Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русская православная церковь. Достижения российской культуры

История Древней Руси

30.03.2025
2445
0

Достижения российской культуры

Разминка

  • Когда и где началась эпоха Возрождения
  • Как изменилась власть великого князя Московского и Владимирского к концу XV в.?
  • Какие храмы были построены в Кремле при Иване Калите?
  • Что было характерно для русской культуры XIV в.?
  • Чем известен Феофан Грек?

План урока

  • Особенности русской культуры в XV — начале XVI в.
  • Расцвет летописания
  • Литература
  • Москва — «стольный град»
  • Расцвет русской иконописи

Цели урока

  • знать понятия: хронограф
  • знать события и их даты: строительство краснокирпичного Московского Кремля и Успенского собора в Москве
  • уметь называть отечественные произведения искусства XV — начала XVI в.; объяснять особенности русской культуры XV — начала XVI в.; характеризовать роль Андрея Рублёва, Дионисия, Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового, Евфимия II в развитии русской культуры XV в.

Особенности русской культуры в XV — начале XVI в.

Рис. 1. Архангельский собор. XVI в. Москва. Архитектор Алевиз Новый Рис. 1. Архангельский собор. XVI в. Москва. Архитектор Алевиз Новый

В XV в. формировалось единое Российское государство, постепенно стирались различия местных культур, складывалась общая. Тема объединения и укрепления государства становится ведущей. Такие важные события, как Флорентийская уния, стояние на Угре, объединение земель не могли быть оставлены без внимания авторов литературных произведений.

 

Освобождение от ордынской зависимости позволило расширить контакты с другими государствами, познакомиться с их культурой и традициями. Особое значение имели связи с Италией, поскольку оттуда приезжали мастера, сыгравшие важную роль в русской культуре.

 

Укрепление великокняжеской власти и превращение Москвы в центр политической жизни способствовали активному строительству в столице. Освобождение породило жажду жизни, стремление к красоте, повышенный интерес к миру.


Упражнение 1

 

1. В чём заключаются особенности русской культуры на рубеже XV−XVI в.?


Расцвет летописания

 

В XV в. по-прежнему летописи создавались в разных городах, однако освещали теперь преимущественно общероссийские события. 

 

Впервые после долгого времени появляются летописные своды, повествующие о всех русских землях. Особого внимания заслуживает общерусская летопись 1448 г. В ней автор советует объединить усилия северо-восточных русских земель и Новгорода для борьбы с Ордой. Данная летопись позже использовалась при создании других летописных сводов.

 

Помимо описания российских событий появились своды о событиях всемирной истории — хронографы. В них авторы рассказывали о том, что им было известно о Византии и Древней Греции. На рубеже XV–XVI вв. был создан «Русский хронограф».


Упражнение 2

 

1. Чем хронограф отличается от летописи?

2. Как русские летописные своды XV в. связаны с важнейшими историческими событиями и процессами того времени?


Литература

 

В XV в. наиболее распространённым жанром были сказания, посвящённые важным историческим событиям, например, нашествию Тимура. Автор повести обращает внимание на чудесное спасение Москвы, её защищённость самой Богоматерью, утверждает о богоизбранности столицы. Похожая мысль звучит в «Повести о белом клобуке» (клобук — головной убор патриарха и митрополита). Здесь объясняется, каким образом центр православного мира переместился на Русь, когда папа римский и патриарх константинопольский передали белый клобук новгородскому архиепископу.

 

Интерес к окружающему миру и расширение контактов государства привели к появлению таких произведений, как «Повесть о Царьграде», «Сказание о Вавилоне», «Повесть о Дракуле».

 

В данный период продолжают появляться новые жития и перерабатываются старые. Известен автор нескольких таких произведений — Пахомий Серб. Он переработал «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, написал «Житие Кирилла Белозерского».

 

Особое место в литературе второй половины XV в. занимает «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Будучи купцом, он отправился из Твери по Волге с товаром, но был ограблен и вынужден отправиться в страны Востока — Иран и Индию. В Индии купец прожил довольно долго, выучил язык. Позже он подробно описал своё путешествие. Примечательно, что, как и авторы летописей, Афанасий Никитин переживает за судьбу Руси, обращает внимание на вред, приносимый борьбой русских князей.

 

Появляются переводные произведения с латинского языка, например, об Александре Македонском и Троянской войне.


Пахомий Серб (Логофет) — монах Афонского монастыря, серб, приехавший на Русь и создавший здесь несколько житий.

 

Афанасий Никитин — тверской купец, совершивший длительное путешествие по странам Востока (Иран, Индия) и позже описавший его в «Хождении за три моря».


Упражнение 3

 

1. Какая мысль поднимается в «Повести о белом клобуке»?

2. Какие новые явления характерны для литературы второй пол. XV в.?

3. О каких странах можно узнать из «Хождения за три моря»?


Москва — «стольный град»

Рис. 2. Спасская башня Московского кремля. XV в. Автор Пьетро Антонио Солари Рис. 2. Спасская башня Московского кремля. XV в. Автор Пьетро Антонио Солари

Во второй половине XV в. Москва стала столицей Руси. Поэтому Иван III приложил усилия для её украшения и укрепления. 

 

В Москву были приглашены мастера из разных русских городов, а также из Италии. В итоге был создан Кремлёвский архитектурный ансамбль.

 

В 1485 г. началось строительство кремлёвских стен и башен из красного кирпича. Строили Кремль по проекту Аристотеля Фиораванти под руководством Антония Фрязина и Алевиза Нового.

Рис. 3. Успенский собор Рис. 3. Успенский собор
Аристотель Фиораванти известен также возведением самого главного храма Москвы — Успенского собора, построенного на месте старого времён Ивана Калиты. За образец Фиораванти взял Владимирский Успенский собор и создал в 1475–1478 гг. храм, стоящий в центре Соборной площади Кремля и сейчас. Успенский собор использовался не только для проведения богослужения, но и для возведения в сан митрополитов, оглашения государственных документов и их хранения (рис. 3).

Рис. 4. Новгородский кремль Рис. 4. Новгородский кремль

Недалеко от Успенского собора в начале XVI в. был построен Архангельский собор (рис. 1). Руководил возведением храма Алевиз Новый. Храм стал усыпальницей московский князей, первым здесь захоронили Ивана III. 

 

На той же площади находится ещё один храм, возведённый псковскими мастерами — Благовещенский собор, который использовался как домовая церковь великокняжеской семьи. Сейчас храм выглядит несколько иначе, чем в XV в.

 

Здесь расположено ещё одно сооружение, построенное итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо. Это здание носило светский характер и служило местом для парадных приёмов великого князя. За особую отделку фасада гранёным камнем здание получило название Грановитая палата (рис. 5).

Рис. 5. Грановитая палата. XV в. Архитекторы: Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо Рис. 5. Грановитая палата. XV в. Архитекторы: Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо

Таким образом оформился архитектурный ансамбль Московского Кремля, дошедший до наших дней.

 

На рубеже XV–XVI вв. строились каменные храмы и в других городах: Владимире, Коломне, Новгороде, Твери, Угличе.

 

Интересно, что в Новгородском Кремле по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II тоже было построено несколько храмов (рис. 4).


1485 г. — начало строительства стен и башен Московского Кремля из красного кирпича.

 

1475–1478 гг. — строительство современного Успенского собора Московского Кремля.

 

Аристотель Фиораванти — итальянский архитектор, приглашённый на Русь Иваном III для строительства Успенского собора и кремлёвских стен.

 

Евфимий II — новгородский архиепископ середины XV в., при котором были построены и отремонтированы многие новгородские храмы.


Упражнение 4

 

1. Каким образом Иван III создал образ Москвы как столицы государства?

2. Какие сооружения появились в Москве на рубеже XV–XVI вв.?


Расцвет русской иконописи

Рис. 6. Троица. Иконописец А. Рублёв. XV в. Рис. 6. Троица. Иконописец А. Рублёв. XV в.

Строительство храмов требовало их украшения. Поэтому в Москву прибыли иконописцы, прославившие русскую живопись на века. Самым известным именем в этом списке является имя Андрея Рублёва (рис. 5, 6). Вместе с уже знаменитым Феофаном Греком он расписывал Благовещенский собор. Позже Даниил Чёрный и Андрей Рублёв украсили фресками Успенский собор во Владимире. В дальнейшем их часто приглашали для росписи храмов крупнейших подмосковных монастырей. Одним из них стал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.

Рис. 7. Иоанн Предтеча. Из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Рис. 7. Иоанн Предтеча. Из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Помимо фресок известны великолепные иконы Андрея Рублёва: иконостасы Благовещенского и Троицкого соборов. Шедевром иконописца признано его произведение «Троица». Особенностью творчества Андрея Рублёва было использование красок, характерных для русской природы. Его иконы яркие и нарядные, в отличие от строгих ликов Феофана Грека. 

 

Во второй половине XV в. трудился замечательный художник Дионисий. Самыми известными работами иконописца были фрески и иконостасы Успенского собора Московского Кремля и Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 


Андрей Рублёв — русский иконописец первой половины XV в., самая знаменитая работа — икона «Троица».

 

Дионисий — русский иконописец второй половины XV — начала XVI в., самые знаменитые работы — росписи Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.


Упражнение 5

 

1. Какие храмы расписывал Андрей Рублёв, какие — Дионисий?

2. Узнайте, где сейчас хранится самое известное произведение Андрея Рублёва.


Контрольные вопросы

 

1. Установите соответствие между произведениями их авторами:

 

Произведение

Автор

Архангельский собор

Дионисий

Успенский собор в Москве

Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо

Икона «Троица»

Алевиз Новый

Житие Кирилла Белозерского

Аристотель Фиораванти

Грановитая палата

Андрей Рублёв

Хождение за три моря

Пахомий Серб

Роспись собора рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Афанасий Никитин

 


Достижения российской культуры

Разминка

  • Когда и где началась эпоха Возрождения
  • Как изменилась власть великого князя Московского и Владимирского к концу XV в.?
  • Какие храмы были построены в Кремле при Иване Калите?
  • Что было характерно для русской культуры XIV в.?
  • Чем известен Феофан Грек?

План урока

  • Особенности русской культуры в XV — начале XVI в.
  • Расцвет летописания
  • Литература
  • Москва — «стольный град»
  • Расцвет русской иконописи

Цели урока

  • знать понятия: хронограф
  • знать события и их даты: строительство краснокирпичного Московского Кремля и Успенского собора в Москве
  • уметь называть отечественные произведения искусства XV — начала XVI в.; объяснять особенности русской культуры XV — начала XVI в.; характеризовать роль Андрея Рублёва, Дионисия, Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового, Евфимия II в развитии русской культуры XV в.

Особенности русской культуры в XV — начале XVI в.

Рис. 1. Архангельский собор. XVI в. Москва. Архитектор Алевиз Новый Рис. 1. Архангельский собор. XVI в. Москва. Архитектор Алевиз Новый

В XV в. формировалось единое Российское государство, постепенно стирались различия местных культур, складывалась общая. Тема объединения и укрепления государства становится ведущей. Такие важные события, как Флорентийская уния, стояние на Угре, объединение земель не могли быть оставлены без внимания авторов литературных произведений.

 

Освобождение от ордынской зависимости позволило расширить контакты с другими государствами, познакомиться с их культурой и традициями. Особое значение имели связи с Италией, поскольку оттуда приезжали мастера, сыгравшие важную роль в русской культуре.

 

Укрепление великокняжеской власти и превращение Москвы в центр политической жизни способствовали активному строительству в столице. Освобождение породило жажду жизни, стремление к красоте, повышенный интерес к миру.


Упражнение 1

 

1. В чём заключаются особенности русской культуры на рубеже XV−XVI в.?


Расцвет летописания

 

В XV в. по-прежнему летописи создавались в разных городах, однако освещали теперь преимущественно общероссийские события. 

 

Впервые после долгого времени появляются летописные своды, повествующие о всех русских землях. Особого внимания заслуживает общерусская летопись 1448 г. В ней автор советует объединить усилия северо-восточных русских земель и Новгорода для борьбы с Ордой. Данная летопись позже использовалась при создании других летописных сводов.

 

Помимо описания российских событий появились своды о событиях всемирной истории — хронографы. В них авторы рассказывали о том, что им было известно о Византии и Древней Греции. На рубеже XV–XVI вв. был создан «Русский хронограф».


Упражнение 2

 

1. Чем хронограф отличается от летописи?

2. Как русские летописные своды XV в. связаны с важнейшими историческими событиями и процессами того времени?


Литература

 

В XV в. наиболее распространённым жанром были сказания, посвящённые важным историческим событиям, например, нашествию Тимура. Автор повести обращает внимание на чудесное спасение Москвы, её защищённость самой Богоматерью, утверждает о богоизбранности столицы. Похожая мысль звучит в «Повести о белом клобуке» (клобук — головной убор патриарха и митрополита). Здесь объясняется, каким образом центр православного мира переместился на Русь, когда папа римский и патриарх константинопольский передали белый клобук новгородскому архиепископу.

 

Интерес к окружающему миру и расширение контактов государства привели к появлению таких произведений, как «Повесть о Царьграде», «Сказание о Вавилоне», «Повесть о Дракуле».

 

В данный период продолжают появляться новые жития и перерабатываются старые. Известен автор нескольких таких произведений — Пахомий Серб. Он переработал «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, написал «Житие Кирилла Белозерского».

 

Особое место в литературе второй половины XV в. занимает «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Будучи купцом, он отправился из Твери по Волге с товаром, но был ограблен и вынужден отправиться в страны Востока — Иран и Индию. В Индии купец прожил довольно долго, выучил язык. Позже он подробно описал своё путешествие. Примечательно, что, как и авторы летописей, Афанасий Никитин переживает за судьбу Руси, обращает внимание на вред, приносимый борьбой русских князей.

 

Появляются переводные произведения с латинского языка, например, об Александре Македонском и Троянской войне.


Пахомий Серб (Логофет) — монах Афонского монастыря, серб, приехавший на Русь и создавший здесь несколько житий.

 

Афанасий Никитин — тверской купец, совершивший длительное путешествие по странам Востока (Иран, Индия) и позже описавший его в «Хождении за три моря».


Упражнение 3

 

1. Какая мысль поднимается в «Повести о белом клобуке»?

2. Какие новые явления характерны для литературы второй пол. XV в.?

3. О каких странах можно узнать из «Хождения за три моря»?


Москва — «стольный град»

Рис. 2. Спасская башня Московского кремля. XV в. Автор Пьетро Антонио Солари Рис. 2. Спасская башня Московского кремля. XV в. Автор Пьетро Антонио Солари

Во второй половине XV в. Москва стала столицей Руси. Поэтому Иван III приложил усилия для её украшения и укрепления. 

 

В Москву были приглашены мастера из разных русских городов, а также из Италии. В итоге был создан Кремлёвский архитектурный ансамбль.

 

В 1485 г. началось строительство кремлёвских стен и башен из красного кирпича. Строили Кремль по проекту Аристотеля Фиораванти под руководством Антония Фрязина и Алевиза Нового.

Рис. 3. Успенский собор Рис. 3. Успенский собор
Аристотель Фиораванти известен также возведением самого главного храма Москвы — Успенского собора, построенного на месте старого времён Ивана Калиты. За образец Фиораванти взял Владимирский Успенский собор и создал в 1475–1478 гг. храм, стоящий в центре Соборной площади Кремля и сейчас. Успенский собор использовался не только для проведения богослужения, но и для возведения в сан митрополитов, оглашения государственных документов и их хранения (рис. 3).

Рис. 4. Новгородский кремль Рис. 4. Новгородский кремль

Недалеко от Успенского собора в начале XVI в. был построен Архангельский собор (рис. 1). Руководил возведением храма Алевиз Новый. Храм стал усыпальницей московский князей, первым здесь захоронили Ивана III. 

 

На той же площади находится ещё один храм, возведённый псковскими мастерами — Благовещенский собор, который использовался как домовая церковь великокняжеской семьи. Сейчас храм выглядит несколько иначе, чем в XV в.

 

Здесь расположено ещё одно сооружение, построенное итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо. Это здание носило светский характер и служило местом для парадных приёмов великого князя. За особую отделку фасада гранёным камнем здание получило название Грановитая палата (рис. 5).

Рис. 5. Грановитая палата. XV в. Архитекторы: Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо Рис. 5. Грановитая палата. XV в. Архитекторы: Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо

Таким образом оформился архитектурный ансамбль Московского Кремля, дошедший до наших дней.

 

На рубеже XV–XVI вв. строились каменные храмы и в других городах: Владимире, Коломне, Новгороде, Твери, Угличе.

 

Интересно, что в Новгородском Кремле по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II тоже было построено несколько храмов (рис. 4).


1485 г. — начало строительства стен и башен Московского Кремля из красного кирпича.

 

1475–1478 гг. — строительство современного Успенского собора Московского Кремля.

 

Аристотель Фиораванти — итальянский архитектор, приглашённый на Русь Иваном III для строительства Успенского собора и кремлёвских стен.

 

Евфимий II — новгородский архиепископ середины XV в., при котором были построены и отремонтированы многие новгородские храмы.


Упражнение 4

 

1. Каким образом Иван III создал образ Москвы как столицы государства?

2. Какие сооружения появились в Москве на рубеже XV–XVI вв.?


Расцвет русской иконописи

Рис. 6. Троица. Иконописец А. Рублёв. XV в. Рис. 6. Троица. Иконописец А. Рублёв. XV в.

Строительство храмов требовало их украшения. Поэтому в Москву прибыли иконописцы, прославившие русскую живопись на века. Самым известным именем в этом списке является имя Андрея Рублёва (рис. 5, 6). Вместе с уже знаменитым Феофаном Греком он расписывал Благовещенский собор. Позже Даниил Чёрный и Андрей Рублёв украсили фресками Успенский собор во Владимире. В дальнейшем их часто приглашали для росписи храмов крупнейших подмосковных монастырей. Одним из них стал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.

Рис. 7. Иоанн Предтеча. Из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Рис. 7. Иоанн Предтеча. Из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Помимо фресок известны великолепные иконы Андрея Рублёва: иконостасы Благовещенского и Троицкого соборов. Шедевром иконописца признано его произведение «Троица». Особенностью творчества Андрея Рублёва было использование красок, характерных для русской природы. Его иконы яркие и нарядные, в отличие от строгих ликов Феофана Грека. 

 

Во второй половине XV в. трудился замечательный художник Дионисий. Самыми известными работами иконописца были фрески и иконостасы Успенского собора Московского Кремля и Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 


Андрей Рублёв — русский иконописец первой половины XV в., самая знаменитая работа — икона «Троица».

 

Дионисий — русский иконописец второй половины XV — начала XVI в., самые знаменитые работы — росписи Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.


Упражнение 5

 

1. Какие храмы расписывал Андрей Рублёв, какие — Дионисий?

2. Узнайте, где сейчас хранится самое известное произведение Андрея Рублёва.


Контрольные вопросы

 

1. Установите соответствие между произведениями их авторами:

 

Произведение

Автор

Архангельский собор

Дионисий

Успенский собор в Москве

Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо

Икона «Троица»

Алевиз Новый

Житие Кирилла Белозерского

Аристотель Фиораванти

Грановитая палата

Андрей Рублёв

Хождение за три моря

Пахомий Серб

Роспись собора рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Афанасий Никитин

 


Предыдущий урок
Создание Монгольской империи. Походы Батыя
История Древней Руси
Следующий урок
Распад Древнерусского государства
История Древней Руси
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов

    Алгебра

  • Решение задач с помощью систем уравнений

    Алгебра

  • Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке