На прошлом уроке вы подробно изучили особенности повествования и специфику художественного и разговорного повествования. Сегодня мы рассмотрим, как повествование может функционировать в художественном рассказе.
- Повествование и рассказ
- Композиция рассказа
- Языковые средства в рассказе
- Пример анализа рассказа-повествования
- Знать: определение повествования, рассказа, особенности композиции рассказа и языковые средства, которые могут в нём употребляться
- Уметь: анализировать повествовательный рассказ
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии или действии, протекающем во времени.
Рассказ — это малый прозаический жанр литературных произведений. В основе рассказа лежит какое-то яркое событие, случай.
С точки зрения композиции рассказ имеет чёткую структуру. Обычно в нём есть вступление, из которого становится понятно, о каких героях пойдёт речь, где и когда будет происходить действие и т. п. В основной части рассказа можно выделить завязку (начало действия), развитие, кульминацию (самый напряжённый момент) и развязку, в которой сообщается о том, что действие завершено. Иногда в рассказе есть и заключение – обобщающая часть, в которой подводятся некие итоги.
Именно из-за особенностей композиции основой рассказа является такой тип речи, как повествование, ведь завязка, развитие, кульминация и развязка представляют собой последовательные действия. Следует заметить, что в рассказе могут быть использованы и другие типы речи; их наличие зависит от целей автора.
Некоторые слова и словосочетания часто встречаются в конкретных частях текста:
Место текста
|
Языковые средства
|
завязка
|
однажды, как-то раз, дело было,
|
развитие действия
|
спустя, немного погодя, через
|
кульминация
|
неожиданно, вдруг, нежданно-
|
развязка
|
вот так, наконец-то, и вот,
|
В качестве примера рассмотрим рассказ-крохотку А. Солженицына «В сумерки»:
Хорошо помню очень у нас на Юге распространённое – сумерничанье. Перенесённое из дореволюции, может быть, ещё подкрепилось оно скудными и опасными годами Гражданской войны. Но обычай этот жил и раньше. Склоняла к тому многомесячная теплота южных сумерек? – а многие были изважены: никогда не спешить с лампой.
|
вступление
|
Повествование в рассказе ведётся от первого лица. Событие, о котором пойдет речь, – сумерничанье. В нём участвует не только герой-рассказчик, но и его земляки: у нас на Юге. Время действия – после Гражданской войны. Кроме глаголов, в первом абзаце есть также другие части речи, образованные от глагола. Мы видим, что тут также присутствуют элементы описания: скудными и опасными, многомесячная теплота южных сумерек. Но даже другой тип речи используется для того, чтобы уточнить условия, в которых происходило сумерничанье.
|
(1) Ещё засветло управясь с делами, кто и со скотом, – не склонялись, однако, и спать ложиться. (2) Выходили на завалинки, на уличные или дворовые скамейки, а то и просто сиживали в комнате, да при окнах открытых, без огня не напорхнёт мелкота. Садились тихо – один, другой, третий, как бы в задумчивости. И подолгу молчали.
(3) А кто и говорил – то негромко, нерезко, невперебив. Почему-то в разговорах тех ни у кого не возникало задора спорить, или желчно упрекать, или ссориться. (4) Лица – не видны почти, потом и вовсе, – и что-то незнакомое, вот, опознаётся в них, да и в голосах, что мы упустили заметить и за годы.
|
развитие действия
|
Основная часть текста состоит из двух абзацев. Несмотря на то, что происходящее нельзя назвать динамично развивающимся, можно выделить завязку (1), развитие (2), кульминацию (3) и развязку (4).
Используются глаголы, отглагольные части речи. Мы видим глаголы несовершенного вида в форме прошедшего времени; они указывают на повторяющиеся многократные действия.
Есть в тексте и обстоятельства времени (засветло, подолгу, за годы) и образа действия (при открытых окнах, без огня, тихо, в задумчивости, негромко, нерезко, невперебив, желчно).
Встречается много рядов однородных членов: на завалинки, на скамейки; один, другой, третий; негромко, нерезко, невперебив; спорить, упрекать, ссориться.
|
Овладевало всеми чувство чего-то единого, нам никогда не видимого, что тихо спускалось с гаснущего послезакатного неба, растворялось в воздухе, вливалось через окна, – та, незамечаемая в суете дня, глубокая серьёзность жизни, её нерастеребленный смысл. Наше касание к упускаемой загадке.
|
заключение
|
Заключение обладает теми же признаками повествования, что и предыдущие две части. Кроме элементов описания (не видимого, с гаснущего послезакатного неба), здесь есть и намёки на рассуждение, посвященное серьёзности жизни.
|
Контрольные вопросы:
- Как связано повествование с жанром рассказа?
- Из каких элементов состоит композиция рассказа?
- Какие языковые средства характерны для отдельных композиционных элементов рассказа?