 

H2CO3 + CaO = CaCO3 + H2O(реакция обмена);

 

H2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3 + 2H2O (реакция обмена);

 

H2CO3 + CaCl2 = CaCO3 + 2HCl (реакция обмена).


Упражнение

 

Осуществите цепочку превращений.

 

     а) K  K2O  KOH  KCl;

     б) P  P2O5  H3PO4  Na3PO4.


Контрольные вопросы

  1. Дайте определение генетической связи.
  2. Что такое генетический ряд?
  3. Вставьте пропущенные формулы веществ, расставьте коэффициенты. Генетический ряд какого элемента можно составить в данном случае?

    а) P + ...  P2O5
    б) P2O5 + H2O  ...
    в) ... + NaOH  ... + H2O.


Ответы

 

a) K  K2O  KOH  KCl

4K + O2  2K2O

K2O + H2O  2KOH

KOH + HCl  KCl + H2O

 

б) P  P2O5  H3PO4 Na3PO4

4P + 5O2  2P2O5

P2O5 + 3H2O  2H3PO4

3NaOH + H3PO4  Na3PO4 + 3H2O

Предыдущий урок
Характеристика элемента по его положению в периодической системе
Строение вещества
Следующий урок
Основания, их классификация и химические свойства
Состав и классификация химических соединений
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Второстепенные члены предложения. Дополнение

    Русский язык

  • А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «О войне». «О награде». «Гармонь». «От автора»

    Литература

  • Свойства арифметического квадратного корня

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке