- Генетическая связь
- Генетический ряд металлов и неметаллов
- Составление и решение цепочек взаимопревращения веществ
- обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах
- сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ
- Какие классы веществ вы знаете?
- Что такое оксиды?
- Что такое основания?
- Что такое кислоты?
- Что такое соли?
- К какому классу соединений относятся вещества? Дать им названия: HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.
Генетическая связь
Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трёхосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно так же не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.
Между классами существует важная связь, которую называют генетической (генезиз по-гречески обозначает «происхождение»). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Генетическая связь — это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями, и отражающая единство их происхождения.
Генетический ряд металлов и неметаллов
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой — неметаллами.
Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют «родственные вещества», которые взаимосвязаны между собой генетическими связями, т. е. имеют одно начало.
Генетический ряд — это ряд веществ разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.
Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.
Металл → основный оксид → основание → соль
Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание:
металл → основный оксид → соль→ основание → основный оксид → металл.
Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же неметалл:
неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.
Составление и решение цепочек взаимопревращения веществ
Пример 1
Осуществите цепочку превращений:
.
— это металл. Сгорая, он образует оксид (негашёную известь):
(реакция соединения).
— это основный оксид, растворяясь в воде, образует малорастворимое в воде вещество гидроксид кальция (гашёную известь):
(реакция соединения).
Гидроксид кальция, взаимодействуя с угольной кислотой, углекислым газом и карбонатами, образует карбонат кальция:
(реакция обмена);
(реакция обмена);
(реакция обмена).
Пример 2
Осуществите цепочку превращений.
— неметалл, сгорая, образует оксид углерода (IV) — углекислый газ. Это кислотный оксид:
(реакция соединения).
Углекислый газ, растворяясь в воде, образует угольную кислоту:
(реакция соединения).
Угольная кислота, реагируя с оксидом кальция, гидроксидом кальция и с солями кальция, образует карбонат кальция:
(реакция обмена);
(реакция обмена);
(реакция обмена).
Упражнение
Осуществите цепочку превращений.
а) ;
б) .
Контрольные вопросы
- Дайте определение генетической связи.
- Что такое генетический ряд?
- Вставьте пропущенные формулы веществ, расставьте коэффициенты. Генетический ряд какого элемента можно составить в данном случае?
а) ;
б) ;
в) .