Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Повествование в рассказе

Текст

18.01.2025
2226
0

Повествование в рассказе

 

На прошлом уроке вы подробно изучили особенности повествования и специфику художественного и разговорного повествования. Сегодня мы рассмотрим, как повествование может функционировать в художественном рассказе.

 

План урока

  • Повествование и рассказ
  • Композиция рассказа
  • Языковые средства в рассказе
  • Пример анализа рассказа-повествования

Цели урока

  • Знать: определение повествования, рассказа, особенности композиции рассказа и языковые средства, которые могут в нём употребляться
  • Уметь: анализировать повествовательный рассказ


 

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии или действии, протекающем во времени.

 


Рассказ — это малый прозаический жанр литературных произведений. В основе рассказа лежит какое-то яркое событие, случай.


С точки зрения композиции рассказ имеет чёткую структуру. Обычно в нём есть вступление, из которого становится понятно, о каких героях пойдёт речь, где и когда будет происходить действие и т. п. В основной части рассказа можно выделить завязку (начало действия), развитие, кульминацию (самый напряжённый момент) и развязку, в которой сообщается о том, что действие завершено. Иногда в рассказе есть и заключение – обобщающая часть, в которой подводятся некие итоги.

 

Именно из-за особенностей композиции основой рассказа является такой тип речи, как повествование, ведь завязка, развитие, кульминация и развязка представляют собой последовательные действия. Следует заметить, что в рассказе могут быть использованы и другие типы речи; их наличие зависит от целей автора.

 

Некоторые слова и словосочетания часто встречаются в конкретных частях текста:

 

Место текста

Языковые средства

завязка

однажды, как-то раз, дело было,
в один прекрасный день и пр.

развитие действия

спустя, немного погодя, через
некоторое время, но вот и пр.

кульминация

неожиданно, вдруг, нежданно-
негаданно, как гром среди
ясного неба и пр.

развязка

вот так, наконец-то, и вот,
в конце концов и пр. 

 

В качестве примера рассмотрим рассказ-крохотку А. Солженицына «В сумерки»:

 

Хорошо помню очень у нас на Юге распространённое – сумерничанье. Перенесённое из дореволюции, может быть, ещё подкрепилось оно скудными и опасными годами Гражданской войны. Но обычай этот жил и раньше. Склоняла к тому многомесячная теплота южных сумерек? – а многие были изважены: никогда не спешить с лампой.

вступление

Повествование в рассказе ведётся от первого лица. Событие, о котором пойдет речь, – сумерничанье. В нём участвует не только герой-рассказчик, но и его земляки: у нас на Юге. Время действия – после Гражданской войны. Кроме глаголов, в первом абзаце есть также другие части речи, образованные от глагола. Мы видим, что тут также присутствуют элементы описания: скудными и опасными, многомесячная теплота южных сумерек. Но даже другой тип речи используется для того, чтобы уточнить условия, в которых происходило сумерничанье. 

(1) Ещё засветло управясь с делами, кто и со скотом, – не склонялись, однако, и спать ложиться. (2) Выходили на завалинки, на уличные или дворовые скамейки, а то и просто сиживали в комнате, да при окнах открытых, без огня не напорхнёт мелкота. Садились тихо – один, другой, третий, как бы в задумчивости. И подолгу молчали.

 

(3) А кто и говорил – то негромко, нерезко, невперебив. Почему-то в разговорах тех ни у кого не возникало задора спорить, или желчно упрекать, или ссориться. (4) Лица – не видны почти, потом и вовсе, – и что-то незнакомое, вот, опознаётся в них, да и в голосах, что мы упустили заметить и за годы.

развитие действия

Основная часть текста состоит из двух абзацев. Несмотря на то, что происходящее нельзя назвать динамично развивающимся, можно выделить завязку (1), развитие (2), кульминацию (3) и развязку (4).

 

Используются глаголы, отглагольные части речи. Мы видим глаголы несовершенного вида в форме прошедшего времени; они указывают на повторяющиеся многократные действия.

 

Есть в тексте и обстоятельства времени (засветло, подолгу, за годы) и образа действия (при открытых окнах, без огня, тихо, в задумчивости, негромко, нерезко, невперебив, желчно).

 

Встречается много рядов однородных членов: на завалинки, на скамейки; один, другой, третий; негромко, нерезко, невперебив; спорить, упрекать, ссориться

Овладевало всеми чувство чего-то единого, нам никогда не видимого, что тихо спускалось с гаснущего послезакатного неба, растворялось в воздухе, вливалось через окна, – та, незамечаемая в суете дня, глубокая серьёзность жизни, её нерастеребленный смысл. Наше касание к упускаемой загадке.

заключение

Заключение обладает теми же признаками повествования, что и предыдущие две части. Кроме элементов описания (не видимого, с гаснущего послезакатного неба), здесь есть и намёки на рассуждение, посвященное серьёзности жизни.


Контрольные вопросы:
 

  1. Как связано повествование с жанром рассказа?
  2. Из каких элементов состоит композиция рассказа?
  3. Какие языковые средства характерны для отдельных композиционных элементов рассказа?


Предыдущий урок
Типы речи
Текст
Следующий урок
Научная речь. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение
Текст
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • Учение — деятельность школьника

    Обществознание

  • Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

    История

  • Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская боярская республика

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке