Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культура русских земель

История Древней Руси

Культура Русских земель

 

Историческая справка

Рис. 1. Николо-Дворищенский собор. XII в. Новгород Рис. 1. Николо-Дворищенский собор. XII в. Новгород

В современном Великом Новгороде сохранился кусочек того времени, когда по его улицам ходил былинный герой Садко, бушевали страсти на вече, мчалась дружина Александра Невского. Таким местом является Ярославово дворище, расположенное на Торговой стороне. Несмотря на всю последующую историю, включая артобстрелы Великой Отечественной войны, здесь удалось сохранить семь древних храмов. Самый древний из них — Никольский собор (рис. 1), открытый в том же году, когда изгнали из Новгорода князя Всеволода Мстиславича и основали республику.

Рис. 2. Храм Покрова на Нерли. XII в. Владимир Рис. 2. Храм Покрова на Нерли. XII в. Владимир

Дошли до наших дней и храмы Владимиро-Суздальской земли, например, построенный при Андрее Боголюбском храм Покрова на Нерли (рис. 2). Посмотрите на фотографии этих храмов. Они построены в одном столетии, в одной стране, но совершенно разные: строгий, основательный, сдержанный Никольский собор 

и изящный, утончённый Храм Покрова.

 

Чем же можно объяснить эти архитектурные особенности? Только ли в области строительства возникли различия в период раздробленности?

План урока

  • Грамотность и письменность в XII — начале XIII вв.
  • Литература в период раздробленности
  • Архитектура Новгородской и Владимиро-Суздальской земель
  • Живопись периода раздробленности

Цели урока

  • знать события и их даты: создание «Слова о полку Игореве», строительство Успенского собора во Владимире
  • уметь называть памятники русской культуры периода раздробленности; характеризовать особенности литературы, архитектуры и живописи Новгородской и Владимиро-Суздальской земель; сравнивать архитектурные школы Новгорода и Владимира; определять по иллюстрации название храмов: Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу, Успенского собора во Владимире, Покрова на Нерли, Дмитриевского собора

Грамотность и письменность в XII — начале XIII вв.

Рис. 3. Берестяная грамота и рисунки Онфима. XIII в. Рис. 3. Берестяная грамота и рисунки Онфима. XIII в.

Как вы знаете, в Древней Руси грамотными были многие люди, независимо от их положения в обществе. В период раздробленности ситуация не изменилась. Объяснить большую, чем в Европе грамотность населения Русских земель можно отсутствием различия между письменным и разговорным языком. Осваивая письменность человеку не надо было овладевать чужим языком, как это было в европейских странах, читавших и писавших на латыни.

Рис. 4. Костяное писало. XI в. Новгород Рис. 4. Костяное писало. XI в. Новгород

Подтверждением широкого распространения грамотности по-прежнему являются берестяные грамоты. Наиболее ранние из них относятся к XI в., а самые поздние — к XV в. Берестяные грамоты археологи сейчас находят не только в Новгороде, но и в других городах: Старая Русса, Тверь, Торжок, Смоленск, Псков, Москва, Вологда, Старая Рязань, Витебск, Мстиславль, Звенигород Галицкий.

 

Интересной является находка так называемых берестяных «тетрадей» мальчика Онфима (рис. 3). Здесь он упражнялся в письме и делал рисунки. Эти грамоты относятся к XIII в. (рис. 4).

Устный и письменный язык на всей территории Русской земли оставался один.


Упражнение 1

 

Почему в Русских землях грамотность была распространена больше, чем в Европе?


Литература в период раздробленности

 

Распад единого государства, как мы знаем, не привёл к исчезновению общих культурных традиций. По-прежнему писались летописи, жития, слово. 

 

В столицах крупных земель в это время оформилось собственное летописание. Его основной задачей было восхваление своих князей. За начало летописцы обычно брали «Повесть временных лет», после чего рассказывали о местных событиях и самых важных общерусских. Летописцы осуждали междоусобицы князей, высказывали мысли о необходимости совместных действий.

 

Андрей Боголюбский стремился возвысить Владимирскую Русь и уравнять духовное значение Владимира с Киевом. Поэтому при нём были созданы «Житие епископа Леонтия Ростовского», «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы». В других землях также писали жития о местных почитаемых святых.

Рис. 5. Поход князя Игоря. Художник Н. Рерих. ХХ в. Рис. 5. Поход князя Игоря. Художник Н. Рерих. ХХ в.

Особое место в литературе того периода занимают «Слово» и «Моление» Даниила Заточника . Используя строки из Священного Писания, автор в иносказательной форме показывает быт и нравы своей эпохи. Из этих произведений, во многом похожих, мы можем увидеть, насколько сложной является жизнь простого человека на Руси. Автор обращается за помощью к князю, надеясь на его защиту.

 

Величайшим произведением древнерусской литературы признаётся 

«Слово о полку Игореве» , автор которого неизвестен. Написано произведение было сразу после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Автор осуждает и жалеет князя, отправившегося в одиночку против кочевников, показывает трагедию его семьи. Именно в этом произведении мы видим понимание единства Русских земель, поскольку в нём звучит призыв к объединению всех русских князей для совместной борьбы с вернувшейся угрозой (рис. 5).


 


1185 г. — поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев, создание «Слова о полку Игореве».

 

Даниил Заточник — автор литературных произведений «Слова» и «Моления», написанных в XIII в.


Упражнение 2

 

Какую общую тему поднимает большинство авторов периода раздробленности?


Архитектура Новгородской и Владимиро-Суздальской земель

Рис. 6. Церковь Спаса на Нередице. XII в. Новгород Рис. 6. Церковь Спаса на Нередице. XII в. Новгород

Архитектура периода раздробленности, как и всю эпоху Средневековья, была связана с религией. Разделение государства на отдельные земли привело к появлению местных традиций в строительстве. Особенности материала, внешнего вида, размера храмов зависели от природных условий, контактов с соседями, системы управления. 

