Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Способы связи предложений в тексте

Текст

28.03.2024
1462
0

Способы связи предложений в тексте

 

Сегодня мы начнём изучать способы связи предложений в тексте.

 

План урока

  • «Данное» и «новое» в тексте
  • Последовательный и параллельный способ связи предложений в тексте
  • Последовательная связь
  • Параллельная связь

Цели урока

  • Знать: признаки «данного» и «нового», виды связи предложений в тексте
  • Уметь: находить «данное» и «новое» в предложениях текста, определять способ связи предложений в тексте


Подойдя к данной непростой теме, необходимо вспомнить некоторые понятия о строении предложения, которые вы узнали в 5 классе. Это «данное» и «новое».

 

"Данное" — то, что уже было сказано. Оно служит для связи предложений в тексте; в нём содержится повтор какой-либо части предыдущего высказывания.  С «данного» начинается следующее предложение, поэтому в начале текста его не бывает.

 

"Новое" — то ранее неизвестное, что сообщается о «данном». Оно содержит основное сообщение, выделяется логическим ударением и находится в конце предложения (чаще всего).

 

В русском языке важно различать два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный.

 

 

При последовательном соединении «данное» каждого следующего предложения является «новым» предыдущего предложения. Этот тип связи предложений отражает последовательное развитие мысли. Второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т. д. Примером текста, в котором используется цепная связь, можно считать следующий фрагмент:

 

В классе на стене висит доска. На ней написано слово текст. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

 

При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное»: второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым предложением. Параллельная связь показывает перечисление, противопоставление или сопоставление. В качестве примера этого типа связи можно привести такой текст:

 

В классе на стене висит доска. Она зелёного цвета. Слева от доски находится стол учителя, справа – шкаф с книгами. На ней всегда написано число.

 

Бывает, что в одном тексте используется и последовательная, и параллельная связь. Классическим примером такого текста является «Парус» М. Ю. Лермонтова:

 

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

 

Цепная связь здесь есть между первым и вторым предложениями, а ещё между первым и третьим (парус заменяется синонимом он). А вот между вторым предложением и третьим – параллельная связь.

 

Итак, при составлении текста крайне важно верно связывать предложения между собой. В русском языке делать это можно несколькими способами. Это может быть последовательная (цепная) или параллельная связь. В одном тексте могут присутствовать оба типа связи.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое «данное» и «новое» в тексте? Чем они отличаются?
  2. О каких способах связи предложений в тексте вы узнали?
  3. Можно ли встретить в одном предложении последовательную и параллельную связь?


 

Предыдущий урок
Повествование делового и научного стилей
Текст
Следующий урок
Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Великое переселение народов и его последствия. Жизнь восточных славян

    История

  • Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного

    Русский язык

  • Разряды наречий по значению

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке