Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Текст. Структура сочинения

Текст

14.04.2024
1382
0

Текст. Структура сочинения

 

Сегодня мы рассмотрим, что такое текст, из каких компонентов он состоит; научимся писать тексты.
 

План урока

  • Текст и его признаки
  • Работа над сочинением

Цели урока

  • Знать определение текста, компоненты текста и структуру сочинения.
  • Уметь определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, составлять план текста, собирать и упорядочивать материал к сочинению.

 


Текст (от лат. teхtus «ткань; сочетание слов») – это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой, основной мыслью и грамматическими средствами.


 

В лингвистике принято выделять следующие  основные признаки текста :

 

1. Тематическое единство. Все предложения или абзацы раскрывают его тему и основную мысль. 

 

Тема текста – то, о чём говорится в тексте.

 

Основная мысль текста – то, что говорится о предмете речи; то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст (мораль, вывод, совет и т. п.)

 

Зачастую тема или основная мысль выносятся в заголовок.

 

2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы, которые обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.

 

Микротема – относительно законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений. Наличие микротем помогает составить план текста.

 

3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки: предложения, абзацы. 

 

Абзац – часть текста, которая начинается с красной строки. Обычно текст имеет следующее строение (композицию): вступление, основная часть, заключение.

 

4. Последовательность. Каждое последующее предложение содержит новую информацию для расширения содержания текста.

 

5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. В качестве средств связи могут выступать лексические повторы, синонимические замены, однокоренные слова, союзы и т. д.

 

6. Цельность — это признак, который не допускает использование языковых средств, которые противоречат авторскому замыслу.

 

7. Законченность. Текст завершён, тема раскрыта полностью.

 

Рассмотрим на конкретном примере, как проявляются признаки текста. Внимательно прочитайте текст.

 

Украшению полотенец в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти поражают гармонической красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда!

 

Конечно, украшали полотенца так щедро не случайно. В старину эта незамысловатая вещица сопровождала человека, отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорождённого. На свадьбе жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем – объединяли в крепкую семью. И в будни полотенца всегда были рядом. «Рукотёры» со скромным узором висели у рукомойника, а вымоешь лицо — подадут «утиральник». Самыми же нарядными украшали избу: вешали в «красный» угол на образа, на зеркала и просто вдоль стен на крючки.

 

Делали так не только для красоты: по старинному поверью, узоры на полотенцах несли в себе силу добра, оберегали от всякого зла. Фон на тканях мастерицы называли «землёй», льняной холст олицетворял Мать Сыру Землю. На «земле» рдеет, буквально горит яркими нитями вышитый орнамент. Это образ огня, сходящего на равнину земли и дающего ей жизнь. Древняя славянская легенда рассказывает, что всё на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. А знаете, когда именно мастерицы-ткачихи изготовляли полотенца? Оказывается, для этого было строго определённое время: весной, до начала полевых работ. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить жарче и скорее прогнать стужу, чтобы земля родила на радость людям богатые плоды... Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. 

По Г. Дурасову

Тема данного текста – полотенца на Руси. Основная мысль – полотенца на Руси были вещами не только обыденными и повседневными, но и праздничными, и даже ритуальными. Наличие абзацев и микротем помогает составить план текста:

 

  1. Украшению полотенец в русской деревне придавали особое значение.
  2. Полотенца сопровождали человека в главные моменты его жизни.
  3. Тайны старинных узоров на полотенцах.

 

В каждом последующем предложении мы узнаём что-то новое, предложения связаны между собой. Одним из самых распространённых средств связи здесь является использование синонимов: полотенце, вещица, рукотёр, утиральник.

 

Можно сказать, что текст написан в научно-публицистическом стиле и, несмотря на небольшой объём, является законченным, тема раскрыта в достаточной степени.

 

Теперь, когда вы имеете представление о том, каким должен быть текст, вы сможете сами написать его. 

 

Памятка, как писать сочинение:

 

  1. Вдумайтесь в формулировку темы
  2. Определите свой замысел
  3. Решите вопрос о стиле речи
  4. Решите, какие типы речи вы будете использовать
  5. Соберите материал для сочинения
  6. Составьте план
  7. Решите, какие средства языка вам потребуются, подберите ключевые слова
  8. Напишите сочинение

Проверьте работу по пунктам памятки, а также на орфографические и пунктуационные ошибки.

 


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое текст? Из каких компонентов он состоит?
  2. Чем отличаются тема и основная мысль текста?
  3. Каких рекомендаций нужно придерживаться, чтобы написать хороший текст?


Предыдущий урок
Параллельная связь с повтором. Исправление неудачного повтора
Текст
Следующий урок
Средства связи предложений в тексте
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Словообразование глаголов

    Русский язык

  • Класс Однодольные

    Биология

  • Произведения о Великой Отечественной войне (К.М. Симонов, Д.С.Самойлов)

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке