Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

Текст

Соединение в тексте разных типов речи

 

Изучая различные типы речи ранее, вы не раз встречались с подобным утверждением: «Часто в тексте встречаются отрывки разных типовых фрагментов; это продиктовано целями автора».

 

Сегодня вы узнаете, как именно может выглядеть такой текст, и рассмотрите, какими способами в нём соединяются разные типовые отрывки.

 

План урока

  • Типы речи и причины их соединения в тексте
  • Пример текста с разными типовыми фрагментами
  • Способы соединения различных типовых фрагментов в тексте

Цели урока

  • Знать, с какой целью в тексте используются разные типы речи
  • Уметь выделять фрагменты различных типов в тексте, анализировать текст


Изучая на предыдущих уроках типы речи, вы узнали, что редко встречаются тексты, в которых используется только один тип речи ; обычно встречается сочетание нескольких. 

 

Три типа речи, которые выделяются в русском языке, – повествование, описание и рассуждение. Каждый из этих типов используется автором текста с конкретной целью: писатель выбирает, что нужно особо выделить, на что поставить акцент и обратить внимание. Каждому из этих типов присущи определённые языковые средства и структура текста.

 


Вы уже хорошо умеете различать типы речи, поэтому рассмотрим отрывок из рассказа А П. Чехова в качестве образца текста, содержащего разные типовые фрагменты.

 

Весной

 

1: С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. 2: Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

 

3: Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. 4: Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

 

5: Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревёт. 6: Деревья голы, но уже живут, дышат.

 

7: В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. 8: Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. 9: Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы любите природу.


Начинается текст с описания природы с элементами повествования - предложения 1-6, а в предложении 3 можно увидеть и элементы рассуждения. А вот предложения 7-9 представляют уже рассуждение-размышление - подробнее с этим типом речи вы познакомитесь в 7 классе.


Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью текста.

 

Например, часто в различных комбинациях в тексте встречаются описание места, предмета и состояния, оценка действительности. Кроме того, текст может быть построен по такому образцу: несколько повествовательных предложений → одно предложение с оценкой действительности → несколько предложений, описывающих место. Комбинаций может быть много!


Контрольные вопросы:

 

  1. Почему в тексте могут быть представлены различные типы речи, а не только один?
  2. Какие типовые фрагменты могут соединяться в тексте?


Предыдущий урок
Средства связи предложений в тексте
Текст
Следующий урок
Способы связи предложений в тексте
Текст
  • Отношения со сверстниками

    Обществознание

  • Христианская церковь в ранее средневековье. Возникновение и распад империи Карла Великого

    История

  • Перпендикулярные прямые. Осевая и центральная симметрии. Параллельные прямые

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке