Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Умножение разности двух выражений на их сумму

Формулы сокращенного умножения

04.10.2024
2182
0

Умножение разности двух выражений на их сумму

План урока

  • Умножение разности двух выражений на их сумму;
  • Решение заданий по теме.

Цели урока

  • Знать формулу произведения разности двух выражений на их сумму;
  • Уметь выводить формулу произведения разности двух выражений на их сумму алгебраическим и геометрическим способами;
  • Уметь применять формулу произведения разности двух выражений на их сумму для решения заданий.

Разминка

  • Назовите формулы сокращенного умножения, которые вы знаете.
  • Для чего нужны формулы сокращенного умножения?
  • Что значит возвести число в квадрат?
  • Чему равна площадь квадрата? Прямоугольника?
  • Сформулируйте правило умножения многочленов.

Умножение разности двух выражений на их сумму.

 

Мы уже изучили четыре формулы сокращенного умножения. Давайте вспомним их:

Теперь пришло время познакомиться с ещё одной формулой.


Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.


Эта формула позволит быстро умножить разность и сумму одних и тех же выражений a и b. Выведем эту формулу двумя способами.

1 способ. Алгебраический.

 

Умножим разность выражений a-b на их сумму a+b по правилу умножения многочленов. Получим:

 

(a-b)(a+b)=a2+ab-ba-b2=a2-b2.

 

2 способ. Геометрический.

Рис. 1. Геометрический смысл формулы

Пусть a и b - некоторые положительные числа, такие, что a>b. Рассмотрим прямоугольник со сторонами a+b и a-b (рис.1 слева). Площадь такого прямоугольника будет равна произведению a-ba+b. Теперь отрежем прямоугольник со сторонами b и a-b и приложим его к оставшейся части так, как показано на рисунке 1 справа. Очевидно, что полученная фигура будет иметь ту же площадь, что и первоначальный прямоугольник.  Но, с другой стороны, эту новую фигуру можно построить следующим способом: из квадрата со стороной равной a вырезать квадрат со стороной равной b. Значит, площадь новой фигуры будет равна a2-b2. Таким образом, получили, что a-ba+b=a2-b2.  

 

Приведем примеры применения этой формулы.


Пример 1

Выполните умножение:

 

а) (x-5)(x+5)

б) (3x-2y)(3x+2y)

в) (x2-y3)(x2+y3)

г) 13x-yy+13x


Решение

 

а) Нужно умножить разность x и 5 на их сумму. Воспользуемся формулой:

Роль a будет выполнять x, а роль b выполняет 5. Тогда:

 

(x-5)(x+5)=x2-25.

 

б) В данном примере нужно перемножить разность и сумму 3x и 2y. По формуле получим:

 

3x-2y3x+2y=(3x)2-(2y)2=9x2-4y2.

 

в) Аналогичным образом перемножим разность и сумму x2 и y3. Вспомним, что при возведении степени в степень показатели перемножаются.

x2-y3x2+y3=x22-y32=x4-y6.

 

г) Применим переместительное свойство сложения и раскроем скобки, используя формулу:

 

13x-yy+13x= 13x-y13x+y= 13x2-(y)2=19x2-y2.


Пример 2

Впишите вместо знака * одночлен так, чтобы получилось верное равенство:

 

а) (2x+*)(2x-*)=4x2-100y4

б) (*-3x)(3x+*)=0,04y2-9x2


Решение

 

а) Воспользуемся формулой произведения разности двух выражений на их сумму. Очевидно, что роль a будет выполнять 2x. Тогда роль b выполняет *. После возведения в квадрат получили 100y4. Так как 10y22=100y4, то *=10y2.

 

б) Аналогичным образом находим, что 0,04y2 – это 0,2y, возведенный в квадрат. Так как 0,04y2=(0,2y)2, то *=0,2y.


Пример 3

Найдите значения выражения:

 

а) 27·33

б) 68·72


Решение

 

а) Нам нужно представить числа 27 и 33 в виде суммы и разности двух одинаковых чисел. Очевидно, что 27=30-3, а 33=30+3. Тогда по формуле умножения разности двух выражений на их сумму находим:

 

27·33=(30-3)(30+3)=302-32=900-9=891.

 

б) В этом примере найдем представление в виде суммы и разности для чисел 68 и 72. Понятно, что 68=70-2, а 72=70+2. Тогда:

 

68·72=(70-2)(70+2)=702-22=4900-4=4896.


Упражнение 1

1. Выполните умножение:

 

а) (x-7)(x+7)

б) (4x-y)(4x+y)

в) x3-y4x3+y4

г) 18x+yy- 18x

 

2. Впишите вместо знака * одночлен так, чтобы получилось верное равенство:

 

а) 4x+*4x-*=16x2-14y2

б) *-7x7x+*=0,01y8-49x2

 

3. Найдите значение выражения:

 

а) 201·199

б) 84·76


Контрольные вопросы

 

1. Напишите формулу для умножения разности и суммы чисел. Дайте её словесную формулировку.

2. Выведите формулу для умножения разности и суммы чисел алгебраическим способом.

3. Выведите формулу для умножения разности и суммы чисел геометрическим способом.

4. Приведите пример упрощения вычислений с помощью формулы разности квадратов.


Ответы

Упражнение 1

 

1. а) x2-49  

б) 16x2-y2  

в) x6-y8  

г) y2-164 x2

 

2. а) *=12y    

б) *=0,1y4

 

3. а) 39999  

б) 6384

Предыдущий урок
Статистические характеристики
Статистика
Следующий урок
Применение различных способов для разложения на множители
Формулы сокращенного умножения
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Вынесение общего множителя за скобки

    Алгебра

  • Употребление союзов в простых и сложных предложениях

    Русский язык

  • Вынесение общего множителя за скобки

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке