Сегодня мы начнём изучать способы связи предложений в тексте.
- «Данное» и «новое» в тексте
- Последовательный и параллельный способ связи предложений в тексте
- Последовательная связь
- Параллельная связь
- Знать: признаки «данного» и «нового», виды связи предложений в тексте
- Уметь: находить «данное» и «новое» в предложениях текста, определять способ связи предложений в тексте
Подойдя к данной непростой теме, необходимо вспомнить некоторые понятия о строении предложения, которые вы узнали в 5 классе. Это «данное» и «новое».
"Данное" — то, что уже было сказано. Оно служит для связи предложений в тексте; в нём содержится повтор какой-либо части предыдущего высказывания. С «данного» начинается следующее предложение, поэтому в начале текста его не бывает.
"Новое" — то ранее неизвестное, что сообщается о «данном». Оно содержит основное сообщение, выделяется логическим ударением и находится в конце предложения (чаще всего).
В русском языке важно различать два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный.
При последовательном соединении «данное» каждого следующего предложения является «новым» предыдущего предложения. Этот тип связи предложений отражает последовательное развитие мысли. Второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т. д. Примером текста, в котором используется цепная связь, можно считать следующий фрагмент:
В классе на стене висит доска. На ней написано слово текст. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное»: второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым предложением. Параллельная связь показывает перечисление, противопоставление или сопоставление. В качестве примера этого типа связи можно привести такой текст:
В классе на стене висит доска. Она зелёного цвета. Слева от доски находится стол учителя, справа – шкаф с книгами. На ней всегда написано число.
Бывает, что в одном тексте используется и последовательная, и параллельная связь. Классическим примером такого текста является «Парус» М. Ю. Лермонтова:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Цепная связь здесь есть между первым и вторым предложениями, а ещё между первым и третьим (парус заменяется синонимом он). А вот между вторым предложением и третьим – параллельная связь.
Итак, при составлении текста крайне важно верно связывать предложения между собой. В русском языке делать это можно несколькими способами. Это может быть последовательная (цепная) или параллельная связь. В одном тексте могут присутствовать оба типа связи.
Контрольные вопросы:
- Что такое «данное» и «новое» в тексте? Чем они отличаются?
- О каких способах связи предложений в тексте вы узнали?
- Можно ли встретить в одном предложении последовательную и параллельную связь?