 

В Новгороде и Владимире доступным был известняк, поэтому здесь распространение получило белокаменное зодчество. В тоже время в Киеве и Смоленске строили храмы из плинфы (широкий и длинный кирпич). Храмы юго-западных земель отличаются элементами декора, пришедшими из соседних католических стран.

Рис. 7. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. XIII в. Новгород Рис. 7. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. XIII в. Новгород

Храмы Новгорода второй половины XII — начала XIII в. выделяются своей основательностью, простотой, небольшими размерами. Большинство из них однокупольные без внешнего декора. Яркими примерами могут служить церкви Спаса на Нередице (рис. 6) и Параскевы Пятницы на Торгу (рис. 7) в Новгороде. Объясняются такие черты храмов тем, что строили их за счёт собранных купцами, боярами, ремесленниками средств, которые не нуждались в возвышении своей столицы. Кроме того, храм выполнял роль склада, где хранилось имущество горожан и купеческие товары. Поэтому храм должен быть крепким и недорогим.

Рис. 8. Успенский собор. XII в. Владимир Рис. 8. Успенский собор. XII в. Владимир

А вот церкви Владимиро-Суздальской Руси создавались с другими целями. Здесь была сильна княжеская власть. Ещё Андрей Боголюбский мечтал, что Владимир станет равным Киеву, а Всеволод Большое гнездо стал называться великим князем. Поэтому для возвышения и величия своих городов они не скупились: нанимали лучших зодчих, резчиков по камню, художников. Наиболее известными сооружениями, построенными при Андрее Боголюбском, являются Успенский собор во Владимире (перестраивался при Всеволоде, рис. 8), Покрова на Нерли (рис. 2), Золотые ворота во Владимире (рис. 9).

Рис. 9. Святые Борис и Глеб. Рельефы Успенского собора во Владимире. XII в. Рис. 9. Святые Борис и Глеб. Рельефы Успенского собора во Владимире. XII в.

Успенский собор увенчан пятью куполами, обладает высотой больше, чем храмы Святой Софии. Во второй половине XII в. пережил два пожара и был перестроен при Всеволоде Большом Гнезде. Золотые ворота Андрей построил, соперничая с Киевом, показывая, что Владимир не уступает ему (рис. 10). Покрова на Нерли был возведён, когда погиб от полученных ран во время похода сын Андрея Боголюбского. Храм, построенный на искусственном острове, своим изяществом и белым цветом напоминает плывущего по воде лебедя. Поэтому его порой называют «лебёдушкой» русской архитектуры.

Рис. 10. Золотые ворота. XII в. Владимир Рис. 10. Золотые ворота. XII в. Владимир

Продолжая политику своего брата, Всеволод Большое Гнездо организовал строительство Дмитриевского собора в честь Святого Дмитрия Солунского, покровителя Всеволода, поскольку при крещении он получил имя Дмитрий. Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных (рис. 11).


Рис. 11. Дмитриевский собор. XII в. Владимир Рис. 11. Дмитриевский собор. XII в. Владимир

Плинфа — широкий длинный плоский кирпич, использовавшийся для строительства и украшения храмов.


Упражнение 3

 

1. Чем объясняются отличия новгородской и владимиро-суздальской архитектуры?

2. Укажите названия храмов, изображённых на иллюстрациях ниже,

и город, в котором они расположены.


Живопись периода раздробленности

Рис. 12. Пётр Александрийский. Фреска. Храм Спаса на Нередице. </p><p>XII в. Новгород Рис. 12. Пётр Александрийский. Фреска. Храм Спаса на Нередице. 

XII в. Новгород

В период раздробленности художники продолжили писать иконы и фрески. Однако разделение земель способствовало складыванию своих стилей.

 

Так во второй половине XII в. в Новгороде сформировался свой стиль живописи, поскольку стали работать свои мастера, а не приезжие из Киева или других стран, как раньше. В новгородских храмах не принята мозаика, для фресок свойственно стремление к упрощению и передаче чувств. Наиболее ярким примером стали фрески Спаса на Нередице. Из новгородских икон до нашего времени дошла икона «Ангел Златые власы» (рис. 12).

Рис 13. Дмитрий Солунский. Икона. XIII в. Государственная Третьяковская галерея. Москва Рис 13. Дмитрий Солунский. Икона. XIII в. Государственная Третьяковская галерея. Москва

От живописи Владимиро-Суздальской Руси сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Владимиро-суздальская живопись отличается изяществом формы, богатством красок и оттенков, «суздальской» нарядностью. Большой интерес представляет икона «Дмитрий Солунский».  Дмитрий изображен сидящим на троне в дорогих одеждах, в венце, с полуобнаженным мечом в руках. Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо (рис. 13).


Упражнение 4

 

Как в живописи проявились особенности новгородского и владимиро-суздальского стилей в искусстве?


Контрольные вопросы

 

1. Почему в период раздробленности возникают различия в культуре русских земель?

2. В какие города современной России вы посоветовали бы отправиться своим сверстникам, чтобы познакомиться с древнерусской архитектурой и живописью?

3. Можно ли говорить о сохранении единства культуры Руси в период раздробленности? Ответ подтвердите фактами.


Предыдущий урок
Образ жизни и духовный мир населения Руси. Древнерусская культура
История Древней Руси
Следующий урок
Древние люди на территории нашей страны. Языковые семьи и первые государства
История Древней Руси
  • Деловая речь

    Русский язык

  • А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

    Литература

  • И.С.Тургенев. «Бежин луг»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке