Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русская православная церковь. Достижения российской культуры

История Древней Руси

Русская православная церковь

Разминка

  • На какие две самостоятельные церкви распалась христианская церковь в середине XI в.?
  • Кто возглавлял православную церковь?
  • Как назывался титул главы русской православной церкви? Кто его назначал?
  • Кто такие еретики? Как относилась к ним католическая церковь?
  • Когда прекратила своё существование Византийская империя? Кто захватил тогда Константинополь?

План урока

  • Ферраро-Флорентийская уния
  • Спор иосифлян и нестяжателей
  • Ереси на Руси

Цели урока

  • знать понятия: автокефалия
  • знать события и их даты: оформление церковной автокефалии, избрание митрополита Ионы
  • уметь объяснять условия приобретения автокефалии русской православной церковью, влияние религиозных учений на положение великокняжеской власти; характеризовать еретические учения XV в.; сравнивать учения нестяжателей и иосифлян

Ферраро-Флорентийская уния

Рис. 1. Ферраро-Флорентийский собор. Уния Рис. 1. Ферраро-Флорентийский собор. Уния

Поскольку в середине XV в. над Константинополем нависла угроза захвата турками-османами, на Руси шла междоусобная война и сохранялась зависимость от Орды, византийский император стал искать помощи у папы римского. Он надеялся, что против мусульман объединятся все христианские страны. Поэтому патриарх согласился на проведение церковного собора, где предстояло обсудить вопрос об объединении двух церквей (православной и католической) (рис. 1).

 

Деятельность собора началась в 1438 г. в итальянском городе Ферраре, в 1439 г. — продолжилась во Флоренции. Здесь присутствовал и русский митрополит Исидор. В результате споров в 1439 г. была подписана уния греческой православной и римско-католической церкви при главенстве папы.

 

Когда Исидор вернулся в Москву, Василий II приказал бросить того в тюрьму и не признал унию. Исидор позже бежал в Литву. В 1448 г. в Москве состоялся церковный собор русских высших священников, которые выбрали сами митрополита. Им стал епископ рязанский Иона. С этих пор русская православная церковь приобрела автокефалию , то есть независимость от константинопольского патриарха.


Автокефалия — самоуправление, независимость одной из частей церкви, право избирать своих епископов.

 

1448 г. — церковный собор русских архиереев, самостоятельно избравший русского митрополита; приобретение автокефалии русской православной церковью.

 

Иона — первый митрополит автокефальной русской православной церкви.


Упражнение 1

 

1. Почему константинопольский патриарх согласился на проведение Ферраро-Флорентийского собора и подписание унии?

2. Как подписание унии отразилось на положении русской православной церкви?


Спор иосифлян и нестяжателей

Рис. 2. Преподобный Нил Сорский Рис. 2. Преподобный Нил Сорский

К концу XV в. в руках монастырей имелось много земли. Такое богатство стало вызывать споры внутри самой церкви. Одна группа во главе с основателем скита (небольшого монастыря) недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским настаивала на том, что монахи должны вести жизнь в трудах и молитвах, не заботясь о богатстве (рис. 2). Поэтому монастырское землевладение надо ликвидировать. Монахи должны стремиться к духовному совершенствованию, жить в бедности и нестяжании («стяжать» — «наживать, приобретать»). Церковь должна быть самостоятельной и не подчиняться власти великого князя, ведь она подчиняется лишь Богу. Эту группу стали называть нестяжателями .

Рис. 3. Преподобный Иосиф Волоцкий Рис. 3. Преподобный Иосиф Волоцкий

Другая часть духовенства защищала владения монастырей. Наиболее сильным противником Нила Сорского был основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (отсюда его сторонники получили наименование иосифляне ) (рис. 3). Он считал, что церковь должна не только сохранять своё имущество, но и приумножать его, чтобы использовать на строительство храмов, оказание помощи бедным, больным, сиротам. Однако монахи не должны жить в роскоши, а их жизнь должна быть подчинена монастырскому уставу, наставляющему на строгость и заботу о ближнем. В отношении власти князя иосифляне сначала считали, что церковь занимает более высокое положение. Однако позже Иосиф Волоцкий пересмотрел эти взгляды. Его сторонники вслед за ним решили, что главенствовать должен князь, ведь в его руках сила, с помощью которой он в состоянии помогать церкви бороться с еретиками.

Необходимость борьбы с еретиками признавали обе группы, считая, что они подрывают веру.

 

Первоначально Иван III поддержал нестяжателей. Его привлекала идея получения церковных земель. Однако со временем он склонился к иосифлянам, так как они отдавали главенство великокняжеской власти. Поэтому земли остались за монастырями.


Нестяжатели — группа духовенства на Руси в конце XV — начале XVI вв., считавшая, что церковь должна быть бедной.

 

Иосифляне — группа духовенства на Руси в конце XV — начале XVI вв., считавшая, что церковь должна быть богатой.

 

Нил Сорский  — лидер нестяжателей.

 

Иосиф Волоцкий  — лидер иосифлян.


Упражнение 2

 

1. Заполните таблицу «Спор иосифлян и нестяжателей».

 

Линии сравнения

Нестяжатели

Иосифляне

Лидер

?

Понимание жизни монахов

Отношение к великокняжеской власти

?


Ереси на Руси

Рис. 4. Расправа с еретиками в Новгороде. Миниатюра Рис. 4. Расправа с еретиками в Новгороде. Миниатюра

В XV в. в русских землях распространение получили различные еретические учения. Первоначально они появились в Новгороде и Пскове ещё в XIV в. Так, стригольники (основателем учения был новгородский стригольник — цирюльник) отрицали церковные обряды, осуждали священников за нарушения Священного Писания. Во второй половине XV в. широко распространились взгляды жидовствующих (так как использовали Ветхий Завет). Они отрицали Святую Троицу: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Они утверждали, что Христос был человеком, пророком, а не сыном Бога, выступали против поклонения иконам, кресту, святым мощам, строительства храмов. Жидовствующие говорили, что душу можно спасти только чистыми помыслами и благими делами.

 

В 1504 г. церковный собор осудил еретиков и постановил расправиться с ними. Иван III поддержал это решение, после чего еретиков стали изгонять из городов, ссылать и кое-где сжигать на кострах (рис. 4).


Упражнение 3

 

1. Как вы думаете, почему первые ереси на Руси появились именно в Новгороде?

2. Какие ереси появились на Руси в XIV–XV вв.

3. Почему церковный собор осудил еретиков?


Контрольные вопросы

 

1. Каким образом изменения, произошедшие в русской православной церкви в XV в., повлияли на положение великокняжеской власти?

2. Чью позицию в споре иосифлян и нестяжателей занял Иван III? Почему?


Предыдущий урок
Образ жизни и духовный мир населения Руси. Древнерусская культура
История Древней Руси
Следующий урок
Создание Монгольской империи. Походы Батыя
История Древней Руси
  • Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными

    Русский язык

  • А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 1

    Литература

  • И.Ф.Шиллер. «Перчатка»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке