Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русская православная церковь. Достижения российской культуры

История Древней Руси

28.03.2024
1605
0

Русская православная церковь

Разминка

  • На какие две самостоятельные церкви распалась христианская церковь в середине XI в.?
  • Кто возглавлял православную церковь?
  • Как назывался титул главы русской православной церкви? Кто его назначал?
  • Кто такие еретики? Как относилась к ним католическая церковь?
  • Когда прекратила своё существование Византийская империя? Кто захватил тогда Константинополь?

План урока

  • Ферраро-Флорентийская уния
  • Спор иосифлян и нестяжателей
  • Ереси на Руси

Цели урока

  • знать понятия: автокефалия
  • знать события и их даты: оформление церковной автокефалии, избрание митрополита Ионы
  • уметь объяснять условия приобретения автокефалии русской православной церковью, влияние религиозных учений на положение великокняжеской власти; характеризовать еретические учения XV в.; сравнивать учения нестяжателей и иосифлян

Ферраро-Флорентийская уния

Рис. 1. Ферраро-Флорентийский собор. Уния

Поскольку в середине XV в. над Константинополем нависла угроза захвата турками-османами, на Руси шла междоусобная война и сохранялась зависимость от Орды, византийский император стал искать помощи у папы римского. Он надеялся, что против мусульман объединятся все христианские страны. Поэтому патриарх согласился на проведение церковного собора, где предстояло обсудить вопрос об объединении двух церквей (православной и католической) (рис. 1).

 

Деятельность собора началась в 1438 г. в итальянском городе Ферраре, в 1439 г. — продолжилась во Флоренции. Здесь присутствовал и русский митрополит Исидор. В результате споров в 1439 г. была подписана уния греческой православной и римско-католической церкви при главенстве папы.

 

Когда Исидор вернулся в Москву, Василий II приказал бросить того в тюрьму и не признал унию. Исидор позже бежал в Литву. В 1448 г. в Москве состоялся церковный собор русских высших священников, которые выбрали сами митрополита. Им стал епископ рязанский Иона. С этих пор русская православная церковь приобрела автокефалию , то есть независимость от константинопольского патриарха.


Автокефалия — самоуправление, независимость одной из частей церкви, право избирать своих епископов.

 

1448 г. — церковный собор русских архиереев, самостоятельно избравший русского митрополита; приобретение автокефалии русской православной церковью.

 

Иона — первый митрополит автокефальной русской православной церкви.


Упражнение 1

 

1. Почему константинопольский патриарх согласился на проведение Ферраро-Флорентийского собора и подписание унии?

2. Как подписание унии отразилось на положении русской православной церкви?


Спор иосифлян и нестяжателей

Рис. 2. Преподобный Нил Сорский

К концу XV в. в руках монастырей имелось много земли. Такое богатство стало вызывать споры внутри самой церкви. Одна группа во главе с основателем скита (небольшого монастыря) недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским настаивала на том, что монахи должны вести жизнь в трудах и молитвах, не заботясь о богатстве (рис. 2). Поэтому монастырское землевладение надо ликвидировать. Монахи должны стремиться к духовному совершенствованию, жить в бедности и нестяжании («стяжать» — «наживать, приобретать»). Церковь должна быть самостоятельной и не подчиняться власти великого князя, ведь она подчиняется лишь Богу. Эту группу стали называть нестяжателями .

Рис. 3. Преподобный Иосиф Волоцкий

Другая часть духовенства защищала владения монастырей. Наиболее сильным противником Нила Сорского был основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (отсюда его сторонники получили наименование иосифляне ) (рис. 3). Он считал, что церковь должна не только сохранять своё имущество, но и приумножать его, чтобы использовать на строительство храмов, оказание помощи бедным, больным, сиротам. Однако монахи не должны жить в роскоши, а их жизнь должна быть подчинена монастырскому уставу, наставляющему на строгость и заботу о ближнем. В отношении власти князя иосифляне сначала считали, что церковь занимает более высокое положение. Однако позже Иосиф Волоцкий пересмотрел эти взгляды. Его сторонники вслед за ним решили, что главенствовать должен князь, ведь в его руках сила, с помощью которой он в состоянии помогать церкви бороться с еретиками.

Необходимость борьбы с еретиками признавали обе группы, считая, что они подрывают веру.

 

Первоначально Иван III поддержал нестяжателей. Его привлекала идея получения церковных земель. Однако со временем он склонился к иосифлянам, так как они отдавали главенство великокняжеской власти. Поэтому земли остались за монастырями.


Нестяжатели — группа духовенства на Руси в конце XV — начале XVI вв., считавшая, что церковь должна быть бедной.

 

Иосифляне — группа духовенства на Руси в конце XV — начале XVI вв., считавшая, что церковь должна быть богатой.

 

Нил Сорский  — лидер нестяжателей.

 

Иосиф Волоцкий  — лидер иосифлян.


Упражнение 2

 

1. Заполните таблицу «Спор иосифлян и нестяжателей».

 

Линии сравнения

Нестяжатели

Иосифляне

Лидер

?

Понимание жизни монахов

Отношение к великокняжеской власти

?


Ереси на Руси

Рис. 4. Расправа с еретиками в Новгороде. Миниатюра

В XV в. в русских землях распространение получили различные еретические учения. Первоначально они появились в Новгороде и Пскове ещё в XIV в. Так, стригольники (основателем учения был новгородский стригольник — цирюльник) отрицали церковные обряды, осуждали священников за нарушения Священного Писания. Во второй половине XV в. широко распространились взгляды жидовствующих (так как использовали Ветхий Завет). Они отрицали Святую Троицу: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Они утверждали, что Христос был человеком, пророком, а не сыном Бога, выступали против поклонения иконам, кресту, святым мощам, строительства храмов. Жидовствующие говорили, что душу можно спасти только чистыми помыслами и благими делами.

 

В 1504 г. церковный собор осудил еретиков и постановил расправиться с ними. Иван III поддержал это решение, после чего еретиков стали изгонять из городов, ссылать и кое-где сжигать на кострах (рис. 4).


Упражнение 3

 

1. Как вы думаете, почему первые ереси на Руси появились именно в Новгороде?

2. Какие ереси появились на Руси в XIV–XV вв.

3. Почему церковный собор осудил еретиков?


Контрольные вопросы

 

1. Каким образом изменения, произошедшие в русской православной церкви в XV в., повлияли на положение великокняжеской власти?

2. Чью позицию в споре иосифлян и нестяжателей занял Иван III? Почему?


Предыдущий урок
Дети и внуки Ярослава Мудрого. Общество Древней Руси
История Древней Руси
Следующий урок
Александр Невский и отражение натиска с запада. Золотая Орда и русские земли
История Древней Руси
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Средства связи предложений в тексте

    Русский язык

  • А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 2

    Литература

  • Правописание сложных существительных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке