Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сфера духовной жизни

Общество и человек

24.04.2024
5247
0

Сфера духовной жизни

 

План урока

  • Духовная сфера жизни общества
  • Культура личности и общества
  • Развитие культуры в современной России

Цели урока

  • научиться давать определение понятия «культура», определить тенденции развития духовной культуры современной России
  • знать понятия: культура, внутренняя культура, внешняя культура
  • уметь выявлять основные аспекты духовной сферы, определять характер и приводить примеры внешней и внутренней культуры, анализировать состояние культуры в современной России

 

Вступление

 

В жизни общества и каждого человека огромную роль занимает культура. Но что же такое «культура»? Подумайте, что вы понимаете под словосочетанием «культурный человек»? Многообразие культурных форм позволяет нам понять то, как жил, думал, мечтал, творил человек прошлого, чем вдохновляется человек настоящего и будущего. Данная тема позволит более чётко посмотреть на структуру духовной культуры, понять её взаимосвязи с культурой всего общества и отдельной личности.

Духовная сфера жизни общества

В предыдущих темах мы уже познакомились с духовной сферой и знаем, что к ней относятся наука, научные организации, религия, религиозные организации, искусство, театр, музыка, изобразительное искусство и соответствующая деятельность людей.

Не только материальные, но и духовные ценности постоянно создаются людьми. Что же отличает духовную сферу от всех остальных сфер?

 


Характерные черты духовной сферы:

  1. Она имеет сложную структуру: язык, мораль, право, образование, религию, науку, искусство, философию и т. д. Духовные ценности отличаются от материальных своей долговечностью. Потребности людей в таких ценностях безграничны.
  2. Множество людей различных профессий заняты созданием, сохранением и распространением ценностей духовной культуры. К культурной сфере относятся и учреждения, где готовят будущих деятелей искусства: музыкальные училища и консерватории, художественные, театральные училища, институты культуры и т. д.
  3. При помощи многочисленных специализированных учреждений создаются, сохраняются и распространяются духовные ценности: библиотеки, музеи, школы, театры, галереи и т. д.


Итак, в духовную сферу жизни общества входит всё, что связано с наукой, искусством, религией, культурой. Это и сами произведения искусства, и все связанные с ними учреждения искусства. Все люди связаны так или иначе с культурой, наукой, искусством, а значит непосредственно связаны с духовной сферой жизни общества.

Культура личности и общества

Как известно, единого определения понятия «культура» не существует. Культура многообразная и разносторонняя.


В широком смысле под культурой  обычно понимают все области человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с внутренним миром человека, его личностными и душевными качествами, взглядами на мир.


На основе этого определения мы можем выделить виды культуры личности:

  1. Внешняя культура — это произведения искусства, созданные руками человеком, например, создание скульптуры, картины, литературного романа и т. д.
  2. Внутренняя культура — это личные качества человека, его воображение, мышление, разум, чувства, мысли.

 

Внешняя и внутренняя культуры связанны между собой и влияют друг на друга. Так, например, великое произведение искусства отражает внутреннюю культуру её создателя и одновременно такое произведение может повысить внутреннюю культуру другого человека. После прочтения хорошей книги, которая является внешней культурой, повышается внутренняя культура читавшего, развивается его воображение. 

По-настоящему культурный человек всегда будет стремиться быть широко образованным. Такому человеку будет трудно в узких рамках внешнего мира. Ему необходим как внешний, так и внутренний мир во всём многообразии.

Если говорить о многообразии культуры, то принято выделять три основные формы культуры:

  • элитарная — обладает высоким уровнем сложности, произведения созданы профессионалами, имеют многозначное содержание, что позволяет обращаться к ним вновь, кроме того, отражают внутренний мир создателя. Пример: балет, классическая литература, опера и др.;
  • народная — предназначена для широкой аудитории, автор, как правило, неизвестен. Это народные сказки, предания, мифы. Принято называть фольклором, который нередко выражает важнейшие идеи, хранимые многими поколениями;
  • массовая — обладает низким уровнем сложности восприятия, то есть понятна всем слоям населения, имеет развлекательный характер, распространяется через средства массовой информации. Всегда носит коммерческий характер. Примером может служить поп-музыка, популярная литература (Гарри Поттер), комиксы, сериалы и др.

Развитие культуры в современной России

Культура современной России испытала серьёзные изменения в сравнении с прошлым веком. Отсутствие цензуры и единой идеологии открыли новые возможности и перспективы для развития духовной жизни страны. Но в тоже время намечаются и негативные последствия такой «свободы». Всё чаще в «культурный свет» выходят произведения, носящее низкие моральные принципы, пропаганда жестокости, пошлости.

Проблема состоит в том, что не каждый человек может достаточно быстро определить, качественна та или иная книга или тот или иной фильм. Этим и пользуются деятели «культуры», которые пускают на рынок низкопробные произведения.

Как уже было сказано, все сферы жизнедеятельности общества взаимосвязаны. Политические изменения, переход к рыночной экономике отразились и на духовной сфере. Так, теперь большинство культурных учреждений спонсируются не только государством. Это позволило получить дальнейшее развитие. 

Сейчас активно развивается деятельность всевозможных фондов, организаций, которые занимаются охраной и сохранением памятников культуры России, помогают в их развитии. Но всех этих организаций не хватает для полного сохранения культурных ценностей. Прежде всего, сохранность таких произведений зависит от внутренней культуры человека, его моральных и нравственных ценностей.  Поэтому важно сохранять и развивать российскую культуру, ведь она является лицом всего государства Российская Федерация.

 

Подведём итоги

 

Единого определения понятия «культура» учёными не выявлено. Но мы можем определить культуру в широком смысле как все области человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с внутренним миром человека, его личностными и душевными качествами, взглядами на мир. Культура личности разделяется на внутреннюю — чувства, разум, мораль — и внешнюю — всё, что создано руками человека. Два вида этих культур личности тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В Российской Федерации развитие культурной сферы является одной из приоритетных сфер политики государства. Делается всё необходимое для сохранения многонационального культурного фонда страны.

 


Контрольные вопросы:

 

1. Что включает в себя понятие «культура» в широком смысле слова?

2. Что представляет собой духовная сфера общества?

3. Чем внутренняя культура отличается от внешней?

4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь России?


Предыдущий урок
Религия как одна из форм культуры
Общество и человек
Следующий урок
Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Преобразование рациональных выражений

    Алгебра

  • Кислоты, их классификация и химические свойства

    Химия

  • Охрана природы и охраняемые территории

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке