Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Основания, их классификация и химические свойства

Состав и классификация химических соединений

Основания, их классификация и химические свойства

 

План урока

  • Классификация оснований
  • Химические свойства оснований

Цели урока

  • Обобщить и систематизировать знания о классификации оснований
  • Изучить химические свойства растворимых и нерастворимых оснований

Разминка

  • Какие вещества называются основаниями?
  • Назовите общую формулу гидроксидов?
  • Какие бывают основания?

 

Классификация оснований

 

Продолжаем наше знакомство с классом оснований (гидроксиды). Что кроме названий и классификации, мы должны знать об этом классе веществ? Конечно же свойства веществ, а также, с какими классами веществ могут вступать в реакции основания.

 

Классификация оснований по кислотности (по количеству гидроксогрупп)

 

 

Химические свойства оснований

 

I. Растворимые основания, щелочи (р.о)

 

  1. Действие индикатора
    Рис.1. Действие индикатора в щелочной среде. Рис.1. Действие индикатора в щелочной среде.

    Фактически с индикатором взаимодействуют гидроксид-ионы, содержащиеся в растворе любой щёлочи. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски вещества.

    NaOH + лакмус → синий
                 + фенолфталеин → малиновый 
                 + метилоранж → жёлтый 

     
  2. р.о + кислотный оксид = соль + вода

    CaOH2 + CO2 = CaCO3 + H2O
     
  3. р.о + кислота = соль + вода

    NaOH + HCl = NaCl + H2O


Реакция нейтрализации  — частный случай реакции обмена: при взаимодействии щелочи и кислоты образуются соль и вода.


       4. р.о + соль = новое основание + новая соль

Рис.2. Образование бурого осадка гидроксида железа (III). Рис.2. Образование бурого осадка гидроксида железа (III).

Реакция обмена между основанием и солью возможна в том случае, если оба исходных вещества растворимы, а в результате образуется хотя бы одно нерастворимое вещество (выпадает осадок).

 

FeCl3 + 3NaOH = FeOH3 + 3NaCl

 

Выпадает бурый осадок гидроксида железа (III).

 

II. Нерастворимые основания (н.о)

 

  1. н.о + кислота = соль + вода

    CuOH2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
     
  2. Разложение нерастворимых оснований при нагревании

    CuOH2 = CuO + H2O


Пример 1

 

Вычеркните лишнее и объясните, почему это вещество вы считаете лишним в списке – КOH, NaOH, Ва(ОН)2, Fe(OH)2.

 

Fe(OH)2 – лишнее в списке веществ, так как согласно таблице растворимости является нерастворимым основанием.


Пример 2

 

Допишите уравнение реакции: 2NaOH + CuSO4 

 

В результате взаимодействия щелочи с растворимой солью, протекает реакция обмена, сложные вещества обмениваются своими ионами, образуется новая соль и нерастворимое основание.

 

2NaOH + CuSO4  Na2SO4 + Cu(OH)2


Упражнение

 

  1. Вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
  2. Допишите уравнение реакции: K2CO3 + CaOH2 


Контрольные вопросы

 

  1. Как по числу гидроксогрупп классифицируют основания?
  2. С какими соединениями могут реагировать щелочи?
  3. С какими соединениями могут реагировать нерастворимые основания?


Ответы

  1. NaOH – растворимое основание.
  2. K2CO3 + CaOH2  CaCO3 + 2KOH

Предыдущий урок
Оксиды, их классификация и химические свойства
Состав и классификация химических соединений
Следующий урок
Количество вещества. Молярный объём газов
Решение расчётных задач
  • Общество как форма жизнедеятельности людей

    Обществознание

  • Образование и наука. Развитие общественной мысли и литературы

    История

  • Л.Н. Толстой. «После бала»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке